Пять тысяч желудей
В Пензе Небогу многие знают как радетеля за парк в микрорайоне Заря, что раскинулся на северо-западной окраине города. Он, военный в отставке, поселился там в 2011 году (начал строить дом). Увидел пустырь, теряющийся за горизонтом, и подумал: «Хорошо бы тут разбить парк». Посмотрел генеральный план застройки города − рекреационная зона, то есть зона отдыха. Все сошлось!
Парк — это в первую очередь деревья. С этого Небога и начал. На сегодняшний день он и энтузиасты, которых ему удавалось и удается привлечь, посадили больше 10 тысяч сосен, лип, берез и других видов.
Но если брать близлежащую территорию, которую с легкой руки Виктора называют «лесом Победы», то посадок будет 20 тысяч!
Он научился выращивать саженцы дубков из желудей. Что примечательно, две сумки посадочного материала притащил из Москвы. Жил в гостинице рядом с ВДНХ, увидел дубовую аллею, засыпанную желудями. Позвал товарища, они пришли туда раненько и набили сумки драгоценными семенами. Виктор приехал домой, пересчитал: пять тысяч...
Выхаживает Небога и лиственницы − трясется над каждой в своем так называемом питомнике (просто один из участков территории). Увидел как-то дуб с красными листьями, дождался от него желудей, теперь несколько росточков лелеет.
А где он берет саженцы сосенок? − спросите вы. О, целая история. Небога выбил в Министерстве лесного хозяйства разрешение выкапывать молодые сосенки, растущие под ЛЭП, − по закону там должно быть пустое пространство, и раз в год эту территорию все равно перепахивают.
На протяжении десяти лет Виктор по весне заказывает транспорт (на свои деньги, естественно), едет туда, сам выкапывает деревца, доставляет в свой парк, созывает народ. Сажать люди у нас любят − откликаются. А вот поливать...
Однажды Виктор выложил «ВКонтакте» фотографию свежих посадок и написал: «Стою и чуть не плачу». Заплачешь тут, когда столько труда вложено, и вот сотням саженцев грозит гибель без полива. А он один...
А где людям отдыхать?
Вот с этого места и начинается тема донкихота. Почему он взял на себя такую роль? И кто олицетворяет ветряные мельницы? Вы заметили дату начала хлопот Небоги о парке? 2011 год. Что же произошло за это немалое время?
Ну, вот он с помощью местного населения и друзей насажал деревьев, многие уже поднялись до трех метров. Придумал название – парк Дружбы. Зарегистрировал фонд «Лес Победы» для развития территории.
В 2017 году оформил территорию в свое пользование, чтобы ему не ставили подножки-запреты на каждом шагу.
По закону каждый человек в нашей стране может арендовать какой-то участок земли. Но, как правило, люди берут кусочек леса, чтобы что-то поиметь, что-то вырубить.
Наш донкихот взял, чтобы сажать, прокладывать аллеи, строить спортивные площадки. В документе был указан исчерпывающий перечень целей использования земель: зеленые насаждения, детские площадки, спортивные площадки.
Мы послали запрос от редакции в Управление градостроительства и архитектуры Пензы, где подтвердили наличие этого разрешения. Правда, там написано: «для размещения элементов благоустройства территории».
И в следующем абзаце: «Не относится к городским паркам».
Конечно не относится! Парк надо делать, «насыщать элементами благоустройства!»
Пруд раздора
Кстати, о пруде Земляничном, который находится как раз в центре территории. Небога стал и его обустраивать. Для ЛЮДЕЙ. Но тут вышла заминочка. Водоем отдан Министерством лесного хозяйства в аренду. Владелец построил на одном берегу беседки и домики для сдачи за деньги.
А наш донкихот вместе с друзьями из Русской общины устроил купальню, пляжик и воллейбольную площадку на другом берегу. Арендатор против, и формально он прав.
— А где людям отдыхать, купаться? Почему они должны платить за это деньги? − твердит Небога.
И ведь прав...
За время, которое мы рассматриваем, вместе с деревьями вырос целый жилой микрорайон неподалеку от парка − Лугометрия. Да и Заря расстраивается. Микрорайоны находятся вдали от всех имеющихся и подразумевающихся зон отдыха, даже от несчастного пруда у больницы № 6, который неизвестно еще, выживет или нет после затянувшихся «очистительных» работ.
— Вот дали 30 миллионов на пруд у больницы, и сегодня там лужа... Хорошо, что мне ни копейки не дали, и пруд Земляничный чистый и пригодный для купания, — горько шутит Небога.
Помогли так помогли...
Читатель спросит, мол, да что ж этот Небога все один и один. И правда...
Ну, про энтузиастов мы вскользь упомянули − они то появляются, то исчезают. А вот городская администрация − она постоянная... эх, как хотелось бы сказать «опора». Но нет. Конечно, Виктор идет туда со многими вопросами. Опахать лес от пожаров. Вывезти мусор. Помочь с созданием концепции парка и проекта его обустройства. И так далее, и так далее.
В 2023 году, когда Небога всех достал с вывозом мусора (как у арендатора у него не было этой обязанности, она оставалась за администрацией), ему очень хорошо «помогли» − глава города Басенко отменил постановление о предоставлении территории в пользование гражданина Небоги.
Но донкихоты не сдаются. Районный суд признал решение мэра незаконным и недействительным в марте текущего года. 25 июля это подтвердил областной суд.
Суд этот не первый, увы. Штук девять уже было, когда Небога опротестовывал либо бездействие администрации города, либо попытки лишить его права... опять же, обустраивать парк.
И, заметьте, решения во всех случаях были в его пользу.
Забрезжил проект
17 июля этого года в общественную приемную редакции «Пензенской правды» приходил министр градостроительства и архитектуры − главный архитектор области Александр Петрович Итальянцев. Мы спросили его о парке Дружбы и вокруг.
Оказалось, чиновник в теме. Он часто приглашает Виктора Небогу на заседания градостроительного совета. Недавно там обсуждали возможную концепцию зоны отдыха в Заре. Все-таки заседают неслучайные люди, и все прекрасно понимают, что это необходимо для города, особенно для развивающегося густонаселенного района.
На сегодняшний день ситуация такова: необходим проект обустройства этой зоны. Тогда появится возможность выставить его на голосование народа в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды».
Но сделать этот дорогостоящий проект должен... ну конечно, наш донкихот. И он, главное, не отказывается. Говорит, что ищет спонсора.
Побывал также у ректора Пензенского университета архитектуры и строительства Сергея Александровича Болдырева. Тот отнесся к проблеме сочувственно и отправил Небогу на кафедру дизайна.
Мы связались с заведующим этой кафедрой Владимиром Петровичем Герасимовым, и он подтвердил возможность разработки проекта силами студентов. Сказал, что начнут в сентябре. Но подчеркнул, что это будет творческая учебная работа.
Экскурсия по... мечте
Сегодня территория парка Дружбы − это одна дорога, ведущая к озеру, и много разнокалиберных деревьев вокруг. Остальное обустройство − только в воображении и мечтах Виктора Небоги.
Он показывает нам уже сформированные растительностью аллеи: Полярников, Героев СВО, Михаила Лермонтова, Александра Невского... Осталось всего ничего − проложить дорожки.
− Будут! − говорит он.
− Но сегодня километр асфальтированной дороги стоит миллионы... − сомневаемся мы.
− У меня опыт есть. Я несколько лет был председателем ТСЖ в нашем микрорайоне и прокладывал дорогу. Знаете, как действовал? − оживленно рассказывает Виктор. − Ходил в администрацию, узнавал, какие дома сносятся. Оттуда брал кирпичный бой, щебенку, строительный мусор, в общем, предназначенный на свалку, привозил, высыпал, нанимал трактор, который все это разравнивал и трамбовал!
Следует пауза, и уже другим тоном, покачивая головой, он резюмирует:
− А потом нужен будет асфальт. Это бесплатно не смогу.
– А кто сможет? − не унимаемся мы.
– Фонд «Лес Победы» мы зачем создавали? Чтоб заявки на гранты писать. Вот.
− Что-то это нам напоминает − из Гоголя, − шутим.
Виктор не обижается, смеется. И продолжает:
− Вот, видите − спортплощадка. Скромная, конечно. Пока. А выше по склону пройдет лыжероллерная трасса. Ширина − четыре метра, длина − около трех километров. И вот тут, в начале трассы, поставим стенд: «Эту дистанцию олимпийский чемпион Александр Большунов прошел за такое-то время». Люди будут сравнивать свои результаты, будут тянуться!
− А откуда Большунов возьмется?
− Пригласим. Он обязательно приедет на открытие!
Стоим на возвышенности, думаем: «Ну да, можно сказать: «маниловщина»... Но вот ведь перед нашим взором почти 30 гектаров, засаженных деревьями, а был пустырь... Вон там − расчищенные родники. Пруд, на берегу которого люди играют в волейбол, а потом бегут в воду со счастливыми криками... Пусть и вопреки воле арендатора. Все это есть. И все это сделал чудак человек...
А он тянет нас вверх по склону, продолжая экскурсию:
− Там две тысячи сосенок, мы их сажали во время пандемии, в масках...
− А почему именно там?
− Я розу ветров изучил. Оттуда будет идти сосновый дух прямо на микрорайон − люди смогут дышать целебным воздухом!
Стоим, смотрим на подрастающие сосенки, думаем: «Ох, донкихот, только бы не дул ветер на крылья той мельницы, с которой ты в одиночку сражаешься»...