Наконец-то, дорогие читатели, я дошла в своем длинном рассказе о старообрядцах до посещения самарского Музея старообрядчества, которое состоялось неделю назад. Музей работает вообще два часа в неделю по воскресеньям, так что мне очень повезло, наконец-то его посетить.
Я не буду вам об этом музее все рассказывать и все показывать, потому что это будет как фильм пересказать для тех, кому желательно бы его самостоятельно посмотреть.
Фотографий будет довольно много, я дам о них самую общую информацию. Чтобы не подавить, так сказать, ваш аппетит, а, наоборот, его возбудить)
Музей организован стараниями самарской старообрядческой общины поморского согласия - Древлеправославной поморской церкви. Он находится рядом с храмом во славу Казанской Иконы Пресвятой Богородицы.
Вход в музей, как я уже говорила - бесплатный, но там есть ящичек для пожертвований, которые вы можете сделать от чистого сердца в благодарность за экскурсию.
Музей разросся из коллекции предметов старообрядческого быта, которая постепенно стала собираться при храме. Прихожане приносили и привозили что-то интересное из старины, и в итоге было решено открыть для этого музей. Открытие состоялось в 2021 году.
Музей небольшой. В нем 4 помещения. И в них воссоздана атмосфера старины и расположены материалы по общей истории старообрядчества и по истории старообрядчества конкретно Самарской области (имеется ввиду поморское согласие в последнем случае).
Далее я просто дам вам фотографии и краткие пояснения к ним.
Простые предметы крестьянского быта - как видим, самодельные и очень старые. Все это было привезено членами общины из поездок по старым самарским селам, в котором издревле жили староверы.
Листайте:
Экспозиция посвященная общей картине гонений и мученикам за веру.
Рассмотрим детальнее некоторые экспонаты.
Цепи, в которых держали закованными тех, кто проповедовал старую веру:
Репродукция картины, показывающая ссылку протопопа Аввакума:
Житие протопопа Аввакума. Он остался в истории еще и как талантливый писатель, подробно описавший свою жизнь, свои взгляды и свое мучение. Книга неоднократно издавалась в советское время - это одно из изданий:
Копия письма протопопа Аввакума.
Земля с места сожжения протопопа Аввакума:
Современные иконы, выполненные в сызранском стиле, посвященные первым мученикам старообрядчества (Протопоп Аввакум, боярыня Морозова с напарницами, епископ Павел Коломенский).
Листайте:
Фотографии дореволюционных деятелей самарской общины. Вообще, староверы в этих краях, как и в целом в Поволжье, появились в 17-18 веках. Сюда бежали как на окраину государства, куда не доставала еще царская власть.
Это личные фотографии современных прихожан - потомков этих людей. Преемственность. Несмотря ни на что...
А это экспонаты из комнаты, которая показывала быт старообрядцев в начале 19 века. Да, впрочем, при их приверженности старине - и сейчас ничего не изменилось.
Угол для молитвы. Икона, Псалтирь, и очень интересный внизу коврик. Все (и я тоже), думали, что это коврик для ног. Чтобы становиться на него на колени во время молитвы. Нет. Это коврик для рук. Потому что молились в глубоком поклоне. Но руки при этом не должны были пачкаться об пол или землю, чтобы креститься только чистой рукой.
Некоторые в древности даже воду с собой носили, чтобы прежде чем перекреститься омыть руки.
Здесь представлены образцы книг, которые признают старообрядцы. Как я вам уже говорила в другой статье на эту тему - признавались исключительно старопечатные книги. Многие были очень старыми, а многие печатались подпольно в том же стиле.
Листайте. И попробуйте прочитать:
А здесь образцы певческих старообрядческих книг. Ноты ими признаются только крюковые. Так называемое "знаменное пение". Это очень сложно. И это древний вид русского церковного пения. После никоновских реформ это русское богослужебное пение заменили западным, латинским, а ноты - западными линейными. Всем хорошо знакомыми. И только старообрядцы, несмотря ни на что, сохранили в живом виде древнерусский знаменный распев.
Листайте.
Это Лестовка. Аналог четок. Название происходит от слова "лестница" - перебирая ее в молитвах человек восходит к высшим мирам.
4 угла знаменуют 4-х евангелистов, по бокам нашиты 7 бусинок - это 7 церковных таинств, валиков на ленте - 109: 12 апостолов, 38 недель беременности Богородицы, когда она носила во чреве Христа, 17 - пророчеств о Христе в Ветхом завете, 9 ангельских чинов, 33 - количество земных лет Христа.
Листайте:
Это - небольшая часть музейной экспозиции. Но самое ценное при посещении музея, по моему мнению - это живой и глубокий рассказ сопровождающих. Которые являются прихожанами храма, потомственными староверами, знатоками огромного пласта русской культуры, которая большинству из нас совершенно не известна, и просто умными и образованными людьми.
В музее есть книга отзывов. Ее можно полистать и описать свои впечатления. У меня их было столько, после посещения мероприятия, что я про нее просто забыла. Зависание мозга вышло))
В следующий раз я вам расскажу о взглядах староверов поморского согласия - это очень интересная тема.
Все о старообрядцах, что есть на моем канале, собрано в специальную подборку. Заглядывайте в нее:
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.
Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал. Для этого слева на экране компьютера надо нажать кнопку Подписки.