Метафоричное путешествие «Ежика в тумане» -- это как переосмысленный квест для самых маленьких по первой части «Божественной комедии» Данте, посвященной кругам Ада. Версия.
Можно по-разному относиться к мультфильму «Ежик в тумане». Кто-то его категорически не любит, считает наркоманским трипом режиссера и вредным для детей. Кто-то возносит на пьедестал, как глубокую притчу с философским смыслом, высказанную в условиях совка эзоповым языком анимации. И настоятельно рекомендует детям к просмотру. Кому-то просто нравится музыка и забавные цитаты. В любом случае каждый из нас знает его и может сказать свою пару слов о нем.
Чем была хороша отечественная мультипликация, так это серьезным подходом к подбору музыки. Любой хороший мультик запоминался не только персонажами, но и сопровождающей музыкой. Созданием музыкального фона занимались настоящие мастера своего дела, именитые композиторы. Но бывало так, что режиссеры полагались на своих звукооператоров или сами подбирали звуковое полотно для своих фильмов.
Одним из детских потрясений для меня был «Ежик в тумане» Юрия Норштейна – его часто показывали по ТВ и крутили на детских 10-часовых сеансах в кинотеатрах. Не сказать, что его сильно любили дети – он был слишком серьезный и метафоричный, без аттракциона веселья и приключений. Просто принимали, как данность, как подарок от взрослых, обязательный к просмотру.
Невероятно грустная и добрая история рассказывала о двух друзьях — Ежике и Медвежонке. Вечерами они считали звезды, каждый в свою сторону. Однажды Ежик, как обычно, пошел к Медвежонку. Он нес малиновое варенье в узелочке, чтобы они с другом смогли устроить пикник и выпить чай из самовара. В него Медвежонок всегда кладет веточки можжевельника.
По дороге Ежик попадает в туман, где встречает невероятных существ: слона и улитку, белую грустную лошадь и забавных юрких мотыльков, а еще — жутких летучих мышей и туповатого филина. Также Ежик знакомится с таинственным существом-рыбой (сом, налим, водяной), которое живет в реке и говорит вежливо, но тихо. Оно помогает Ежику добраться до берега. Добрый пес приносит Ежику потерянный сверток с вареньем. А Медвежонок тем временем тоже ищет Ежика. Наконец друзья встречаются и снова считают звезды, каждый по-своему. Если они этого не сделают, то кто будет считать звезды вместо них?
Крыс не любят. Но ежик — крыса с иголками и коротким хвостом. Белка — пушистая крыса с пушистым хвостом. Вывод: главное — дизайн и маркетинг!
Видеоряд был очень тесно сплетен с музыкой, что представить «Ежика» без музыки было совсем невозможно. Она очень напоминала классическую музыку с резкими переходами от печальной осенней меланхолии к органно-хоральному, почти литургическому звучанию, мелодическому торжеству света над тьмой.
Очень сильные мелодии то пугали, то наоборот дарили надежду, то снова вгоняли в тоску и вселяли тревогу. «Ежика в тумане» всегда можно было слушать с закрытыми глазами – это как определенная психологическая практика, раскрепощение эмоций и фантазии, под нее хорошо думается. Можно даже назвать ее небольшой оперой для самых маленьких, хотя слушается во взрослом возрасте даже глубже и эмоциональнее.
Меня всегда цепляла мелодия Дерева, когда Ежик обходил его, смотрел вверх. Это было ощущение, как в старинном храме. Гигантское Дерево Жизни, на котором держится весь мир Ежика. Это как в фильме Камерона «Аватар» -- дерево Эйва, дух, пронизывающий все живое на планете, и каждый обитатель этого мира чувствует свою связь с остальными.
Когда я был в Риме, то обошел много церквей и соборов. Там всегда охватывало ощущение высоты чего-то сверхчеловеческого и еще непознанного над миром людей. В звенящей тишине стоишь перед старинными фресками или скульптурами, разглядываешь лица людей на картинах и иконах. Подходишь к нетленным мощам -- думаешь о бренности мира. Прикасаешься к многовековым камням и ощущаешь холод из глубины веков. Мне кажется, режиссер фильма не предполагал, какой силы у него получится произведение.
Это почти философское высказывание в детской форме. Где Ежик проходит через несколько миров, гипнотических стадий встречаясь с несколькими представителями – Сова, Лошадь, Летучие Мыши, Дерево, Собака, Рыба. А Медвежонок с самоваром и вареньем и подсчет звезд – это символический итог исканий, умиротворенное подведение смысла жизни.
Некоторые считают, что путешествие Ежика – это почти дантовское прохождение нескольких кругов Ада, где давно умерший Медвежонок зовет из загробного мира. В конце, воссоединившись с другом и переосмыслив свою жизнь, умирает уже и сам Ежик. Но это лишь вершина айсберга: отсылок к смерти в мультфильме можно найти гораздо больше. Действие мультфильма неслучайно разворачивается осенью: в это время года природа «умирает», готовясь к холодам.
Может все и не так страшно, если посмотреть оптимистично на сюжет. Вполне вероятно, что Ежик — это все мы, простые люди, которые пытаются найти себя в огромном и непонятном мире. Мы сомневаемся, преодолеваем препятствие, боимся и надеемся, рискуем и потихонечку узнаем самих себя.
В конце Ежик попадает в некое Зазеркалье, мир наизнанку, где филин (обычно символ мудрости, несмотря на то, что он -- Псих) ведет себя странно, а рыбы умеют разговаривать.
Кстати, река тоже имеет свой смысл. Вполне вероятно, что рыба и река, в которую попадает Ежик — это отсылка на Харона и реку Стикс, которую необходимо пересечь душе, чтобы попасть в подземное царство Аида. Собаку, встретившуюся Ежику, тоже можно считать своеобразным проводником: стоит вспомнить того же Цербера в древнегреческих мифах и другие легенды, в которых псы сопровождают людей из мира живых в загробный мир.
Музыка композитора Михаила Мееровича дает любому слушателю и зрителю возможность самому представить свой Мир «Ежика в тумане». Она грандиозна по своей глубине и вызывает самые светлые и позитивные эмоции, это почти как послушать органную музыку в нашем костеле.
Все-таки, умели в советскую эпоху создавать настоящие шедевры, наполненные серьезными смыслами и отличной музыкой. Я попытался вспомнить, какие еще мелодии из наших мультфильмов были такими пугающими, зловещими и интересными одновременно. Чтобы сузить критерии отбора я выбрал тему потусторонних сил (домовых, привидений, троллей) и исключительно зарубежных композиторов и исполнителей.
Зловещие мелодии зарубежных композиторов в советских мультфильмах
Домовой в доме Анатолия Вассермана очень гордится собой, потому что он единственный домовой, выглядящий лучше хозяина дома.
1. Clyde McCoy «Домовой» («The Nightmare») (Leni Reed Riley, Billie Meyer & Al Handler).
Я уже рассказывал о персонаже домовенка Кузи из серии кукольных мультфильмов «Приключения домовенка Кузи» 1984 г. Там музыку написал все тот же хороший композитор, что и в «Ежике в тумане» -- Михаил Меерович. Но вот одна сцена была оформлена очень запоминающимся саундтреком. Я заметил ее только недавно, когда просматривая мультфильм заново.
Это в самом начале «Приключений домовёнка» -- хозяин старого дома откладывает газету «Гудок» и ложится спать. На часах с кукушкой — 12 часов ночи и начинают твориться странности. Граммофон сам по себе включается и начинает крутить пластинку с красной наклейкой-яблоком. Раздается тягучая квакающая мелодия очень подходящая моменту.
И ведь это не абстрактная отвлеченная деталь! На патефонной пластинке в первом доме Нафани и Кузи играет мелодия «The Nightmare» (в СССР она публиковалась под названием «Домовой») в исполнении американского джазового трубача Клайда Маккоя (1903-1990), записанная в 1930-х годах. На советских граммофонных пластинках написано «Домовой. Слоу-фокс. Оркестр п\у Кладйа Маккоя». Слоу-фокс – это медленный фокстрот.
Звучащая на этой пластинке мелодия вовсе не случайна. Её оригинальное название — «The Nightmare», это слоу-фокстрот, впервые записанный в 1931 году в Нью-Йорке. Авторы — Аль Хандлер, Билли Мейерс и Лени Рид Рилей, исполнитель — Клайд Маккой и его оркестр.
В переводе с английского «The Nightmare» — кошмар. Помните, «Кошмар с улицы Вязов» («А Nightmare on Elm Street») 1984 г. – там все нехорошее Фредди Крюгер делал с подростками во сне. В мифологии кошмар зачастую объясняется действием потусторонних сил. В русском фольклоре кошмар считается шалостями домового.
В конце двадцатых годов Клайд Маккой разработал характерный звук трубы, «говорящий» эффект, с помощью специального устройства, и даже лицензировал его. Клайд Ли Маккой был американским джазовым трубачом, популярность которого насчитывала семь десятилетий. Его лучше всего помнят за его тематическую песню «Sugar Blues», написанную Кларенсом Уильямсом и Люси Флетчер.
Произведение стало особенно популярным в 1930 году в качестве инструментальной композиции трубача Клайда МакКоя, в которой использовалась «квакушка» (в английском оригинале Wah-Wah, или просто Wah). Эффект «квакушки» был открыт Клайдом МакКоем еще в золотой век американского джаза, то есть в 20-е годы.
Вместо того, чтобы просто играть свои партии с сурдиной или без неё, он начал экспериментировать с этим, казалось бы, не самым обязательным приспособлением. Оказалось, что перемещение сурдины по оси трубы приводило к эффекту, напоминающему рычание – как раз «wah-wah». Эффект стал популярен в рамках как поп-джаза, так и суб-стилей, вплоть до серийного выпуска специальных сурдин для получения данного эффекта.
— Однажды Фрекен Бок узнала, кто таскал её плюшки и отомстила Карлсону, жестоко отомстила…
— Уши оборвала?
— Нет, сахар в карбюратор насыпала!
2. Merv Griffin «House of Horrors» (Ruth Roberts – Bill Katz).
Эту мелодию узнает любой бывший советский ребенок. С ней связаны самые лучшие воспоминания о советских мультиках и конкретно про Малыша и Карлсона. Жулики в мультфильме воруют под эту музыку белье, а ужасное и симпатичное привидение их воспитывает -- помните «Бельё бросай! Бросай бельё, я тебе говорю!»
Всегда казалось, что крики наложили при озвучке, но нет, крики оригинальные. Там убрали вступительную фразу, которая в оригинале звучит «Добрый вечер. Меня зовут Бела Борис. Приглашаю вас в мой дом ужасов». И другие узнаваемые фразы из старых американских фильмов ужасов тоже. Название композиции в титрах мультфильма не указывается: оно бы там странно смотрелось. Просто потому, что шуточный серф-рок-номер «House of Horrors», написанный американским шоуменом Мервом Гриффином, создателем известных игровых ТВ-шоу.
Мерв Гриффин участвовал в записи пластинки «House of Horrors» («Дом Ужасов») в возрасте 37 лет. Он не был композитором (хотя иногда писал музыку, скажем -- заставки к своим телепрограммам) -- мелодия этой немудрящей пьески в твистовом ритме (эпидемия моды на твист уже уходила, но вся молодая Америка ещё "твистовала" по инерции) представляет собой главным образом механическое чередование кусочков «Пляски смерти» Камиля Сен-Санса и траурного марша Фридерика Шопена.
Не был он и вокалистом в этой записи (во всяком случае -- вокалистом в общепринятом смысле), хотя в молодости прославился именно как певец. Он здесь говорит. И ещё демонически хохочет и временами вопит -- ужасным голосом!
Дело в том, что Мерв Гриффин был одним из самых известных и успешных телепродюсеров и телеведущих в истории американских масс-медиа. Он создавал, вёл и/или продюсировал знаменитые телеигры и популярные разговорные шоу на телевидении.
Самый большой доход принесла ему самая прославленная в истории американского телевидения игра «Jeopardy!» -- мы знаем её под названием «Своя игра»: именно под этим названием она с 1994 г. идёт на российских телеканалах (сначала РТР, затем НТВ) по американской лицензии. Ещё лучше знакома нам другая игра Гриффина, в Америке несколько менее популярная, но зато чрезвычайно популярная в бывшем СССР – «The Wheel Of Fortune», нам известная как «Капитал-шоу Поле Чудес».
Голос Гриффина, произносящий разные жуткие фразы из «ужастиков» и издающий дикие вопли -- это и есть его вклад в пластинку «House of Horrors», которую в 1962 г. выпустил лейбл Mercury в попытках одновременно оседлать опадающую волну "твистового безумия" и капитализировать известность популярного телеведущего, и которую через шесть лет, в 1968 г., бессменный звукооператор «Союзмульфильма» с 1949 по 1997 гг. Борис Фильчиков нарезал на кусочки и вставил в фонограмму мультфильма «Малыш и Карлсон», сделав эту незатейливую музычку знакомой и любимой миллионам людей на постсоветском пространстве.
А всю музыку на пластинке играют музыканты студийного оркестра под управлением Чарлза Грина (Charles Randolph Grean) -- известного аранжировщика и продюсера пластинок в «сладком» звучании easy listening, особенно процветавшего в конце 1960-х -- начале 70-х, когда он продюсировал записи и писал музыку для актёра Леонарда Нимоя.
Виртуальное знакомство всегда опасно: ждёшь принца на коне, а приезжает гном на самокате...
3. Эдвард Григ «Шествие Гномов» («Шествие Троллей»).
Замечательный мультфильм «Гномы и Горный король» Инессы Ковалевской 1993 г. на тему сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт» («Утро», «Шествие Гномов», «В Пещере Горного Короля») стал предпоследним из ее обширной фильмографии (она создала «Бременских музыкантов», «Катерок», «Как львенок и черепаха пели песню», «Чучело-Мяучело» и многие др.).
В нем звучит одна из самых узнаваемых мелодий в мире – «Шествие Троллей», известное в России, как «Шествие Гномов». Я услышал в первый раз ее на уроке пения в начальных классах школы. Наверно, обычный человек из всего творчества Грига только «Шествие Гномов» и знает. Композиция является наиболее известным и узнаваемым произведением Грига и одной из самых популярных классических мелодий. Она не утратила популярности и в XXI веке.
«Эдвард Григ -- композитор, живший в северной стране Норвегии, где очень красива природа. Норвегия -- это страна диких скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов-фьордов. Издавна норвежский народ населил леса и горы фантастическими существами, добрыми и злыми духами: гномами, эльфами, кобольдами, троллями, сочинил множество прекрасных сказок.
Норвежский композитор, музыкальный деятель, пианист, дирижёр Эдвард Григ очень любил природу и сказки, любил мечтать и фантазировать.
Однажды, когда он был ещё маленьким ребёнком, они вместе с отцом отправились на прогулку. Дорога шла вдоль ущелья. Вдруг Эдвард остановился у сосны, выглядывающей из глубины ущелья. Сосна вросла прямо в трещину камня. Мальчик долго смотрел на сосну. Потом, повернувшись к отцу, спросил:
- А где же гномы? Где они могут прятаться?
Отец подумал: сын растёт большим фантазёром и, посмотрев на него внимательно, сказал:
-- Ты спрашиваешь, где живут гномы? В сказках, мой милый, в старых норвежских сказках.
Но Эдвард не поверил отцу. Он был уверен, что гномы живут среди скал, в горах, в лесах или в корнях старых сосен».
Поскольку в пьесе эта композиция звучит при вступлении горного короля со свитой троллей в его тронную пещеру, она ассоциируется с троллями и прочими злыми духами гор, а также с мистикой и таинственной атмосферой вообще, чему способствует и ее чарующее звучание с перепадами темпа от тяжелых грозных шагов к захватывающему стремительному, вихревому, дикому полету.
Скандинавская природа, сталактиты и сталагмиты, призраки, тролли, гномы, эльфы и даже безудержные пляски летучих мышей — короче говоря, здесь вся нечисть в сборе.
Мелодия популярна не только среди классических оркестров, но и у популярных рок-групп и поп-исполнителей. Часто цитируется, как мелодический лейтмотив происходящего коварного и злодейского действия. «Hall of The Mountain King»
«Rainbow»
«Electric Light Orchestra»
«Apocalyptica»
Ударно-мелодический оркестр MarimbaMix
«Незнайка На Луне» песня «Остров Дураков»
По традиции, еще один анекдот в тему.
Встречает кошка гнома. Спрашивает:
— Ты кто?
— Я гном. Пакости людям делаю: порчу вещи, ору по ночам, спать не даю.
А ты?
Кошка задумалась:
— Ну, тогда я тоже гном...
P.S. Мнение автора является исключительно его личным оценочным суждением, размышлением на заданную тему, а не целью оскорбить кого-то или задеть чьи-то чувства.
Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы культуры, музыки, кино, пластинок, на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.