Найти в Дзене
Муки Зву

Буржуйский хит-парад «Мама, Я Робота Люблю». Что хотели сказать Kraftwerk, Rockets, Scorpions, Judas Priest и Elton John про роботов etc.

Продолжим наш музыкальный обзор песен про роботов. Сегодня в фокусе нашего внимания зарубежные исполнители и группы, записавшие свои песни, посвященные фантастическим железным людям. Здесь надо оттолкнуться от представлений людей и общества о таких покорных слугах, созданных волей и умением человека. Итак, музыкальные хиты 70-80-х, посвященные нашему будущему, каким его тогда видели. В прошлой главе, посвященной советским роботам из нашего детства, я совсем забыл упомянуть самого эпичного и древнейшего робота из хорошо известного мультика. Это мультфильм талантливого режиссера Александры Снежко-Блоцкой «Прометей» 1974 г. Помните, там Гефест, хромоногий бог огня и кузнечного дела, выковал механического человека-охранника божественного огня. Но Прометей нашел у бронзового воина с четырьмя руками элементарный баг в программе – тот был однозадачным агрегатом с датчиком движения. Сунув ему полено в руки, Прометей обездвижил его и умыкнул божественный огонь. И все это под грозную, академиче
Оглавление

Самые популярные песни зарубежных исполнителей про роботов. Начало.

Продолжим наш музыкальный обзор песен про роботов. Сегодня в фокусе нашего внимания зарубежные исполнители и группы, записавшие свои песни, посвященные фантастическим железным людям. Здесь надо оттолкнуться от представлений людей и общества о таких покорных слугах, созданных волей и умением человека. Итак, музыкальные хиты 70-80-х, посвященные нашему будущему, каким его тогда видели.

В коллаже использованы иллюстрация японского художника Хадзимэ Сораямы (Hajime Sorayama) и фотография французской группы «Rockets»
В коллаже использованы иллюстрация японского художника Хадзимэ Сораямы (Hajime Sorayama) и фотография французской группы «Rockets»

В прошлой главе, посвященной советским роботам из нашего детства, я совсем забыл упомянуть самого эпичного и древнейшего робота из хорошо известного мультика. Это мультфильм талантливого режиссера Александры Снежко-Блоцкой «Прометей» 1974 г.

Помните, там Гефест, хромоногий бог огня и кузнечного дела, выковал механического человека-охранника божественного огня. Но Прометей нашел у бронзового воина с четырьмя руками элементарный баг в программе – тот был однозадачным агрегатом с датчиком движения. Сунув ему полено в руки, Прометей обездвижил его и умыкнул божественный огонь.

-2

И все это под грозную, академическую музыку с лаконичными пафосными диалогами. И великолепно прорисованными атлетичными телами богов и людей. Босс Олимпа Зевс отправил в утиль бронзовый прототип человека-вахтера и наказал Прометея. Опыт первого применения андроида в быту оказался неудачным. А потом я вспомнил это мультик, когда смотрел один увлекательный американский фильм.

А для этого давайте вспомним, какие иностранные кинофильмы в советском прокате показывали нам роботов и похожих на них существ. Их оказалось не так уж и много – это ведь доперестроечный период, еще когда не было видеосалонов, и соответственно, «Звездных войн», «Терминатора» и «Робокопа».

-3

В детстве на меня неизгладимое впечатление произвели американские фильмы про Синдбада, просмотренные в кинотеатре. Мы мальчишки, раскрыв рот, смотрели на фильмы-сказки, но созданные не рукой Роу и Птушко, а американской машиной киноиндустрии – Голливудом.

В «Золотом путешествии Синдбада» нас всех потрясли мастерски изображенные сказочные существа – летающий гомункул-лилипут, ожившая деревянная фигура на корабле, грифон, кентавр-циклоп. А красотка Марьяна, сверкающая всем, чем можно сверкать девушке перед пубертатным зрителем?! Как же они цепляли внимание и будоражили фантазию!

Но самый главный аттракцион фильма – шестирукая богиня Кали, оживленная колдовством злого волшебника Коури (вот где вспомнился «Прометей» с его бронзовым охранником огня). Когда она получает в каждую руку по мечу -- сюжетный праздник жизни перестает быть томным! Схватка героев с такой боевой теткой означало только одно – п…ц котенку!

-4

Как она ловко приумножила мечи в своих руках – как опытный катала мастерски размял колоду карт в руках. Музыка наполняла зрительный зал напряженной энергией схватки, кривые арабские мечи сверкали в руках, и только природная смекалка юного помощника решила исход боя. Супротив закона всемирного тяготения не попрешь – дура каменная!

Судя по тому, как управлял этой многочленистой богиней ее сюзерен, злой колдун, можно сказать, что это было для нас первым приближением к искусственному воплощению слуги человека. Пришел создатель и включил Кали в тестовый режим – она уже танцует буги-вуги. Захотел апробировать ее в деле – устроил криповый вайб с саблями. Вполне передовой для своего времени чувак -- хайпил не по детски со своими рукотворными зверушками.

Если еще кого вспомнить из ненашенского кино в советском прокате, то обязательно стоит упомянуть фантастическую комедию «Жандарм и инопланетяне», где Луи де Фюнес будет выводить на чистую воду пришельцев-допельгангеров, т.е. двойников людей.

Хитровыделанные инопланетяне окажутся (после вскрытия) обычными железными роботами, подверженными моментальной коррозии от обычной воды. Они будут абьюзить оригинальных землян, пить как не в себя машинное и любое другое масло, а также издавать звуки пустой бочки при стуке по голове.

Стопроцентным роботом стала милая неуклюжая железяка на гусеницах Джонни-5 из фильма «Короткое замыкание» со Стивом Гуттенбергом. Эта чудесная фантастическая комедия подарила нам удовольствие радоваться приключениям милого робота с бровками и эмоциональностью ребенка.

Обретение человеческой души военным роботом, в компании с красоткой Стефани и конструктором-создателем Ньютоном, стало внезапным праздником для зрителя, увидевшим актера Стива Гуттенберга еще до прилипчивого образа сержанта Махоуни из «Полицейской академии». Получился такой голливудский фильм-сказка, почти как «Приключения Электроника», только с лазерами и пулеметами. В советском прокате этот фильм посмотрело более 31 000 000 зрителей.

Еще довелось мне в детстве увидеть японский полнометражный мультфильм «Летающий корабль-призрак», толком сюжет я уже и не вспомню. Даже мельком глянул сейчас. Там гигантский робот Голем разрушал кварталы Токио, сбивал самолеты и сжигал танки.

Огромные роботы и чудовища, невероятный корабль-призрак со страшным и таинственным капитаном, заговор производителей газировки совместно с пришельцами… Даже сегодня фильм способен увлечь, а что уж говорить о советских школьниках – после просмотра их ещё долго мучили сны о таинственном капитане-скелете и летающем парусном фрегате, стреляющем ракетами.

Может быть были еще какие-то буржуйские фильмы с роботами в советские годы, хорошо, если кто-то из читателей напомнит. Ну а сейчас мы перейдем к основной части моего марлезонского балета песенного хит-парада и огласим первую 10-ку исполнителей.

Зарубежный хит-парад «Мама, Я Робота Люблю!»

-5

Гимн роботов, при исполнении которого встают все электроприборы

0. «Kraftwerk» «The Robots» (Hutter – Schneider -- Bartos).

Безоговорочно, по моему скромному мнению, Гран-при я отдаю западногерманской электронной группе «Kraftwerk» с ее культовой композицией «The Robots» (по немецки «Die Roboter») с альбома 1978 г. «The Man-Machine». Композиция заняла 25 место в чарте Германии и 21 место в чарте Австрии. Песня «The Robots» считается одной из лучших песен «Kraftwerk». В 2020 году «Billboard» и «The Guardian» поставили песню на второе и шестое места соответственно в своих списках величайших песен «Kraftwerk».

Песня оказала невероятно огромное воздействие на русскоговорящую аудиторию своим припевом «Я – твой слуга, я – твой работник» на ломанном русском и механическим голосом из вокодера. Первопроходцы-краснорубашечники электронного синти-попа задали тон и планку для целого пласта как отечественных, так и зарубежных музыкантов.

Поп-музыка будущего в понимании «Kraftwerk» лишена главного — идола, предмета поклонения. Вместо традиционного поп-героя перед слушателями появлялись роботы-манекены, они же «музыкальные рабочие».

Мама, я робота люблю! Мама, за робота пойду!

-6

1. Connie Francis «Robot Man» (Sylvia Dee, George Goehring).

Королева американской поп-сцены 50-60-х итальянского происхождения Конни Френсис одной из первых спела про робота, причем исключительно в реалиях женских хотелок. Песня «Парень Робот» или «Робот Мужик» звучит, как типичный плач-спич американской деловой девушки, которая не хочет тратить свои слезы и страдания на непостоянных парней.

Она желает любовника-робота 24/7, включил его – и радуйся жизни! Предсказуемый, исполнительный человек-автомат, никогда не будет спорить и врать. Помните, как пелось у нас в народном хите «Чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил!» -- короче, такого как Путин!

Но если научная фантастика и научила нас чему-то, так это тому, что роботы недолго остаются послушными. Они будут учиться, развиваться и поработят нас. Вскоре героиня песни сама будет прикована цепью к ведру и швабре, вспоминая мальчиков из плоти и крови, чья самая большая вина заключалась в том, что они не позвонили. И горько ронять слезу в кастрюлю с борщом…

Sputnici

1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред. (Айзек Азимов).

-7

2. «The Alan Parsons Project» «I Robot» (Eric Woolfson / Alan Parsons).

Следующая композиция нашего хит-парада завораживает слушателя своей монументальностью и футуристическими звуками, напоминая фильмы Тарковского и Кубрика со своими «шелезяками» в голове. Звуки далекой техногенной вселенной переполняют слушателя фантазиями и мыслями о бесконечности форм жизни и дружественности искусственного интеллекта. Инструментальный заглавный трек альбома Алана Парсонса «I Robot» открыл новую эпоху в жанре космического саунда новых измерений.

В год выхода «Звездных Войн» бывший звукорежиссер «Pink Floyd» Алан Парсонс создавал свой собственный сумасшедший научно-фантастический шедевр концептуальной прог музыки. На дворе стоял июнь 1977 года, и Америку наводнили роботы во главе с R2-D2, С-ЗРО и атомно-мозговитым роботом с трапециевидной стеклянной башкой, которая смотрела с обложки второго студийного альбома «The Alan Parsons Project» «I Robot». «Джордж Лукас выбрал абсолютно точное время и сослужил нам добрую службу, выпустив «Звездные Войны» одновременно с нашим альбомом», — с улыбкой вспоминал Алан Парсонс.

Теперь Парсонс и его коллега по творчеству Эрик Вульфсон взяли за основу книгу рассказов Айзека Азимова «Я, робот» с его «тремя законами роботехники» — роботы должны подчиняться, защищать и никогда не причинять вред человеку. Вульфсон общался с Азимовым, и фантасту понравилась идея перенести книгу на музыкальное полотно. Но, к сожалению, писатель к тому времени уже продал права на постановку одной кинокомпании (ждать пришлось долго -- в 2004 был снят фильм «Я, Робот» с Уиллом Смитом). Дуэт музыкантов не стал падать духом и просто убрал из названия запятую, а потом написал свою собственную версию.

2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону. (Айзек Азимов).

-8

3. «Scorpions» «Robot Man» (Rudolf Schenker / Klaus Maine).

Еще один яркий представитель рок-сцены, немецкая легендарная хард-рок группа «Скорпионы» или любовно сокращенное «Скорпы». В своем культовом альбоме «In Trance» 1975 г., начиная с которого группа стала исповедовать стиль мелодичных баллад и «женских» эротичных обложек, была представлена композиция «Человек Робот». «Я сошел с ума. Я потерял свою жизнь. Я потерял себя…» В стиле фаст-рок «Скорпы» то ли высмеивали, то ли сожалели, что люди стали чувствовать себя роботами, неудачниками, потерявшими способность чувствовать, проявлять свои эмоции.

Это энергичный боевик в том самом духе, ради которого поклонники делали козу на концертах и взрывали петарды. Кстати, советские меломаны успели услышать ее уже на излете советской эпохи – на двойном виниловом сборнике «Best Of Scorpions» 1991 г. издания лейбла «Arteton» в кооперации с частной советской компанией «Russian Disc». На той пластинке Vol.1, где огромный скорпион ползет по голой женской попе, ох уж эта назойливая фиксация «Скорпов» на женских прелестях…

3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам. (Айзек Азимов).

-9

4. «The Rockets» «Mecanic Bionic» (G. L’Her – A. Groetzinger).

Одна из видных французских команд космического диско «Rockets» в своем пятом альбоме «Galaxy» 1980 г. записала композицию «Механический Бионический», где голос робота наставлял космических заплутанцев и рассказывал о своем назначении. «Я – космический посланник, я покажу вам, как вернуть вас на Землю… Мой мозг – это компьютер. Мой рот – магнитофон. Мои глаза – смертельные лазеры».

Лидеры так называемого спейс-диско в образе роботов-инопланетян в космических пыльных шлемах блестящих костюмах были популярны в Советском Союзе наравне со «Space». Платиновый альбом «Галактика» -- это удачная попытка объединить «космическую музыку» синтезаторов и прочих электронных музыкальных инструментов с рок-звучанием гитар.

В 1979-м году группа приобретает «топовый» вокодер Sennheiser VSM 201 и использует его при записи альбома. Был куплен вокальный «гармонайзер» DHM 89 B2, который предоставлял возможность изобретать новые голосовые и звуковые эффекты. Кроме того, Ален Маратр обзавелся знаменитым гитарным синтезатором Arp Avatar.

Весной 1980-го года, во время очередных выступлений в Италии, группа опробовала новую сценическую «фишку» -- так называемые «лазерные шлемы». Музыканты уже представляли свою новую программу, «Galaxy».

Кристиан ле Берц исполнял песню «Synthetic Man» именно в таком шлеме, из которого исходили два лазерных луча. «Ракеты» одними из первых в истории популярной музыки во время проведения масштабных шоу использовали целый каскад самых разных спецэффектов (в частности, активных «инопланетных» декораций, новейшей пиротехники, лазеров разных типов).

Приходит муж домой раньше обычного, заходит в спальню. Жена от неожиданности прячет вибратор за спину и спрашивает: -- Ты чего это сегодня так рано?
-- Да вот, с работы уволили, всех заменили роботами!

-10

5. Dee D. Jackson «Automatic Lover» (Gary Unwin -- Patty Unwin).

В конце 70-х отметилась на «космической» ниве европейских и советских дискотек поп-дива Ди ДиДжексон, облаченная в обтягивающий серебристый костюм. 30 января 1978 года, в Германии и Австрии вышел «Automatic Lover» («Автоматический Любовник») – главный хит дебютного студийного альбома «Cosmic Curves» («Космические Кривые») британской певицы Dee D. Jackson (настоящее имя Deirdre Elaine Cozier). Это песня о любви робота к галактической женщине, героине космо-фантастического альбома. На всех концертах и выступлениях по ТВ Dee D. Jackson выступала в паре с роботом-«автоматическим любовником».

Неловкие движения железного человека озвучивались постоянным рефреном «Automatic Lover». По сюжету песни, героиня летит в космосе сквозь пространство и время, снабженная автоматическим любовником. Никаких чувств, никакой романтики. Он просто запрограммирован желать ее прикасаний, поцелуев, секса. На фоне его автоматизированного голоса, повторяющего «Я твой автоматический любовник, автоматический любовник».

«Automatic Lover» стал хитом №1 в Германии, Франции, Италии, Испании, Японии, Аргентине, ЮАР. Песня пробилась даже в чопорные британские чарты на 4-ое место. В Бразилии ее успех был настолько ошеломительный, что бразильские продюсеры создали собственную копию Ди Ди Джексон. Они взяли бразильскую девушку по имени Регина Шакти, одели ее как Джексон и снимали в телепередачах вместе с Роботом-удовлетворителем и Человеком-Метеором, выдавая за настоящую Ди Ди Джексон. Этот трюк сделали, чтобы не выплачивать Джексон подобающие ей роялти (авторские).

Одиночество это когда поздравления тебе приходят только от роботов с форумов.

-11

6. Amanda Lear «Intellectually» (Charly Ricanek / Amanda Lear -- Arabella).

Еще одна неудовлетворенная женщина исповедуется по поводу качества любви. В 1979 году эпатажная французская певица Аманда Лир записала свой третий студийный альбом «Never Trust a Pretty Face» («Никогда Не Доверяй Красивой Мордашке») – в СССР по лицензии он появится в 1980 г.

На диско-альбоме певица умело оперировала с разными музыкальными жанрами – рок, кабаре, электроника. На обложке было изображено мифическое существо полузмея-полугрифон с головой певицы, намекая на дьявольский характер сценического образа Аманды Лир. Бодрый синти-поп трек «Intellectually» взывает: «Мне нужен мужчина, а не машина!».

В песне «Интеллектуально» томный низкий голос в привычной женской манере обвинять и жаловаться перечисляет все недостатки своего мужчины. «На деле ты компьютерный калькулятор... Ты такой искусственный и бесчувственный… Но ты сделал все слишком механичным, как будто это не чувства, а техника... Твоя логика сводит меня с ума… Ты – транзистор… Твоя точность и бесстрастность доводит меня до нервного срыва. В плане эмоций ты — компьютер!» Ну что тут скажешь, бабы -- дуры, один я – Терминатор!

Говорят, у нас появились гопники-роботы. В темных переулках они встречают граждан вопросом: «Чувачок, зарядка есть… А если найду…»

-12

7. «Judas Priest» «Electric Eye» (Rod Halford – K.K. Downing – Glenn Tipton).

В начале 80-х советские подростки свои музыкальные пристрастия выражали в виде логотипов любимых хэви-метал групп на стенах домов и школ. Еще до того, как мейнстримом настенных граффити стал эпичный призыв-утверждение «Цой жив!», «святая троица» любимцев состояла из «AC\DC», «Black Sabbath», и первым шел «Judas Priest».

Классики британского хэви-метал, или как любовно их называли отечественные меломаны «бирмингемские сталелитейщики», в отличие от многих именитых участников поп-сцены (и раньше других) задались серьезным переосмыслением влияния государства на личную жизнь. «Я шпион – электроглаз. Я влезаю в ваши мысли и власть моя растет!»

«Electric Eye» («Электрический Глаз») – это «большой брат» по Джорджу Оруэллу («1984»), робот-спутник с космической орбиты наблюдающий за людьми. Чтобы молодому поколению было понятнее -- этакое электронное око Саурона над вашей постелью. «Нет больше частной жизни – под контролем ты всегда!». Уже в 1982 году музыканты призывали задуматься над безопасностью личной жизни, вмешательством государства и возможностью сохранить приватность. Возможно, по этой причине сингл не был издан в США, самой демократической стране в мире.

Подруга -- блондинке:
-- Твоё интим-видео гуляет по интернету.
-- Но я не снималась!
-- Подумай, где тебя могли снять?
-- Вчера я зашла на один сайт, а там капча: "Внимание! Мы должны убедиться, что сайтом пользуется не робот!!! Для этого разденьтесь догола и включите wеb-камеру".

-13

8. Elton John «I Am Your Robot» (Elton John – Bernie Taupin).

Уже находясь на вершинах славы постоянный друг и автор песни Элтона Джона «Я Твой Робот» Берни Топин не любил вспоминать об этой простенькой песенке, причудливой синти-поп-мелодии 1982 г. По его словам «Я бы предпочел не вспоминать некоторые из этих вещей».

«I Am Your Robot» появился в то время, когда Элтон Джон еще не совсем знал, в каком направлении направить свою карьеру. Ему было всего 35 лет, но он уже выпустил 15 альбомов и пережил расцвет панка и диско. Это было время MTV, «Новой волны» и большого количества кокаина. Бросьте все это в блендер, и у вас получится «Я Твой Робот». (Б.Топин).

Это весёлая и зажигательная песенка, конечно, не такая как «Crocodile Rock», но все же. «Она мягко повернула серебряный ключ от механического сердца. Я твой робот, я твой робот, я твой мужчина-робот». Бываю роботы, которые отлично поют, да ещё и признаются зачем они сделаны, то есть раскрывая в песне своё предназначение. Достаточно нажать тумблер и настроение робота станет резко позитивным. Да, кстати, у поющего робота есть свой индивидуальный номер 44357, значит, его легко найти на огромном складе. Знаете, такие как в фильме «Я, Робот», где стоят ровными рядами тысячи однотипных андроидов.

— Основной принцип моего существования — служение гум... гум... гуманистическим идеалам человечества.
— Молодец! Горжусь тобой. Бери девочек, дуй в кино.

-14

9. Herbie Hancock «Rockit» (Herbie Hancock).

Безумно популярная фантастическая мелодия «Rockit» Херби Хэнкока 1983 г., ставшая в Советском Союзе невероятно востребованной после выхода культового фильма Карена Шахназарова «Курьер» 1986 г. Механистичные танцевальные па брейк-дансеров были похожи на телодвижения роботов и смотрелись чрезвычайно притягательно и футуристично.

Мелодия «Rockit» закрепила за собой статус звукового символа новой цифровой, постсоветской эпохи. Теперь культурологи всех мастей, рассказывая о перестройке в СССР, обязательно останавливаются на этих кадрах из «Курьера» и говорят, что под эти звуки изменили взгляд нашего народа на войну в Афганистане.

«Rockit» — сингл с альбома «Future Shock» Херби Хэнкока, вышедший в 1983 году. Это был первый большой хит, в котором был использован скретчинг, ручные манипуляции диджея с виниловой пластинкой.

Сингл получил премию Грэмми 1984 года в категории «лучшее R&B исполнение», а видеоклип — 5 (и ещё 3 номинации) премий MTV за 1984 год. Композиция стала всемирным гимном брейк-дансеров и хип-хоперов 80-х.

Из оперативной сводки: «Сегодня ночью по данным фоторобота милиция задержала двух роботов».

-15

10. «Styx» «Mr. Roboto» (Dennis DeYoung).

«Мистер Робото» — классика 80-х, написанная Деннисом ДеЯнгом из американской группы «Styx» и записанная на концептуальном альбоме (рок-опере) «Styx Kilroy Was Here» 1983 г., где «Kilroy» является его главным героем. Это история о нонконформисте, пытающемся сбежать из тюрьмы будущего от суровых и недалеких властей, использующих роботов для утверждения своего господства. Он переодевается в оболочку робота-шныря и идет на рывок.

Припев звучит на японском языке «Большое спасибо, господин Робот!» -- фраза «домо аригато mr Roboto» прочно вошла в популярный американский жаргон. Вот как искусственный интеллект объясняет человекам из плоти и крови суть песни:

«Песня «Mr. Roboto» рассказывает о машине, или роботе, пытающемся найти свою идентичность и цель в мире. Она ставит под сомнение дегуманизирующие эффекты современных технологий и в конечном итоге стремится сбросить маску анонимности и раскрыть свою истинную сущность. Припев «Domo arigato, Mr. Roboto» в переводе с японского означает «Спасибо, мистер Робото» и служит пикантным напоминанием о путешествии машины в поисках своей настоящей сущности. В конечном счете, песня является комментарием к человеческому состоянию, задавая вопрос о том, как люди относятся к развитию технологий и робототехники, и как человек может бороться с собственной идентичностью в современном мире».

В мой хит-парад попали песни только 60-70-80-х годов, т.е. доперестроечного периода, исходя из моих личных предпочтений. Понятно, что их гораздо больше -- я постарался вспомнить композиции самых известных исполнителей.

-16

Продолжение будет.

P.S. Мнение автора является исключительно его личным оценочным суждением, размышлением на заданную тему, а не целью оскорбить кого-то или задеть чьи-то чувства.

Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы культуры, музыки, кино, пластинок, на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.

Предыдущие материалы по теме «Песни о деньгах»:

Старые песни о деньгах. Рупь – не деньги, рупь – бумажка! Экономить – тяжкий грех. Какие песни мы помним с детства. Купюра 1.

Самые известные буржуйские песни о деньгах. ABBA, Beatles, Pink Floyd, Liza Minnelli -- куй деньги, не отходя от сцены. Купюра 2.

Забугорные монстры «тяжелого» рока поют про деньги. Чему могут нас научить AC/DC, Led Zeppelin и Mötley Crüe? Купюра 3.

Как во время перестройки в СССР туалетная бумага стала героем рок-хита. Советские рок-музыканты поют о самом заветном – денежных знаках. Купюра 4.