Найти в Дзене
Да ладно?!

Лев Толстой - фантазёр

Оглавление

Л.Н. Толстой - громадина российской культуры, выдающийся мыслитель, один из известнейших писателей-романистов мирового уровня. А вот то, что Лев Толстой - фантазер - этого в школе нам не говорили! Хотя в его произведениях есть факты, которые подтверждают данный статус:

  • черноморские и донские казаки говорят на татарском языка, как на родном;
  • уклад их жизни нарочито нерусский;
  • при этом они набожны и молятся "Отцу и Сыну";
  • сама Россия вплоть до 19 века имела значительно урезанные границы, чем принято считать.

Толстой знал татарский, но учился на тройки

Для многих, возможно, фантастикой покажется то, что Толстой был еще и троечником.

Из биографии писателя мы знаем, что 3.10.1844 года он поступил в императорский Казанский университет, на факультет восточной (арабско-турецкой) словесности, причем на коммерческую форму обучения.

Известно, что на вступительных экзаменах он, в частности, показал отличные результаты по обязательному для поступления «турецко-татарскому языку».

Правда учился он в Казани на тройки, переводился с факультета на факультет и в итоге бросил учебу, увлёкшись чтением книг...

Как известно, учеба на тройки не помешала многим великим мыслителям, изобретателям и фантастам стать в итоге знаменитыми и влиятельными людьми.

Вот и Лев Толстой, несмотря на отчисление из Казанского универа, стал в итоге полиглотом:

помимо французского и немецкого, которыми в совершенстве владел с детства, свободно говорил на татарском, английском, турецком, знал латынь, украинский, греческий, болгарский, переводил с сербского, польского, чешского и итальянского

Казаки Толстого - татары

Другой фантастический факт, как из жизни самого писателя, так и из описываемых им в повести "Казаки" событий, является то, что казаков юга России можно справедливо назвать татарами.

Татары-казаки Толстого
Татары-казаки Толстого

Вот только некоторые выдержки из повести:

Лукашка сидел по-татарски на траве и улаживал петли.
* * *
Казаки сидели ...вокруг низкого татарского столика
* * *
— Мы с тобой кунаки будем,— сказал дядя Ерошка.

"Кунак" - дорогой гость в доме хозяина. В контексте Толстого - просто друг. Татарская тематика прослеживается не только в речи казаков, но и в элементах одежды и украшений.

Ему (Оленину) ужасно смешно казалось, что на её шее висели полтинники. Он думал, что это не по-русски...

Тут речь, видимо, идет о традиционном для тюркских народов украшении из монет, носимых на груди или шее.

Полтинники на шее
Полтинники на шее

Называются они по-разному: монисто, селтер, удкачи.

Хоть это украшение и считается традиционно восточным, но путешественники западной Европы царских и имперских времён, писали в своих воспоминаниях, что «славянки на шее носят больше денег, чем стоит весь их дом».

Такой вот фантазёр Лев Николаевич...

Не татарский это!

"Не татарский это вовсе" - утверждают некоторые читатели, упрекая меня самого в фантазерстве и склонности к национальной значимости нынешних татар. Хотя, очевидно, что в трудах древних авторов упоминание "татарский язык", "Великая Татария" и т.п. не сводилась только к границам какой-нибудь Булгарии или, например, Казанского ханства. Танный термин использовался в более широком смысле. В таком же, в котором использую его я и Лев Николаевич.

Однако справедливости ради стоит сказать, что именно нынешний татарский язык в большинстве случаев дает возможность понять и докопаться до истины незнакомых слов.

Возвращаясь к тому же украшению на шее. "Селтер" - это "трясется/стрясущейся/звон", обозначение свойства звенящих монет. А о слове "монисто" я напишу в отдельной статье, там тоже разгадка кроется в татарском источнике.

Далее, вот, например, у того же "фантазера" Толстого Ерошка говорит:

— Кошкильды! — сказал он. — Это по-татарски значит: здравия желаем, мир вам, по-ихнему.

Это самое "кошкильды" может быть ни чем иным, как "кояш кильды", где КОЯШ - это "солнце", а КИЛЬДЫ - "пришло/взошло".

Или по версии постоянного подписчика канала:

"кош" - это татарское "хуш". Современное татарское словосочетание 'хуш киләсез!' переводится как 'приятное прибытие' и имеет смысл 'добро пожаловать'

Фантастическая религия татар

В продолжении этой же беседы, герою Льва Николавича - Оленину старожил Ерошка поясняет:

Коли тебе кошкильды говорят, ты скажи алла рази бо сун...

Что такое "алла рази бо сун"?

Allah razı olsun - это форма выражения благодарности (дословно: "пусть будет доволен тобою Аллах!" или просто: "спаси Бог").

В данном случае автор "Казаков" дает читателю явно понять, что эти самые казаки-татары веруют в бога по имени Аллах. Однако многие другие отрывки произведения позволяют усомниться в реальности того, что описывает Толстой. Ведь там он говорит, что татары эти моляться "Отцу и Сыну"!

Лукашка и Ерошка: "Отцу и Сыну!"

В том же эпизоде, который я привел выше, Ерошка (старый охотник-казак) предстает перед нами не только как наставник Оленина в охотничьем деле и учитель татарскому языку, но и верующий и поклоняющийся образам человек:

Дядя Ерошка поклонился образам, ...

В другом эпизоде, когда Лукашка подстрелил чеченца, перед выстрелом

.. он, по казачьей, с детства усвоенной привычке проговорил: «Отцу и сыну»

Попробуй скажи это татарам или казакам современности, они покрутят пальцем у виска и скажут: "ну фантаст!"

Крути не крути пальцем, но татарскую тематику в истории казачества не утаишь.

Лев Толстой - фантазер

Границы России.

"Фантазер" Толстой еще и выдал такой "перл", в котором урезал границы Российской империи. По его данным, из той же повести "Казаки", косвенно можно вычеслить, что в начале 19 века Россия еще не владела южными границами и Кавказом.

Тот же Оленин в беседе с Ерошкой:

— А сколько тебе лет? — спросил Оленин.
— А бог е знает! Годов семьдесят есть. Как у вас царица была, я уже не махонький был.

Попробуем высчитать тот самый период, "когда у вас царица была". То есть у русских была царица, а у казаков нет. Казаки тогда жили на южных рубежах, в Причерноморье, на Кавказе. То есть, по словам сказочника-Ерошки, власть царицы на них, в те годы не распространялась. В какие же это годы?

Сама повесть "Казаки" является по сути автобиографическим произведением, где Толстой описывает свою молодось в период прибывания в станице на берегу Терека. То был 1851 год.

Ерошка тоже не вымышленный персонаж. Его прообразом послужил казак Епишка, учивший молодого Толстого охоте. Он-то и привил, видимо, графу интерес к татарской теме.

Если этому старику в 1851 году было, скажем, 75 лет, то период, когда "у вас была царица" приходится на конец/начало 19 века, так как тогда Ерошка был уже "не махонький".

Но в этот период правили только мужчины:

  • Павел I (1796-1801);
  • Александр I (1801-1825).

А вот до Павла правила как раз царица Екатерина II Великая (1762-1796). Так, что тут фантазеры не наврали. Всё сходится.

А какие же границы Российской империи были при Екатерине Великой?

Южные границы при Екатерине II
Южные границы при Екатерине II

Земли донских и черноморских казаков на период начала её правления действительно еще не входили в состав империи. Тут Толстой тоже оказался честен и не исказил фактов.

Так что же выходит? Что и другие его фантазии по поводу языка, культуры и религии этих казаков-татар не фантазии вовсе, а достоверные факты??

Татария вместо Украины? Да ладно?!
Да ладно?!11 июня 2023