Найти тему
Волжанин ПРО...

Египет и правильный жизненный выбор

Я отношусь к тому немногочисленному племени оптимистов, которые считают, что развлечься и оттопыриться вполне можно в соседней «Пятёрочке» или в районной библиотеке. Среди пыльных абонементов и куриных тушек. Приключения – они внутри тебя, а снаружи – лишь антураж и предпосылки.

Главное быть к миру открытой душой и желать чего-то хорошего. И тогда это хорошее само тебя найдёт.

Проверено.

Тогда тебя эти приключения, эмоции, новые знакомства найдут.

Я вообще категорически не приемлю фразу: «Так получилОСЬ». Или: «Жизнь так сложиЛАСЬ». Интересно получается: жизнь – твоя, но она – сложиЛАСЬ. Сама по себе, без твоего участия? Эдакие безличные глаголы про очень личную жизнь. А когда начинаешь разбираться с таким «так сложилОСЬ», весьма быстро выясняется, что это он сам её так «склал». Ну по иному не бывает. Но мозг не хочет озвучивать единственно возможную объективную оценку, человек не любит быть виноватым, это – базовый инстинкт. Ещё больше он не любит самому себя признавать обос… виноватым. Когда другие тебе рассказывают о твоих очевидных же (для них, не для тебя) косяках, первая реакция человека – яростно отбрехиваться доказывать свою «правоту», даже если ей и не пахнет. «Это не я!», «Это Васька сам!», «Да он первый начал!» – эту аргументацию мы впитываем с детского садика, а потом гордо несём по всей (кем-то сложенной?) жизни до гробовой доски.

Всегда есть решение. И всегда есть выход. Мудрейшая поговорка: «Даже если вас сожрал крокодил, то даже тогда у вас остаётся как минимум два выхода». Да, конечно, этот выход может не нравиться. Он может не нравиться категорически. Но он всегда – ЕСТЬ. А если поплыть по течению – то тогда «так сложилась жизнь». Приятная, но разрушительная ложь. У лжи вообще много имён.

Самый для меня образцовый пример: солдат вермахта Йозеф Шульц. Который в июле 1941-го года отказался участвовать в расстреле жителей югославской деревне из-за партизан в округе. Командиру он заявил, что это, вообще-то, мирные люди, а они, вообще-то, солдаты, а не палачи. На что его командир ему напомнил, что он, вообще-то, под присягой, а это – приказ в боевой обстановке, вообще-то. И в этом действии на окраине неизвестной деревушки будут участвовать все, без исключения. Только в разных шеренгах. В одной солдаты, в другой их мишени. Но «у нас страна, конечно же, свободная», и каждый вправе сам выбирать.

Шеренгу.

Судьбу.

Жизнь.

Выбирай, боец, минута на размышление.

Сколько мы слышали таких слов? И на Нюрнберге: «Да мы солдаты, да у нас приказ». И от наших участников репрессий в тридцатых годах. «Такое было время. Это была такая работа».

Ну да. Жизнь так сложилась, верно? Только Шульц «склал» по другому. Он положил винтовку, и встал в строй смертников. Там его и закопали.

И у него (как и любого!) тоже было два выхода минимум. Один выход – остаться живым. Второй – остаться человеком. Большинству из нас второй выход не нравится настолько, что он даже как бы перестаёт существовать. А потом: «Так получилось. Я стал палачом (преступником, подлецом), но это жизнь так сложилась, и вообще – работа такая».

У лжи – много имён. Одно из них такое.

Был у тебя выход. ТЫ не захотел им идти, именно ТЫ! Ну так и вопросы – к тебе. А не к метафизической «жизни» и некоему «складывателю» твоей судьбы. Не обманывай себя хотя бы.

Я не любитель Солженицына. Я пробовал читать его произведения в период его модности и превознесения до небес в ранге «Совести нации». После нескольких томов разочаровался в ожиданиях, ну слаб Солженицын как писатель, это очевидно. И как «колебатель основ», как «вещатель истины», как претендент на звание «совесть нации», тоже очень сомнительная персона. После призывов бомбить свою Родину, он в принципе перестал для меня существовать.

Однако, в его невпечатлительных текстах последовательно продвигалась одна мысль, с которой я категорически согласен. К тому же далеко не Солженицын автор этой идеи. Он приводит примеры единичных случаев бунта отдельных персонажей. Которые были всегда успешны. Либо мощно взбрыкнувший против системы человек и вовсе избегал репрессий. Либо погибал как человек, что тоже очень немало на фоне безымянно похороненных.

Из этих примеров следует простенькая, но безукоризненная логика: если бы все! Вот если бы все как один, все … как тот расстрелянный немец, как другие … Тогда система не то что перестала бы существовать – она бы даже не возникла.

Эк я завернул! А могу потому что! Я вообще-то начинал статью с отдыха, как и что человек выбирает, и что из этого следует. А может, я и прав? Когда человек не привык делать выводы и просчитывать последствия своих поступков, он непременно ошибётся и свернёт не туда. Потом горестно будет рассуждать о не так сложившейся жизни, обманывая и себя, и тех, кто внимает его рассказам. Да, далеко не всегда человек попадает на такую развилку, но которой выбор становится тяжелейшим. А человек не привык к контролю, не хочет просчитывать свои ходы даже на пару ходов вперёд. А потом разводит руками. Да, когда выбор стоит между плохим и хорошим, мы кое-как наловчились выбирать очевидное. И то не всегда. Проблема в том, что такой выбор стоит не часто. Гораздо чаще это выбор между плохим, очень плохим и совершенно непотребным. И тут – вообще беда. Чаще всего выбирают не меньшее из зол.

А простейшее.

Гораздо же проще промолчать и нажать на спусковой крючок. Возразить командиру, сменить шеренгу и закончить свою молодую жизнь немедленно – в разы сложнее. Хотя и правильнее. А «простые и лёгкие решения» редко бывают простыми на длинной дистанции, почти всегда бывают нелёгкими в итоге.

И никогда не бывают правильными!

Снизим градус размышлений в десятки раз, и перейдём к тому, с чего я вообще хотел начать – выбор места для отпуска. И способа его проведения.

Были у меня в своё время знакомые. Семья: муж, жена и дочка-штрычка. Такая малолетняя деловуська. И вот случился у них отпуск, и поехали они как-то в Египет. Связь поколений – однажды их дочка, с которой мы весело поддруживали и болтали о том, о сём, своим деловым дошколёнским тоном расспрашивала меня: «Дядя Олег, а ты в скольких заграницах бывал?» А потом перечисляла свои: «в Греции, это один раз, в Турции аж три раза…» А я подумал, если бы в дошкольном возрасте обсуждал с друзьями посещённые заграницы, может, Советский Союз закончил бы как-то по-другому? В моё время «заграницы» существовали только в программах «Международная панорама» и «Клуб кинопутешественников». Путешествовать заграницу можно было только «кино-», вместе с Юрием Сенкевичем и под обязательным присмотром компетентных органов. В своём детстве я безумно завидовал тем, кто летом с мамкой и папкой ездил в Анапу. Я летом ездил к бабушке в степной хутор, и яростно мечтал поездить по городам, так, чтоб чем больше – тем лучше. Бойтесь своих желаний, они – сбываются, сейчас я могу подвести такое резюме.

В общем, у них отпуск, хотят в Египет, пришли посоветоваться, куда именно. Ну мне чего, не жалко. Порекомендовал я им отель, возле которого великолепный риф, хорошее обслуживание, рядом с этим отелем – один из лучших ресторанов города с восхитительной кухней, и ещё куча всяких развлечений на любой вкус. Отель им в итоге понравился. Даже очень, потому что второй раз они поехали в него же. И во все следующие разы – тоже.

Когда они вернулись в первый раз я с нетерпением расспрашивал о впечатлениях. Так как мамка с папкой накрывали на стол проставиться по приезду, то беседовал я с девочкой-штрычкой. Та в восхищении расказывает про мячик, большой телевизор, весёлого аниматора, то есть, совсем не о том на мой взгляд. Не о том она должна была бы с возбуждением рассказывать.

– Подожди, подожди! Мячик это здорово, ну а рыбки тебе понравились?

– Какие рыбки? Я рыбок не видела.

– Ну как же не видела? Там же они прямо у берега пасутся, там мимо них не пройти никак.

– А мы не купались в море. Мы купались в бассейне!

Тут у меня что-то замкнуло. Быть на Красном море и не купаться в Красном море?!? Это как? Так можно было? Осторожно выясняю у родителей: да, в море не купались, на риф не плавали, рыбок не смотрели. В бассейне подают коктейли и вода с подогревом. Надо же, а я и не знал, что там есть бассейн. Вернее, знал, конечно, мимо проходил. Но купаться в бассейне на Красном море я бы не смог даже по приговору суда.

А ресторан понравился? Да мы не ходили, в отеле же хорошо кормят. Яичница, бекон, сосиски, пусть и резиновые, как во всех отелях мира, но без ограничений. Минуточку, но этот порошковый «сок» «Юппи», которым вас там поят, ни в какое сравнение не идёт с тем свежевыжатым чудом, что я описал в предыдущей статье.

И никакие сосиски, даже в неограниченном количестве, не заменят свежайшую рыбку, которую жарят при тебе ещё живой. И стоит это копейки, в целом, и финансовый вопрос перед семьёй не стоял. Могли себе позволить легко и вполне. Желания не было.

Шокированный, но внешне невозмутимый, аккуратно выясняю: а чем же вы там, ребята, всё это время занимались? В Каир на Пирамиды не смотались, на экскурсии не ездили, ресторан мимо, риф под боком без внимания. Что же вы делали? Купались в бассейне, играли в волейбол, кушали, спали. Всё. А вот в волейбольчик-то мы жгли! Нужно сказать, что и у мужа, и у жены было слегка спортивное прошлое именно по волейбольной части. На уровне первого юношеского в школе. И вот тут настал их звёздный час.

Дорогие мои! Ну если вам нужен волейбол и бассейн, то у нас пансионат крутой в двадцати километрах буквально. Он именно на этом и специализируется. И ближе, и дешевле, и проще. Поехать в Африку, в Египет, на море для за-ради бассейна? Чудны дела твои, Господи!

Как по мне это всё равно, как в самом лучшем ресторане мира с полностью оплаченным столиком, сесть, заказать чайник кипятка, и заварить себе доширак. Ну так привычнее. Лобстеры? Белые трюфели? Мраморная говядина? Белужья икра? Нет, доширак же тоже сытный…

Или пролететь пол-Европы до Лувра, отстоять очередь, купить билет, сесть внутри на лавочку и разгадывать кроссворд. Ну ведь тоже нескучно же? Вот, например: «Млекопитающее травоядное с длинной вьющейся шерстью и изогнутыми рогами, начинается на «Б-», а заканчивается на «-аран».

Вышел я, короче, в шоке, и мои познания о людях значительно обогатились. Но тут вот в чём вышла «забава»… Ну отдыхают люди так – да и … флаг им в руки, барабан на шею. Пусть возглавят колонну, идущих … нужным курсом. Каждый выбирает по себе: шпагу, женщину, дорогу. Это давно известно и неоспоримо. Но… мальчик почему-то не обращал внимания на тот пристальный интерес, с которым его девочка слушала мои рассказы. На тот странный блеск в её глазах, который возникал после описания разных приключений. Он только бурчал, что если её куда-то несёт и она куда-то хочет, то ей следовало «поехать с Олегом, это его везде носит и на месте ему не сидится».

Бойтесь своих желаний! Они – сбываются.

А потом грохнула драма и семейный катаклизм. Она изменила Ему. Боже упаси, не со мной, я чту «Не прелюбы сотвори», и по изменам принципиальный не участник. Но мужиков в мире полно и без меня, поэтому случилось то, что случилось. Так выяснилось. Вернее, она особо и не скрывала, а сама ему это в лицо и сообщила. Драма зачем-то стала достоянием подъезда и предметом бурных обсуждений. Я об этом узнал, потому что муж попросил «убежища», и уныло пил водку в одно лицо в моей квартире. Вокруг бегали тёщи, свекрови и прочая родня, выясняли подробности и: «Ну чего тебе не хватает?» После вопросительного знака следовало «дура» или «доченька», в зависимости от того, с чьей стороны звучали вопросы, с евойной или еёйной. А Он – пил. Когда «органы дознания» допекли Её, то она заорала им всем в лицо: «Да он душный до невозможности!!!»

Но всё в мире проходит, прошло и это. Водка кончилась, страсти поостыли, родня напела в уши, Ему своё, Ей своё – и они … помирились, что ли. Если такое слово допустимо в такой ситуации. Сошлись, в общем, и продолжили семейную «жизнь». Снова ездили в Египет, купались в бассейне и играли в волейбол.

А развелись они только через пять лет. Предпочитая резать хвост колечками, а не оторвать бинт рывком. А маленькой девочке-штрычке уже двадцать, она уже сама ездит куда хочет.

Я нисколько не настаиваю на обязательном купании в море и походах по арабским ресторанам в арабской стране. Я глубоко уважаю все бассейны, а волейбол очень зрелищная игра.

Но пожалуйста – смотрите в глаза своим любимым. Пробуйте понять, что значит в них вот такой блеск. Слушайте их.

И делайте правильный выбор.

(Если что – это я сейчас говорил себе)