Найти в Дзене
Зелёный свисток

От Москвы на северо-запад. Интересная поездка на 5 дней

Часть первая. Осташков

Издалека долга течет река Волга…

А мне уж тридцать лет…

Нет, братцы, в два раза больше, время идет, не успел оглянуться. Но через заборы в соседние колхозные сады я сигаю с большим удовольствием. (А про заборы здесь - это предыдущая публикация, рассказывающая о поездке в Торжок) Ворованные яблоки и клубника – они завсегда вкуснее.

И Волгу я вспомнил совершенно не случайно.

Догадались, куда мы с вами, мой читатель, поедем? На Волгу! В Ярославль? В Кострому? Плес? Нижний? Саратов?

Не догадаетесь! Мы поедем к самому ее началу длинного пути в 3 тысячи 600 километров - к истоку.

Во всех больших городах и значимых местах на Волге мне посчастливилось побывать, и не по разу. Был везде, кроме Астрахани. Это были продолжительные теплоходные маршруты или путешествия на машине. Уверяю вас – везде очень красиво, до сих пор в памяти сохраняются удивительные виды городов и сказочные закаты. Фантастически яркие краски неба, и облака отражаются в волнах реки! Незабываемые виды от кремлевских стен на стрелку рек Оки и Волги в Нижнем Новгороде. Самые красочные закаты - именно здесь. И сам город очень интересный.

А Казань?! Не буду здесь писать о красоте волжских городов и просторах Матушки-Волги, напишу небольшое предисловие.

Эту поездку, которая должна была охватить Осташков, Старую Руссу, Валдай, я планировал давно. Я собирался также посетить воинские захоронения, частные музеи, посвященные лесным находкам ВОВ. Но вершиной поездки считал велосипедный маршрут по Большой Валдайской тропе, длина которой около 60 километров. Я не собирался ее покорять, проехав всю по лесным дорожкам, лавируя между корней сосен, пробираясь через болотные гати или хлипким мосточкам через ручьи. Я хотел просто ее изучить, остановившись на пару ночей в Валдае; насколько возможно заехать в лес, не слезая с узкого седла. Места для 2-х полноценных велосипедов в багажнике хватает. Но не все в этой поездке получилось, апофеоза не было. Но все по порядку. Рассказ будет долгий, постараюсь быть интересным рассказчиком. А как для друзей по-другому? Это вторая большая публикация, в которой будет несколько частей. Надеюсь, вы прочитали мой отчет о посещении Белоруссии, но я не настаиваю…

Поехали?

Сначала познакомлюсь с Осташковом, небольшим городком с населением 16 тысяч, стоящим на полуострове озера Селигер, а потом и вам расскажу о своих впечатлениях.

Дальше - Старая Русса, город с солеными минеральными источниками, озеро Ильмень, и на обратном пути - Валдай. Сегодня все наши путешествия исключительно по родному краю. Цель простая – увидеть красоту, посетить как можно больше интересных мест; не ставя рекордов, не оставаться на одном месте. Оседлый отдых, пожалуй, не для меня, мне становится скучно. Мне требуется смена картинки.

В последнее время часто берем с собой два велосипеда. Формат кузова машины позволяет их, сложив рули, положить в багажник и, чтобы не громыхали и не бились друг об друга, проложить чем-то мягким. Велосипеды позволили, как говорят, обрести новую степень свободы, да и потом я с детства люблю велосипед, катаюсь постоянно, друзья знают.

Заболтал я вас.

Да-да, Осташков!

Навигатор предлагает три маршрута: платная М-11 «Нева», но от Москвы она сильно дорогая, М-10, Е-105 «Ленинградка» - еле едет от обилия населенных пунктов, идущих сплошной чередой, и от тяжелого трафика. И Новая Рига. Выбираем именно этот маршрут, хорошо знакомый. Проехав Ржев, возле знаменитого мемориала «Советскому солдату» (я подробно писал об этом в статье "Я убит подо Ржевом", почитайте) сворачиваем направо, нам еще 150 км.

Дороги везде с хорошим покрытием, машин не много, 400 км не утомили.

Что сразу бросается в глаза на ничем не примечательной, я бы сказал – скучной, дороге Ржев - Осташков. Огромное количество борщевика вдоль дороги, бОльших зарослей не видел нигде. Да, эта трёхметровая тварь растет везде, постоянно отвоёвывая пространство, но везде вдоль дорог борщевик косят тракторами. Почему его в Белоруссии нет нигде?! Еще раз пришла на ум фраза из знаменитого фильма Гайдая, я ее немного перефразирую: Тверская область – не кузница, не здравница, а житница этого опасного растения.

Земли у нас много, пускай поля зарастают уродливым сорняком. Грустное зрелище, щемит сердце. Думаю, руководство знает, им виднее…

И вот Осташков, мы здесь впервые, навигатор указывает на здание, помеченное как гостиница, на Ленинском проспекте на самом верху полуострова, оно ровно напротив речного вокзала. Сразу себе представляю красивое белое здание и широкую водную гладь. И «белый теплоход»!

Сворачиваем туда. Проспект? Точно проспект, может, ошибка в названии? Одноэтажные деревянные домики, кое-где с заколоченными окнами и врастающие в землю, грунтовые обочины с огромными ямами, бурьян по пояс на участках бывших домовладений – это проспект, это одна из центральных улиц?! Если кинуть взгляд вглубь пресекающихся улиц, выяснится, это не самый грустный вид городка, где мы едем сейчас.

Паркуем машину возле неказистого 2-х этажного здания желтого цвета, на первом этаже которого какой-то магазинчик, на втором этаже – наша гостиница, вход с торца – по отдельной крутой лестнице, больше напоминающей пожарный выход, длинный темный коридор с подсветкой от движения, слева - ряд номеров вплотную друг к другу с «отличной» слышимостью. Кулер с водой, микроволновка, разовая пластиковая посуда и приборы, но чисто и персонал приветлив. Нам здесь жить две ночи. Гостиницу забронировали с огромным трудом, не было и других вариантов.

Осташков популярен! Уж не знаю, чем он так притягивает туристов. Озером с чистой водой? Возможно…

Не хочу о грустном, но чтобы вы сразу понимали, что такое Осташков и состояние дел в не самом маленьком городе Тверской области – посмотрите галерею. Вы поймете мое настроение. Я приехал не критиковать и никогда не выискивал, извините, гадости. Но тут вот эта разруха бросается в глаза, мгновенно пропало желание знакомиться с городом ближе. Исключаю посещение художественной галереи, а это всегда в плане нашей обязательной программы. С такой городской культурой, что меня там может удивить?

Пожарная каланча, вторая половина 19 века. Перед ней - бурьян. Рядом есть еще одна достопримечательность - колокольня церкви Преображения Господня. Красивое сооружение, внутри идет реставрация, не фотографировал, из-за высоких деревьев видна только верхняя часть. Храм разрушен при Советской власти, колокольня осталась чудом.
Пожарная каланча, вторая половина 19 века. Перед ней - бурьян. Рядом есть еще одна достопримечательность - колокольня церкви Преображения Господня. Красивое сооружение, внутри идет реставрация, не фотографировал, из-за высоких деревьев видна только верхняя часть. Храм разрушен при Советской власти, колокольня осталась чудом.

Видели бы вы дворы, братцы. Дворы? Их попросту нет! Пятиэтажки окружают глубокие ямы и высокие бугры. Машины паркуются по принципу: кто куда смог встать – рытвина, пыльная горка или лопухи. Тротуары, асфальт – о чём это вы? Худших дворов я не видел нигде. Я нигде не видел более грязных дорог, на которых с зимы остается и годами копится песок, из него уже целый вал на обочине, и этот песок завоевал часть проезжей дороги. Здесь регион пыльных бурь? Колеса велосипеда заносило, словно вы пытаетесь ехать по песчаному пляжу. Нет никаких тротуаров вдоль городских улиц – как идти пешеходу?, нет элементарной разметки – она вся под песком. Скорее всего - её там отродясь не было. На параллельных улицах грунтовое покрытие, даже не щебёнка. А город то всего ничего.

Довольно негатива. Лучше полюбуемся на садовые ромашки, растущие возле дома на краю озера. Светит солнце, погода отличная, мы немного отдохнули и пообедали, велосипеды уже готовы и намечен маршрут.

На пляж? А ради чего мы сюда ехали? На карте обозначено два пляжа, выбираем тот, который на самом верху полуострова, у небольшого перешейка.

Народу много, как в Сочи в июле, многие приезжают на машинах, оставляя их на неширокой дороге. На пляже – прокат САПов и водных велосипедов, лежаки. Мелкое дно – для детей раздолье. И очень теплая и чистая вода.

Красивые виды на бескрайние плёсы, везде по берегам леса, понимаешь, что городская неухоженность не на первом месте. Здесь красота в природе, на первом месте именно она. Прощаешь всю эту разруху и грязь дорог, безысходная тоска отступает.

Пропетляем по всему городку и мимо уже знакомого пляжа проедем дальше, изучим остров Кличен, он помечен на картах как памятник природы. И дорожки там есть, идущие по берегу всего острова.

Действительно, очень красивое место, вполне пригодное для велосипедных прогулок, хоть местами и крутоваты спуски-подъемы, сосновый молодой лес, два отличнейших места для купания с песчаным дном и прозрачной водой, из которой не хочется вылезать.

Конечно, я пользуюсь советами путешественников, читаю отзывы о посещенных местах. В свою очередь, хочу вам порекомендовать 2-х часовую обзорную экскурсию на теплоходе проекта «Москва». Интересная, информативная, просто любуйтесь видами озера, послушайте историю происхождения названия островов и рассказ об их жителях.

Слева по борту в значительном расстоянии от берега, стоят в воде люди и приветливо машут руками нашему теплоходу. Они практически у самого его борта. Как? До берега метров 150, а им всем по колено. В этом месте очень мелко, это Майская коса у острова Городомля. Но остров для посещения закрыт. Здесь находится одно из предприятий космической промышленности и сюда можно попасть далеко не всем, либо работникам, либо жителям.

На закрытый остров ходит шумный водомётный теплоход «Луч», вы его увидите на причале. Время в пути всего полчаса, ходит по расписанию несколько раз в день. В межсезонье – судно на воздушной подушке, зимой на автомобилях, лед встаёт крепким.

Возможно, вас привлекут и более продолжительные водные экскурсии на теплоходе с заходом в Нило-Столбенскую пустынь, очень красивое место с удивительными видами на водную гладь. Купола Богоявленского собора и церквей мужского монастыря видны издалека – в них отражается солнце.

Читатель, который со мной давно знаком, надеюсь, знает о моей любви ко всему, что связано с железнодорожной тематикой, я должен обязательно заехать на вокзал.

Еще не жаркое утреннее солнце. Обычно это место всегда оживленное, но не сейчас и не здесь. Тишина.

На станции работал маневровый и пришел под порожняк - вагоны - щепа - большой тепловоз. Застал его перед прицепкой в сторону Великих Лук.

А ведь когда-то в Осташков ходил прямой поезд из Москвы и был очень популярен. Это был полноценный 18-и вагонный поезд (№666/665), шел он через Лихославль-Торжок, где московская бригада отдыхала. С приходом "РЖД" поезд был сперва объединенным (Осташков-Боровичи), потом его отменили вовсе. Жители Осташкова не стали возмущаться, молча согласились. Может, все дело в 3-х шестёрках?

Насколько мне известно, очень многие приезжали на Селигер вечером в пятницу и в воскресенье обратно в шумную Москву, и сразу шли на работу. Сейчас только редкие грузовые, еще более редкий "пригород" – тепловоз и два вагона. И два человека пассажиров.

Привлекли внимание две вещи: небольшое здание с вывеской «Кипяток». Я такие застал и помню, как набирал воду в бутылку с широким горлышком из-под кефира. Вода была действительно кипяток, стеклянная бутылка треснула у меня в руках. Это было на перроне Смоленска, мне было десять лет.

И в пустынном зале ожидания деревянные лавки, где увидел три буквы когда-то родного министерства – «МПС». Этим лавкам лет 70, не меньше.

А структуру ОАО "РЖД", его работу, я, профессиональный железнодорожник, отдавший всю жизнь транспорту, тяге, я так и не смог принять. Я знаю, что сегодня в тяге практически некому работать, от глупой политики "эффективных менеджеров" убегают все.

Памятник Константину Заслонову
Памятник Константину Заслонову

Рядом с памятником Константину Заслонову устроила себе «тихий час» почтительного возраста пенсионерка. На лавочку себе под голову положила рюкзак, из которого выглядывала бутылка дешевого спиртного.

Константин Сергеевич Заслонов. Легендарная личность. Герой Советского Союза. В детстве читал о нем книгу Леонида Раковского, она из домашней библиотеки, недавно наткнулся на фильм, еще чёрно-белый. Перед началом войны - начальник паровозного депо Орша. При немцах, будучи начальником русских паровозных бригад, создал многочисленную подпольную группу, которая организовывала диверсии, закладывая взрывчатку в уголь, разносившую паровозные котлы, пускала под откос немецкие эшелоны, взрывала машины. Накануне своего ожидаемого ареста ушел в лес и организовал партизанский отряд. В 1943 году погиб, похоронен в Орше. А родился Заслонов здесь, в Осташкове, дом стоял на самом берегу Селигера.

Серое здание автовокзала. Седой охранник ж.д. вокзала советует туда не заходить, чтобы не заплакать. Послушал его; чтобы не расстраиваться - не заходил. Хватило «созерцания» снаружи.

Территорию вокруг авто- и ж.д. вокзала назвать ухоженной – язык не повернется. Здание автовокзала видело лучшие времена, потрескавшийся фасад давно требует ремонта, облетела штукатурка, из-под стен здания пробила себе дорогу полынь да крапива, ступеньки разрушены и зарастают травой.

Здание автовокзала
Здание автовокзала

Ни пассажиров, ни поездов, ни автобусов… Тишина… Люди спят, спит и город… Но это не сон, это спячка…

Подведем итог нашего знакомства. По городу размером три на полтора километра мы накатали более 30 км, можно смело делать выводы. Город заброшен и пребывает в унынии. Это скорее деревня, ошибочно получившая статус города, жизнь в которой только в летний период, туристы немного вливают "свежую кровь". Не доставляют радости разрушенные дома, когда-то очень красивые, с широкими мезонинами в три окна. Нет ни одного целого дома, ни одного (!), в местах исторической застройки. Почему так? Не знаю, у меня ответа нет. Многие дома частного сектора стоят с заколоченными окнами, давно брошены. Значимые места, памятники архитектуры, богоугодные места требуют значительной и очень затратной реставрации.

Как написал о городе Василий Слепцов, писатель середины 19 века, здесь я его процитирую, чтобы ничего не выдумывать: «Попробую я теперь дать себе отчет в том, что я видел сегодня. А знаете, что меня всего более поразило в наружности города? Как вы думаете? - бедность. Но вы не знаете, какая это бедность. Это вовсе не та грязная, нищенская, свинская бедность, которой большей частей отличаются наши уездные города, - бедность, наводящая на вас тоску и уныние и отзывающаяся черным хлебом и тараканами; эта бедность какая-то особенная, подрумяненная бедность, похожая на нищего в новом жилете и напоминающая вам отлично вычищенный сапог с дырой».

Сегодня этот дырявый сапог сильно запылился, от него отлетел каблук и вот-вот треснет голенище.

Кстати, Осташков когда-то был силён кожевенным производством, и жители города называли сапоги осташами, которые здесь же шили в больших количествах. В Набережном саду у самого Селигера установлена колоритная скульптура шагающего рыбака, который доволен своим уловом – из ведра торчат щучьи хвосты. Так вот на этом самом мужике надеты те самые осташи с высоким голенищем.

Рыбак и случайный прохожий, по всей видимости - турист.
Рыбак и случайный прохожий, по всей видимости - турист.

Единственное место, которое действительно было облагорожено и притягивало – небольшая набережная Селигера. И удивительный вид, открывающийся на озеро.

При всех минусах, город не вызвал отторжения, не произвел отрицательного впечатления, принимайте его таким, какой он есть. Я примерно знал, что так и будет и был готов к этому - я живу не на Луне. Но я ехал за природной красотой и я ее получил сполна.

Нам пора ехать дальше, нас ждет Старая Русса.

Погоди-ка, автор, - скажите вы, а где же Волга, где исток?

Все по порядку. Мы туда уже едем.