Ах, как меня трогают и умиляют маленькие почемучки. Возможно родители устают от их вопросов, у кого-то мелькает уставше-раздраженное «потому что», «вырастешь — узнаешь». Может сейчас удобно делегировать почемучноотвечательную функцию Алисе, Марусе или какому-нибудь «Окей, гуглу».
Родитель — первая и самая важная ступень в формировании любознательности ребенка, его жажды знаний и желания добывать нужную ему информацию. В общественных местах, когда я слышу детские вопросы, я с удовольствием прислушиваюсь к тому, как зачастую грамотно, внятно и доступно отвечают им родители. Я тоже так хочу! Я искренне им завидую.
Но увы, с вопросами у нас дела обстоят неважно. Когда-то давно, в самом начале нашего реабилитационного пути, ни вопросов, ни ответов на вопросы не было совсем.
Отвечать на вопросы
Интуитивно я двигалась от простого к сложному. Первым пунктом стало освоение навыка отвечать на вопросы, требующие ответа «да» или «нет». Ранее, когда, например, я спрашивала Лёню «ты хочешь пить?», он утвердительно кивал и говорил «хочешь» или «пить»; на вопрос «хочешь в туалет?» мотал головой и говорил «не буду». Большую часть практической работы делала дефектолог, объясняя ему на примере игр, карточек, пособий, в каких случаях мы отвечаем «да», а в каких «нет». Моей задачей было закрепление этих навыков в бытовой речи.
Помню, что окончательно одолеть «да» и «нет» помогла игра в «съедобное/несъедобное». Сыну она очень нравилась. Буквально за пару-тройку игр мы отточили навык утвердительных или отрицательных ответов.
С более развернутыми ответами или ответами на вопросы с вопросительными словами «когда», «куда», «где», «почему» до сих пор путаница. На вопрос «куда мы поедем?» может ответить «завтра».
И в принципе в плане отвечать на вопросы Леонид совсем не любитель.
У нас есть семейная шутка-присказка с мужем. Мы любим небольшие путешествия на машине по области и окраинам СПб. Когда дорога дальняя, и Леонид откровенно скучает в пути, я пытаюсь раскрутить его на диалог. Спрашиваю про садик, про деток в саду, про мультфильмы, про наши занятия. Обо всех аспектах его жизни. Ответы, как правило, односложные, короткие и их надо вытягивать клещами. И одно время он взял моду на мои расспросы отвечать: «давай ехать». Имелось в виду молча😁. С тех пор, когда в нашей с мужем беседе кто-то один не хочет отвечать на вопрос, мы говорим «давай ехать».
Но есть один любопытный нюанс. Если начать задавать вопросы не со своей взрослой колокольни, а на темы, интересующие ребенка, то с большой вероятностью на них он будет отвечать охотнее. Другой вопрос, что я не хочу в 100500 раз обсуждать модели машинок Лада/Жигули или все виды существующих домофонов. А зря. На эту тему эксперт Леонид вещал бы долго, много и качественно😅
Не являясь коррекционным педагогом, а просто мамой, обозревающей тему навыка задавать/отвечать на вопросы, я не буду давать практических рекомендаций, о том, как научить ребенка отвечать на вопросы. Вижу по домашним заданиям от специалистов, что в освоении этого навыка они делают упор на составление историй по карточкам, описание рисунков, пересказ прочитанного.
Задавать вопросы
Лично для меня умение задавать вопросы — это высшее благо и высшая цель.
Если ребенок задаёт вопросы, значит мозг работает, требует поступления новой информации, выстраивает причинно-следственные связи, анализирует полученную информацию.
Первые вопросы я услышала от Леонида ближе к 5 годам. О, какое это было счастье!
— Где моя машинка?
— Дедушка приедет?
— Можно я посмотрю мультик про Джастина?
Тогда я поняла, что вся наша реабилитация — это игра в долгую. Для одного только навыка задавать вопросы мозгу нужно было дозреть, а этому «дозреть» нужен был целый коррекционно-образовательный маршрут в виде занятий с дефектологом, логопедом, нейропсихологом, специалистом по сенсорной интеграции, кинезитерапевтом и другими.
Постепенно с каждым годом количество вопросов растет. Не так быстро, как хотелось бы. И не со всеми вопросительными словами.
Довольно быстро освоил вопросы-разрешения: «можно я познакомлюсь с мальчиком?», «можно я поглажу собаку?», «можно я попрыгаю по лужам?».
Из вопросов с вопросительными словами наиболее употребительны вопросы с «где», «как», «куда». Например, «куда подевалась наша кошка?», «а где папа?», «Как зовут эту девочку?». Остальные вопросительные слова, видимо, пока в разработке у мозга😅
На данный момент максимально освоены вопросы, требующие ответа «да» или «нет».
— Мы поедем в бассейн?
— Ты купишь мне чипсы?
— Мы днем не будем спать?
— Ты сваришь манную кашу на завтрак?
Никаких «почему», «зачем», увы, так и нет. Ждем дальнейшей стадии дозревания мозга. Ждать и верить в своего ребенка — важная составляющего реабилитации, помимо безусловных любить и пахать не покладая рук.
Буду рада вашей обратной связи, секретам, лайфхакам и рекомендациям касательно вопросов и ответов на них.
Про инвалидность:
Про диагнозы:
Все статьи на тему ЗПР: