На мультфильм «Головоломка» (2015г., реж. Р.Д. Кармен, П. Доктер) мы ходили всей семьёй, это был первый полнометражный мультик в кино для моей дочери. И он не разочаровал. Мы дружно зачислили картину в список «шедевры современной анимации», и я ни раз рекомендовала её знакомым и клиентам с детьми. В конце истории есть намёк на продолжение, когда в центре управления эмоциями (он же головной отдел) меняется пульт, есть там и кнопка под названием «Puberty», которое наши перевели как «созревание»…
И вот, спустя 9 лет, выходит продолжение «Головоломка 2» (2024г., реж. К. Манн). В первой части главной героине Райли было 11 лет, в финале мультфильма исполнилось 12, а здесь ей уже 13, как и моей дочери сейчас. И вот, что я скажу, ничего общего по подростковым эмоциями я не увидела. Всё показано очень карикатурно, утрированно, таких подростков я видела только в американском кино.
Да, по эмоциям подростки бывают нестабильны, контрастны, не сдержанны, их эмоции плохо поддаются контролю, и здорово, что создатели фильма хотели об этом рассказать, но, на мой взгляд, вышло не очень.
Сама ситуация по накалу куда менее серьёзная, чем в первой части, там семья Райли переехала в другой город, оставив всех друзей и родных, любимые вещи приехали позже, чужой пустой дом нагонял тоску, чувствовалось одиночество и грусть девочки. А здесь проблема, как мне показалось, немного высосана из пальца, или это создатели хотели показать, что подростки всё драматизируют и при каждом своём решении ставят на кон всё – и дружбу, и честность, и доброту. Не могу с этим согласиться.
Но вот что сомнений не вызывает: с взрослением появляются более сложные эмоции. По мнению авторов это происходит так.
Первой появляется Тревожность (похоже, у неё СДВГ), потом на пульт взбирается маленькая Зависть, сразу за ней появляется застенчивый увалень Стыд, потом Хандра с настроением «на дистанте», последней появляется старушка Ностальгия, но её сразу выпроваживают. (Было забавно их угадывать чисто по внешности, я угадала всех, кроме зависти.)
Из сюжета выходит, что на всякие странные и нелогичные поступки подростка толкает именно тревожность, она же генератор идей с «прогнозатором» подмышкой.
В стрессовой ситуации она подавляет основные эмоции, которые в буквальном смысле сталкиваются с отрицанием (Блуппи из мультика, который девочка до сих пор тайно смотрит, Ланс Сабля, персонаж компьютерной игры и тайный краш Райли и даже самый страшный секрет) и помогают друг другу выбраться из-под давления.
Сюда же можно отнести «нервосберегатель», созданный Радостью чуть раньше по сюжету, который, работая под девизами: «об этом лучше не вспоминать» и «подумаю об этом как-нибудь потом», не только бережёт нервы, но и по сути подавляет важные для роста личности воспоминания. Пазл новой личности взрослеющего ребёнка без этих недостающих элементов сложиться не может, как и не может жизнь состоять из одних радостей. Без кризиса не бывает роста.
Тревожность руководствуется юношеским максимализмом и формирует стремление к несуществующему идеалу. А поскольку «убеждения сплетаются в самосознание», это становится частью сознания личности. Если сознанием будет править одна лишь тревожность, из ребёнка получится лицемерный неврастеник.
А Хандра запускает сарказм и создаёт «бездну сарказма» между старой Райли и новой, не очень понятно, почему именно Хандра, а не Зависть, ведь язвительность ближе в зависти, чем к унынию.
Стыд подружился с Печалью и поддерживает её. Печаль расцветает. Это уже что-то из взрослой жизни непроработанных детских травм)))
Грустная правда из уст Радости: «Я не знаю, как остановить тревожность. Может быть никак. Может это естественно, что с возрастом всё меньше радости…» - самое печальное в мультфильме (лично для меня). Нужно ли об этом так напрямую говорить детям? Стоит ли их программировать на это? Для меня спорно. Если хоть немного верить, что человек не последний в деле своего собственного счастья, такие программы ни к чему. Ведь есть люди, способные сохранять оптимизм и в зрелом возрасте, не взирая на проблемы, трудности и мировые катаклизмы. Куда же нам без них, ведь «земной шар, как известно, вертят именно оптимисты»! Именно умение радоваться и дарит оптимизм, Радость.
В конце концов Тревожность так себя загоняет, что только у Радости получается вывести её из критического состояния и спасти Райли. И вместе со всеми эмоциями, в согласии с ними и понимании важности друг друга растёт новая личность.
Все эмоции важны, это показано в обеих частях «Головоломки», каждую нужно проживать, а не подавлять, не прятать в глубинах подсознания. Нет эмоций лишних или неправильных.
Можно что-то воспринимать неправильно, видеть искажённо, но нельзя неправильно чувствовать. И в принятии можно сделать гораздо большее для себя, чем в подавлении и отрицании, и испытать настоящую радость, и усмирить свою тревожность.
Это хороший и правильный посыл, не только и не столько для подростков, сколько для всех нас.
P.S.: у Райли очень хорошие родители, и это отличный сценарный ход, не делать драмы из детско-родительских отношений. Жизнь подростка итак полна эмоциональных приключений.