Найти тему

«Очень еще можешь спастись»

«Началом спасения и Царствия Небесного бывает для души любовь»: что еще необходимо для получения спасения и чего нужно избегать желающему обрести жизнь вечную.

Святые о премудрости спасения.

Преподобный Антоний Великий:

Началом спасения и Царствия Небесного бывает для души любовь.

*

Будем ревновать о доброй и боголюбивой жизни не ради человеческой похвалы, но изберем добродетельную жизнь ради спасения души.

Преподобный Исидор Пелусиот:

Если любишь спасение, то делай все, ведущее ко спасению. Ибо желающему, чтобы сделалось что-нибудь, свойственно употреблять все меры, чтобы это исполнилось.

Преподобный Нил Синайский:

Если позаботимся о своем спасении, то окажем великое благодеяние не другому кому, но себе самим.

Преподобный Ефрем Сирин:

Не отчаивайся в себе и не говори: «Не могу уже спастись». Напротив того, очень еще можешь спастись. Возлюби страх Божий всей душой своей, и он уврачует раны твои и впредь сохранит тебя неуязвляемым.

Святитель Иоанн Златоуст:

Поспешим на добрые дела – ведь иначе и спастись невозможно, – очистим грехи наши и таким образом удостоимся милосердия от Самого Владыки.

*

Если ты хочешь достигнуть высших селений, то убегай удовольствий, попирай гордость житейскую, презирай богатство, славу и власть; избери бедность, сокрушение духа, покаяние, источники слез и стремись ко всему, чем можно приобрести спасение. Избравший это и сам находится вне опасности, и молитвы его делаются возвышеннейшими. Если ты таким образом устроишь себя и с таким сердцем будешь взывать к Богу, то Он непременно услышит тебя.

*

Недостаточно одной добродетели для спасения нашего, но нужно, во-первых, тщательное слушание Слова и всегдашнее памятование о нем; потом нужно мужество; далее– презрение богатства и, наконец, – бесстрастие ко всему житейскому.

Преподобный Марк Подвижник:

Если хочешь спастись, возлюби истинное слово и никогда безрассудно не отвращайся обличений.

*

Если хочешь спастись и в познание истины прийти, напрягайся всегда возвышаться над чувственным и надеждою прилепляться к единому Богу. Обращаясь таким образом с понуждением себя внутрь, встретишь начала и власти, ведущие с тобою брань приражениями помыслов; но побеждая их молитвою и пребывая благонадежным, возымеешь благодать Божию, избавляющую тебя от грядущего гнева.

Преподобный авва Дорофей:

Каждый желающий спастись должен не только не делать зла, но обязан делать и добро. Если кто-нибудь привык обижать, то он должен не только не обижать, но и поступать по правде; если он был блудник, то он должен не только не предаваться блуду, но и быть воздержным; если был гневлив, должен не только не гневаться, но и приобрести кротость; если кто гордился, то он должен не только не гордиться, но и смиряться. И сие-то значит: «Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33: 15).

*

Хотящие же спастись не обращают внимания на недостатки ближних, но всегда смотрят на свои собственные и преуспевают.

Преподобный Иоанн Лествичник:

Если кто слаб телом и сделал много тяжких беззаконий, то да шествует путем смирения и свойственных ему добродетелей, ибо он не найдет другого средства ко спасению.

*

Старайся научаться разуму и делу спасения более от трудов, а не из одних книг.

Преподобный Максим Исповедник:

Начало и конец спасения каждого есть премудрость, которая, начиная, прежде порождает страх, а потом, усовершившись, к концу порождает любовь.

Преподобный Феодор Студит:

Спаситесь все; для сего понудьтесь и поревнуйте представить себя Богу чистыми, как и созданы были в начале, нося подобие Божественного образа.

Преподобный Симеон Новый Богослов:

Да не дерзаем основывать упование спасения своего на частных некоторых, являемых нами, добродетелях, как то: на посте, бдении и спании на голой земле и других разных злостраданиях телесных, с небрежением о показанном делании заповедей Божиих, в той мысли, что можем и без него спастись с одними этими телесными добродетелями, потому что это невозможно.

Святитель Игнатий Брянчанинов:

Научись молиться Богу правильно. Научившись молиться правильно, молись постоянно, и удобно наследуешь спасение. Спасение является от Бога в свое время, с неоспоримым сердечным извествованием о себе, молящемуся правильно и постоянно.

*

Дела спасения суть дела веры, дела Нового Завета. Этими делами исполняется не человеческое разумение, не человеческая воля, но воля Всесвятого Бога, открытая нам в заповедях Евангелия.

*

Человекам, во время земной жизни их, даются различные положения непостижимою судьбою… Все эти положения не случайные; их, как задачи к решению, как уроки для работы, распределяет Промысл Божий с тем чтобы каждый человек в положении, в котором он поставлен, исполняя волю Божию, изработал свое спасение.

Преподобный Макарий Оптинский:

Вы имеете желание приблизить себя к Богу и получить спасение. В этом состоит весь долг каждого христианина; но сие совершается чрез исполнение заповедей Божиих, которые состоят все в любви к Богу и ближнему и простираются до любления врагов. Читайте Евангелие, там найдете путь, истину и живот.

*

Без самоукорения, смирения, терпения и любви спастись неможно; с этими средствами и брани облегчаются, и коварства вражии низлагаются.

Преподобный Антоний Оптинский:

Сколько должно пролить поту, употребить трудов и претерпеть лишений, болезней, печалей и воздыханий для приобретения себе вечного покоя на небеси! А мы думаем, как и я, лежачи на боку, т. е. с мягкой постели, и после роскошной жизни, да и в Царство Небесное!

Преподобный Никон Оптинский:

Немощны мы. Ничего не можем сделать своими силами. Какое бы ни было великое дело, все это – внешнее, земное. Все по воле Божией и по неисповедимым судьбам Его обращается в ничто. Все – временно, и дорожить им мы должны, поскольку оно служит нам для спасения нашей души. Одно только это надо неизменно помнить и об одном только этом, спасении своей души, заботиться, а все остальное предать в волю Божию. Смиряться должно.

Преподобный Лев Оптинский:

О ваших скорбях касательно трудности спасения в мире, и при мирских занятиях, и в семейной жизни отвечаем словами Спасителя нашего: «От человек невозможно, от Бога же вся суть возможна» (Мф. 19: 26), только бы произволение ко исправлению не ослабевало, и нелицемерное покаяние смягчало бы суд Божий.

Подготовила Александра Калиновская