Горячие споры, касающиеся “Мастера и Маргариты”, не утихают и по сей день. Одни говорят о нем с восхищением, другие же ругают Булгакова, обвиняя его в поклонении дьяволу. А вот христиане часто относятся к нему неоднозначно.
Сам по себе роман многогранный, его нельзя не оценить. Автор описывает как события случившиеся в далеком прошлом, так и происходящее в современном настоящем. И по сути даже не главных в героях дело. Они как раз здесь личности второстепенные. Главным героем объектом любования и порицания является здесь именно харизматичный Воланд, который появился в Москве в канун Пасхи. Есть такая молитва к Матроне Московской. Она очень помогает принести Богу покаяние. Текст его находится здесь: https://t.me/molitvaikona/5611.
Многие почитав роман назвали писателя богохульником, ведь именно в этой произведении очень надругательно и слишком уж дерзко отзываются о Евангелии. Как только не называя самого автора: и отреченцем, и дьявольской слугой. Но кем был сам Булгаков? По словам некоторых критиков не его поведение удивляет, а жизнь многих московских жителей, описанных в нем.
И Воланд странно ни было, как раз озадаченно ища ответ о реальности Христа, заставляет и других людей искать ответ на этот же вопрос.
И "Мастер и Маргарита" как раз роман не о вере в сатану и пропаганде его, а о том, как идея атеизма абсурдна и утопична.
Изображая образ Мастера, автор показывает читателям на какие мучения обретает себя тот, кто выступает против Бога, живёт в него его, по своей воле отрекаясь от Бога и обращаясь к дьяволу. Маргарита, та, которую не волнует ее собственной муж, меняется и из легкомысленной скучающей дамы превращается в ту, готовую стать ведьмой, продать душу демону, только для того, чтобы оставаться рядом со своим возлюбленным Мастером.
В конце концов Воланд и его слуги все же возвращаются за влюбленными в ад, где они собственно обретают покой, но не тот светлый, добрый, а наоборот, лишённые Божественного света и Его присутствия.
И роман этот спорный. Не раз его обсуждали даже богословы, но так и не пришли к единому мнению. Одним кажется, что роман идентичный сатанизму. Человеку, который хоть однажды с ним познакомится, решит, что в связи с лукавым нет ничего ужасного. Ведь зло, представ перед нами в своём истинном облике, пугает и отвращает нас.
Но если зло будут приукрашено и подано не красивой упаковке страха перед ним не останется. Наоборот, зло станет притягательным. Каким и был собственно Воланд и его товарищи.
Патриарх Кирилл считает, что Булгаков отлично продемонстрировал образ безбожного человека того времени. Причем сделал это очень достоверно и талантливо.
Стоит отметить, что писался этот роман в годы гонения на Православие. Потому его и не приняло ни одно издательство. Потому в каждой эпохе человек будет искать что-то свое, хотя оно было адресовано людям живущим во времена писателя.
Роман был написан в 30-е годы, а издали его только через 30 лет. Тогда люди поверили пылким чувствам Мастеру и Маргарите, Ивана Бездомного посчитали человеком тянущимся к знаниям, а Воланда обаятельным аристократом.
В 80-е годы к нему отнеслись также, а вот в 90 -е посчитали смелым и эпатажным.
В 2000 годы критиковали роман все. И миряне, и священники. Михаил Афанасьевич в ту пору считался “поклонником сатаны”, а его творение - “чёрной мессой”. Однако вскоре были обнародованы письма и черновики Булгакова, и эти теории потерпели фиаско.
Иеромонах Димитрий Першин решил, делясь впечатлениями поделиться фактами романа и оттуда сделать свой вывод:
«Дело в том, что он писался для других людей, а читался не ими. И судьба ему была уготована не та, на которую рассчитывал Булгаков, в 60-е годы люди увидели в романе лишь дерзкую раскованность, которая многих просто шокировала.
Через время Мастер и Маргарита посчитали неким шедевром, водевилем, который был изобиловал спецэффектами, полетами на метлах и балом с нечистью.
Конечно, христианам было обидно в романе за то, что в нем автор жёстко использовал сюжеты, да и вообще всю историю Нового Завета.
Это причина и стала для многих почвой напряженности и абсурда.
Хотя если внимательно изучить черновики и дневники Михаила Афанасьевича, то станет понятно его истинные мысли и идеи.
Я склоняюсь к тому, что с самого начала Булгаков всё-таки задумывал апологию - он хотел отстоять реальность Божественного в мире, где царствовали безбожность и атеизм.
И, наконец, нельзя не упомянуть об одной интересной закономерности: после прочтения “Мастера и Маргариты” многие люди, до этого отрицавшие существование Господа и Православную веру, по их собственному признанию, уверовали в Бога. И этот поистине удивительный факт наводит на определённые размышления.