Найти тему

К 130-летию со дня рождения Тамарина (Хмырова) Бориса Петровича (10 августа 1894, Белосток, Гродненская губерния — 3 июля 1978, Москва)

Фотография Б.П. Тамарина в роли Любима (картина «Своя семья») [1910-е гг.] РГАЛИ. Ф. 2957. Оп. 1
Фотография Б.П. Тамарина в роли Любима (картина «Своя семья») [1910-е гг.] РГАЛИ. Ф. 2957. Оп. 1

Борис Петрович Тамарин, советский актёр и режиссёр, родился в творческой семье. Он вспоминал: «В моей семье все увлекались искусством. Родители были хорошими музыкантами. Сама атмосфера домашних вечеров настраивала на увлечение театром, музыкой… Не случайно я был непременным участником гимназических спектаклей». Однако последующая учеба Бориса, после переезда семьи в 1915 году в Москву, оказалась связанной отнюдь не с театром. Юноша поступил на юридический факультет университета.

Фотография Б.П. Тамарина с постановки в любительском спектакле. Б.д. РГАЛИ. Ф. 2957. Оп. 1
Фотография Б.П. Тамарина с постановки в любительском спектакле. Б.д. РГАЛИ. Ф. 2957. Оп. 1

Но появившиеся новые возможности, столичное окружение и собственные таланты вскоре подсказали новые пути: уже осень того же года Борис был принят в качестве сотрудника и ученика в Московский Художественный театр. Артистическая среда, в которой он начал вращаться, дала еще один шанс попробовать себя – теперь уже в молодом российском кинематографе. За время учёбы он снялся в нескольких эпизодических ролях. Одной из таких картин была «Белая колоннада», халтурность съёмок которой шокировала Тамарина: «На вопрос, почему так нетребователен режиссёр к актёрам, последовал ответ: режиссёру некогда возиться, дирекция фабрики заинтересована в том, чтобы в кратчайшие сроки выпустить побольше картин. Кроме того, это не Художественный театр, а всего-навсего кино, и требовать тщательной работы не надо!». Такой подход разочаровал Бориса Тамарина и, без удовольствия выполнив свои обязательства, он перестал думать о кинематографе, решив целиком посвятить себя занятиям в театре. Однако полностью с кинофабрики Ханжонкова не ушел.

Фотография Б.П. Тамарина в роли бухгалтера (картина «Младость») 1919 г. РГАЛИ. Ф. 2957. Оп. 1
Фотография Б.П. Тамарина в роли бухгалтера (картина «Младость») 1919 г. РГАЛИ. Ф. 2957. Оп. 1

Всё изменилось в 1918 году, когда однажды в студию на репетицию пришёл режиссёр Александр Викторович Ивановский и предложил молодому актёру сняться в фильме «Пунин и Бабурин» (по одноимённой повести И.С. Тургенева). Борис был польщён — хоть и в кинематографе, но зато первая большая роль! В картине он сыграл «три возраста» Петра Петровича Бабурина: юношу, студента и человека сорока пяти лет. Школа Художественного театра приучила Бориса Тамарина быть придирчивым к костюму и гриму. Он долго и тщательно искал грим, подбирал одежду для своего героя и успокоился только тогда, когда старшие товарищи-актёры одобрили его внешний вид.

Фотография Б.П. Тамарина в роли Викама (картина «Обетованная земля») [1930-е гг.] РГАЛИ. Ф. 2957. Оп. 1
Фотография Б.П. Тамарина в роли Викама (картина «Обетованная земля») [1930-е гг.] РГАЛИ. Ф. 2957. Оп. 1

Эта роль полностью перевернула отношение Тамарина к кинематографу. Он начал больше сниматься, хотя и не прекращал работу в театре. Во время съёмок в фильме «Коллежский регистратор» по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» актёр работал в содружестве с Иваном Михайловичем Москвиным, всё больше проникаясь любовью к кино: «Работа с Москвиным дала мне очень много. Я убедился, в частности, что в кинематографе, как и в театре, необходима серьёзная, тщательная подготовка к каждой роли и предельное вдохновение…».

Страница из альбома Б.П. Тамарина, посвящённая роли Емельяна Пугачёва (картина «Капитанская дочка»). 1928 г. РГАЛИ. Ф. 2957. Оп. 1. Коллаж
Страница из альбома Б.П. Тамарина, посвящённая роли Емельяна Пугачёва (картина «Капитанская дочка»). 1928 г. РГАЛИ. Ф. 2957. Оп. 1. Коллаж

Затем были картины «Декабристы», «Поэт и царь», в которой Тамарин сыграл Дантеса, «Кавказский пленник» с ним же в роли Лермонтова. Здесь актёр, ставший первым в советское время артистом, сыгравшим поэта, создал настолько тонкий образ Михаила Юрьевича, что его работа учитывалась затем последующими исполнителями роли.

Рисованная программа спектакля «Беспокойный гость» в постановке Б.П. Тамарина. 1921 г. РГАЛИ. Ф. 2957. Оп. 1.
Рисованная программа спектакля «Беспокойный гость» в постановке Б.П. Тамарина. 1921 г. РГАЛИ. Ф. 2957. Оп. 1.

Затем в 1928 году на экраны вышла картина «Капитанская дочка» по произведению А.С. Пушкина. Пресса подвергла её жёсткой критике, в газетах писали: «По замыслу проката “Капитанская дочка” должна быть “боевиком” текущей недели, однако для этого нет никаких оснований … всего лишь костюмная любовная мелодрама, в которой нет никакой революции». Но о сильной игре Бориса Тамарина все высказывались единодушно: «Из актеров лучше всех Тамарин, очень живописно и выразительно играющий Пугачева …», «Порадовал в незадачливом фильме один Тамарин-Пугачёв. В своём образе он ближе всех прилежит к той фигуре, которую обрисовал нам Пушкин…». Актёр вспоминал случай, произошедший на съёмках: «В перерыве между съёмками мы зашли в буфет кинофабрики. Я был в гриме. Попросил у буфетчицы стакан чаю. Взглянув на меня, она сердито сказала:

— Ладно, ладно, много вас тут, мужиков, ходит на Воробьёвке – всех не прокормишь, проходи.

Я был польщён».

Программа кинокартины «Поэт и царь» с Б.П. Тамариным в роли Дантеса. 1927 г. РГАЛИ. Ф. 2957. Оп. 1.
Программа кинокартины «Поэт и царь» с Б.П. Тамариным в роли Дантеса. 1927 г. РГАЛИ. Ф. 2957. Оп. 1.

В годы Великой Отечественной войны Борис Петрович стал главным режиссёром Второго фронтового театра ВТО, выезжал вместе с коллективом на участки Сталинградского, Белорусского, Украинского фронтов. В начале 1943 года его театр выступал в городе Царёв, в сорока километрах от Сталинграда. После окончания войны он продолжил режиссёрскую карьеру: сначала трудился в театре, а с 1948 года вновь связал свою жизнь с экраном, став режиссёром Центрального телевидения, где участвовал в создании телевизионного театра и подготовил более 500 программ.

* * *

Фонд Бориса Тамарина хранится в РГАЛИ под номером 2957 и насчитывает 61 единицу хранения за 1894−1977 годы. Документы были переданы им самим за год до кончины.

Реклама кинокартины «Кавказский пленник» с Б.П. Тамариным в роли М.Ю. Лермонтова. 1927 г. РГАЛИ. Ф. 2957. Оп. 1.
Реклама кинокартины «Кавказский пленник» с Б.П. Тамариным в роли М.Ю. Лермонтова. 1927 г. РГАЛИ. Ф. 2957. Оп. 1.

Первый раздел — материалы творческой деятельности актёра. Сюда вошли фотографии в ролях и фотографии сцен из спектаклей, поставленных Тамариным. Во втором разделе − рукописи Бориса Петровича: автобиография и воспоминания, в том числе, о репетиции пьесы на квартире К.С. Станиславского. Третий раздел — письма к Тамарину; наиболее интересны и ценны письма А.Д. Дикого за период с 1932 по 1936 гг. Четвёртый раздел составляют материалы к биографии: программы спектаклей, концертов и фильмов, удостоверения личности и другие документы, письма учреждений, трудовые договора. Здесь же помещены материалы служебной деятельности Тамарина в качестве главного режиссёра Второго фронтового театра ВТО и режиссёра Центрального телевидения. Пятый раздел — документы, собранные актёром: безусловную ценность представляют репертуар и списки труппы МХТ сезона 1918/19 гг. Шестой раздел включает документы о Борисе Тамарине, в том числе статьи и заметки. Следующий раздел изобразительных материалов включает фотографии актёра, в том числе вместе с В.В. Вишневским, А.Д. Диким, В.И. Качаловым, Е.В. Червяковым и др. Последний раздел — это материалы родственников: второй жены Тамарина, актрисы и режиссёра Елизаветы Фёдоровны Асенковой (урожд. Мауриг) и вдовы актёра Инны Николаевны Тамариной.

В.А. Васенкова, главный специалист РГАЛИ