Найти тему

Теория "Движения цвета в пространстве" Василия Кандинского

Оглавление

Василий Кандинский известен не только как художник и один из основоположников абстракционизма, но и как значимый теоретик искусства. В своём труде "О духовном в искусстве" он представил Теорию движения цвета в пространстве, которая интересна и с точки зрения чувственного восприятия цвета и с позиций колористического построения композиции картины.

Прежде всего Кандинский определяет такие контрасты как:

1. Теплые и холодные тона красок. Теплота определяется смещением цвета к жёлтому, а холодность к синему. Так, например, смещённый в сторону жёлтого красный цвет это оранжевый, тёплый, а в сторону синего - фиолетовый, холодный.

-2

2. Светлые или темные тона. Близость краски к чёрному или белому цвету.

По Кандинскому белый - безмолвное Ничто, таящее потенциал, чёрный - безмолвное Ничто, без возможностей, оно мертво.

Средний серый цвет - "безнадежная неподвижность", которая при разбеле приобретает потенциалы, а при затемнении мертвеет.

-3

Каждый цвет имеет динамические свойства субъективно воспринимаемые зрителем. Кандинский выделяет такие виды движения, как:

Движение в плоскости:

1. От зрителя. Характерно для холодных оттенков, которые визуально как бы отдаляются от зрителя.

2. К зрителю. Характерно для тёплых оттенков, которые выдвигаются вперёд и тем сильнее, чем теплее цвет.

3. Статика. Цвет, потерявший потенциал движения (зелёный, серый)

Движение в пятне:

1. Концентрическое движение, или движение внутрь. Цветовое пятно как бы сжимается, кажется меньше, чем есть на самом деле. Характерно для холодных оттенков, усиливается при утемнении краски.

2. Эксцентрическое движение - движение наружу. Цветовое пятно визуально расширяется, кажется больше чем есть на самом деле. Характерно для тёплых оттенков, усиливается при высветлении краски.

4. Движение внутри себя. Движение внутри собственных границ - свойство красного цвета. Его можно представить как кипение. Движение красного в плоскости ( к зрителю или от зрителя) начинается при добавлении к нему тёплых или холодных тонов, при высветлении или затемнении, но при этом снижается внутреннее "кипение" и экспрессия красного.

-4

Контраст синего и жёлтого

Жёлтый цвет имеет эксцентрическое движение к зрителю. Жёлтое пятно кажется больше чем есть на самом деле и ближе.

Синий цвет движется концентрически и отдаляется от зрителя. Пятно синего кажется меньше и дальше.

-5

У синего и жёлтого самый сильный контраст по цветовой температуре. Кроме того, жёлтый цвет максимально близок к белому, а синий стремится к чёрному. При разбеле жёлтого, таким образом, его движение вперёд и во вне будет усиливаться, а при затемнении тормозиться. Движение синего назад и внутрь будет усиливаться при затемнении и тормозиться в разбеле.

-6

Зеленый цвет, как смесь в равной пропорции синего и желтого, это полная неподвижность и покой. Он не имеет ни признаков радости, ни печали, никуда не движется, ни к чему не стремится.

"В зеленом скрыты желтый и синий цвета, подобно парализованным силам, которые могут вновь стать активными. В зеленом имеется возможность жизни, которой совершенно нет в сером. Ее нет потому, что серый цвет состоит из красок, не имеющих чисто активной (движущейся) силы." (В. Кандинский)

При добавлениии к зелёному жёлтого, возникает движение вперёд, ощущение юношеского потенциала. При добавлении синего - зелёный становится более глубоким, "задумчивым".

Теория Кандинского интересна и как символическое, духовное восприятие цвета и как удобная схема для построения цветового колорита в работе, особенно если вы хотите показать глубину пространства. Запомнив, как движутся основные цвета, легко выстроить и пространство в пейзаже и добавить "воздух" в натюрморт.

Подробнее о световоздушной перспективе читайте тут 👇

Если эта статья была полезна для вас, ставьте 👍 и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые материалы.

"Точка схода" - школа рисования для взрослых и детей от 14 лет в Москве у метро Марьина роща