Найти в Дзене
Ментальное здоровье

ЗПР. Речь. Грамматические ошибки

Стыдно дипломированному лингвисту долго откладывать эту статью. А еще ведь надо заранее погуглить и вспомнить как что называется в грамматике русского языка. Как шутит мой муж, «это ж вам не презент перфект какой-то», а великий и могучий русский язык. Который ребенок с задержкой развития постигает почти как иностранный.  К слову о гугле, никогда не опираюсь на него в написании статей про ЗПР, потому что опираться особо не на что. Поверхностная информация. Вода по большей части. Хочется добавить больше жизни, примеров и дай бог пользы, что в купе с вашими комментариями создает вполне себе интересное и приятное информационное пространство.  Итак, речь с ошибками. Устная речь, разумеется. Об ошибках на письме я напишу когда-нибудь позже, когда нас затянет школьная жизнь и присущие ей челленджы (привет, великий и могучий 😅).  «Моя твоя не понимать. В лес ходить, белка стрелять». Одним таким примером можно вкратце охарактеризовать грамматические ошибки, о которые спотыкался Леонид за г

Стыдно дипломированному лингвисту долго откладывать эту статью. А еще ведь надо заранее погуглить и вспомнить как что называется в грамматике русского языка. Как шутит мой муж, «это ж вам не презент перфект какой-то», а великий и могучий русский язык. Который ребенок с задержкой развития постигает почти как иностранный. 

К слову о гугле, никогда не опираюсь на него в написании статей про ЗПР, потому что опираться особо не на что. Поверхностная информация. Вода по большей части. Хочется добавить больше жизни, примеров и дай бог пользы, что в купе с вашими комментариями создает вполне себе интересное и приятное информационное пространство. 

Итак, речь с ошибками. Устная речь, разумеется. Об ошибках на письме я напишу когда-нибудь позже, когда нас затянет школьная жизнь и присущие ей челленджы (привет, великий и могучий 😅). 

«Моя твоя не понимать. В лес ходить, белка стрелять». Одним таким примером можно вкратце охарактеризовать грамматические ошибки, о которые спотыкался Леонид за годы коррекции. Тут и путаница с местоимениями (настолько путаница, что этой проблеме хотела бы посвятить отдельную статью), и спряжения глаголов, и склонения существительных, и многое другое.

Удивительным образом все эти сложнейшие лексико-грамматические конструкции с их родами, окончаниями, приставками и прочими сложностями интуитивно закладываются в речь нормотипичных детей по мере их развития. Конечно речевые ошибки в дошкольном возрасте не обходят и здоровых детей, но это, как правило, быстропроходящий этап. 

Какие конкретные грамматические ошибки сопровождали речевое развитие в нашем случае?

Инфинитивные глагольные конструкции, не желающие спрягаться по родам или наклонениям (эк завернула то😳). Перевожу на человеческий. 

— Водичку дать (вместо «дай водичку»);

— На ручки взять (вместо «возьми на ручки).  Эдакий командир и его команды!

Склонение прилагательных. Последнее время бьемся с фразой: «Мама, ты оставишь дверь открытОМ?» (в его спальню перед сном). Сто раз говорила, что не открытОМ, а открытОЙ. Не запоминает. На очередное «открытОМ» сказала, что тому, кто говорит неправильно, придется дверь закрывать. Сразу исправился и запомнил. Теперь акцентирует интонацией окончание этого слова, чтобы я наверняка услышала, что он правильно сказал и не дай бог не закрыла дверь. 

Самой нелепой и неловкой ошибкой была путаница в мужском и женском родах в окончаниях у глаголов. Едем в автобусе и вдруг новость от Леонида: «мама, я таааак плакалА в садике!» 😳 Сюда же и кушалА, какалА, игралА, спалА и все другие важные детские дела, которые делает МАЛЬЧИК. Эта путаница держалась довольно долго в его речи. Но постепенно сошла на нет. Мягко, но настойчиво объясняли, что он мальчик, поэтому кушаЛ, играЛ, спаЛ и так далее. 

Вполне предсказуемая для задержки речевого развития путаница с предлогами не обошла нас стороной. Сюда же количественные и порядковые числительные, которые также коварно должны спрягаться по всем падежам. Если предлоги более-менее прижились, то числительные еще живут своей жизнью:

— Ты купишь мне два девяносто девятые машинки?

— Я буду есть две киндера!

Негусто набиралось примеров. Видимо не всё так уж плохо. Или память у меня уже не та (чай, не шешнадцать)

Сейчас Лёня неплохо запоминает, когда его исправляют, и в следующий раз (в большинстве случаев) ошибку не допускает. 

Дефектологи и логопеды дружно бились и бьются на этом нелегком грамматическом фронте. К 8 годам подобных ошибок всё меньше. Остались коварные местоимения (и их склонения😅), но о них в следующий раз.