Найти тему

🔥Процедура ЭКО. Взгляды староверов.

Сегодня, дорогие читатели, у нас заключительная часть темы о старообрядцах, которую я начала после посещения 4 августа храма и музея поморской старообрядческой общины в Самаре.

Начало:

Напомню, что у представителей поморского согласия нет священников, а само это согласие самое крупное среди беспоповцев.
Они совершают четыре обряда - крещение, бракосочетание, покаяние, похоронно - поминальный. Таинствами считают только крещение и покаяние.
Отсутствие священников не означает отсутствия организационной структуры, но эту тему я разворачивать не буду.
-2

Я попала на лекцию, которую для прихожан храма проводил председатель совета общины Павел Владимирович.

Сам смысл лекции мне понравился. Речь шла об иконах, которые находятся в храме. С тем, чтобы прихожане в них разбирались и относились вдумчиво.

Иконостас храма сформирован "по возможностям", так как средства общины ограничены. Однако при его формировании и расположении икон старались обеспечить присутствие всех значимых святых, с тем, чтобы общий набор логически сочетался по составу.

Как я уже говорила в другой части этой темы, старообрядцы признают только старые иконы, или иконы старого (византийского, или греческого) письма.

-3

Пополнение иконостаса в основном спонтанное - люди приносят. Что-то, по возможности, покупается. Вообще - история обретения икон полна чудес. Некоторые иконы были найдены буквально на помойке. В основном же здесь новые иконы, написанные "под старину".

Среди икон храма есть иконы поморского согласия, а есть и других согласий. Четкого разделения сейчас не делают.

Ликбез по наличным иконам плавно трансформировался в рассказ о старообрядческой иконописи вообще. Но в разрезе практического применения для верующих - чтобы зайдя в любой храм они сами могли определить - старообрядческая ли перед ними икона, и кто примерно на ней изображен.

Одновременно упоминались разные интересные особенности, присущие сторонникам именно поморского согласия.

-4

Вот, что я для вас записала.

Как выглядит старообрядческая икона.

Старообрядцы писали иконы только на деревянных досках. Это, как правило, доска из мягкого дерева, но на ее обороте имеются шпонки из твердого дерева. Иногда они бывают внутренними или торцевыми. Шпонки препятствуют деформации иконы, хотя, со временем, иконы все равно выгибаются.

Дерево служит материалом для создания иконы по той причине, что оно долговечно (то есть бумажных икон у старообрядцев не бывает) Икона, по представлениям старообрядцев, должна быть не на один год, а на века.

Кроме того, верят, что дерево долго остается живым. Даже очень старое - оно все равно живое. То есть икона, получается, во всех смыслах, нечто живое.

Старообрядческие, а именно поморские иконы всегда имеют углубление - ковчег. На доску иконы всегда наклеена специальная ткань - паволока. На нее наносится левкас (смесь клея и мела) до идеально ровного состояния поверхности. И уже сверху наносится изображение.

При его нанесении используются прориси. Это или лекала с изображениями тех или иных святых, или их словесное описание. То есть каждый святой имеет строгие правила написания. Они были созданы в древности и содержат описание внешности реального человека, ставшего святым. Эти описания были сделаны со слов тех, кто знал того или иного святого.

У поморцев соблюдались (и соблюдаются) все старинные правила создания икон.

-5

После Никона иконы стали писать на итальянский манер - похожими на картины. Староверы продолжали придерживаться византийской традиции. Их иконы - темные, с сухими ликами, в сдержанных тонах. На них не изображаются человеческие эмоции (как на иконах послениконовских). Они сами вызывают эмоции у смотрящего.

Глаза на таких иконах всегда смотрят на человека, где бы он не стоял.

Вообще - нельзя молиться на иконы, у которых утрачены лик и глаза. Такие иконы даже не восстанавливают. Считается, над ними был проведен обряд сатанизма.

-6

Что касается реставрации старых икон - пока можно икону не реставрировать - ее не реставрируют. Для лучшей сохранности иконы стараются размещать в киотах.

На икону (как и на книгу религиозного содержания) не принято показывать пальцем - только двуперстием.

Так же у староверов иконы не принято целовать. Редко, на праздник, устраивают отдельные целования соответствующих икон. Но это специальное мероприятие и нечастое.

Существует такое понятие, как намоленность икон. То есть, чем больше и усерднее перед иконой молятся, тем восприимчивее она к молитвам. Однако намоленность икон может падать, если в храме находятся иноверцы.

(Нам запретили креститься на находящиеся в храме иконы, думаю, что по каким-то таким соображениям. Ну или мы могли их осквернить тем, что перекрестились тремя пальцами - но это мои догадки)

-7

Кроме икон, в любом старообрядческом храме или доме должно обязательно находиться распятие.

Распятие отличают от креста.

Крест - без фигуры распятого Христа. Ему тоже поклоняются, но в определенные праздники - на Пасху, на Первый спас и на Воздвижение креста Господня.

В старообрядческом храме не принято ставить свечи возле икон. Считается - вы свечи купили - свою жертву сделали. А куда им встать - Господь знает лучше. Поэтому все купленные свечи прихожане складывают на специальный стол. А потом их служители храма расставляют и зажигают (востепляют). Свечи горят только во время службы.

Относительно слова "востепляют". У староверов многие слова произносятся иначе, чем у никониан. Это касается и самих слов и ударений. Как понимаю, используются более старые, исконно русские варианты.

Например.

Не Предтеча - а Предотеча (не "впередитекущий", а "перед отцом").
Не СоломОн, а СолОмон.
Не АлЕксий, а АлексИй.
Не ПантелеймОн, а ПантелЕймон.
-8

Кому за что молятся

(это просто примеры, которые были озвучены - как понимаю, по имеющимся в храме иконам):

Казанская икона БМ - за прозрение глаз,
Неопалимая купина - от пожаров,
Иоанну Богослову, Сергию Радонежскому - об учении,
Роману Сладкопевцу - о церковном пении,
Великомученику Никите - как прогонителю бесов,
Преподобному Марою - от болезни Паркинсона, эпилепсии и неврологических заболеваний,
Паисию Великому - за умерших без покаяния,
Великомученику Киприану - от бесовских наваждений,
Священномученику Антипе - от зубной боли.

Ангелу Грозному (Михаилу Архангелу с трубой) - принято молиться постоянно, так как он приходит за душой в последний миг жизни.

Это вот такое изображение, насколько знаю, оно принято только у старообрядцев:

-9

Кстати, Канон Ангелу Грозному воеводе был написан неким Парфением Уродивым. В котором исследователи, примерно в 19 веке, опознали царя Ивана Грозного. Канон почитается у старообрядцев, в частности, у поморцев. И они делают интересный вывод - написавший такое произведение царь был высокодуховным человеком, которого опорочили, и то, что принято рассказывать о его жизни, разные ужасы и жестокости - не может быть правдой.

Кстати, было сказано, что если вымаливают ребенка - родители, у которых долго не было детей - то этот ребенок родителям не принадлежит - он принадлежит Богу. Раньше таких детей отправляли в монастырь. Сейчас он должен часть жизни посвятить церкви. То есть, как понимаю, быть активным прихожанином.

-10

Здесь, в рамках этой вымоленности, зашел разговор об ЭКО. С одной стороны - ЭКО не приветствуется. Но с другой стороны, есть понимание, что люди в отчаянии идут на все. Детей, которые рождены в результате этой процедуры - крестят, потому что дети ни в чем не виноваты. Относительно санкций для родителей - ответа не было. Но, насколько поняла, если дело дойдет до клонирования человека - клоны останутся без крещения.

Один раз община молилась за прихожанку, которая решила сделать ЭКО - дело закончилось тем, что она забеременела без процедуры. Молились не за то, чтобы ЭКО прошло успешно, а чтобы Бог даровал ей ребенка. Даровал.

-11

***

Из услышанного мне еще понравилось объяснение множественности икон Богородицы. Это мать играет с ребенком, их позы меняются, а икона их фиксирует в разные моменты. Поэтому иконы разные, но это все та же Богородица с Младенцем.

Еще было дано простое определение как первично распознавать на иконах действующих лиц:

целители - с ящичком,
преподобные - в темном монашеском плаще с голгофскими крестами,
святители - в священнических одеждах (парадных, высшего духовенства) и с Евангелием в руках,
мученики военные - в кольчугах и с оружием,
мученики все - с крестом в руке,
апостолы - с книгами (Евангелиями) но в хитонах.

Вот такая интересная лекция, в которой удалось узнать некоторые особенности взглядов представителей поморского согласия "из первых рук".

Сама лекция длилась около 3 часов, так что у меня - фрагменты, которые мне показались наиболее занимательными.

На канале есть раздел, посвященный старообрядчеству:

Старая вера. | История. Старинные портреты и их секреты. | Дзен

Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.

Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал. Для этого слева на экране компьютера надо нажать кнопку Подписки.