Йозеф Гайдн - один из самых плодовитых и авторитетнейших композиторов эпохи Венского Классицизма, наряду с В. А. Моцартом и Л. в. Бетховеном. Учитывая, конечно, что жили эти композиторы в разное время.
Его творческий путь сложно представить без знакомства с князьями, графами, которые способствовали появлению у него заказов на музыку. Одним из этих князей оказался Пауль II Антон Эстерхази (1711 - 1762). При его правлении родом Эстерхази Гайдн принял должность вице-капельмейстера.
Интересно то, что князь не оставил достойных правления наследников. И после его смерти в 1762 году, имением стал править его брат Миклош (Николаус I).
После перестройки особняка в 1766 году Миклош получил роскошный дворец, достойный королей. Его называли "Венгерским версалем". Кроме особняка там появился монументальный театр на 500 мест, театр марионеток. Представления на этой территории давались каждый вечер.
Композитор Гайдн и все музыканты князя не могли покинуть территорию, пока он находится в Эстерхазе.
Кроме того, запрещалось привозить с собой семьи музыкантов. Исключением были Й. Гайдн, скрипач Л. Томазини и дирижер, собственно, оркестра.
Все служащие князя обязаны были жить в Эстерхазе весь тёплый сезон, чаще всего летом.
Однажды в 1772 году князь Миклош задержался в особняке и тогда Гайдн создал гениальную Прощальную симфонию номер 45.
Суть её заключалась в том, что в последней (пятой) части симфонии музыканты по очереди гасили свечи, что стояли у их пюпитров, и уходили.
Надо сказать, что состав оркестра был небольшой: струнная группа (скрипки первые и вторые, альт, виолончель и контрабас), группа деревянных-духовых (гобой первый, гобой второй, фагот), и медная группа ( валторна I in A, валторна II in E).
Это был состав классического на тот момент оркестра.
Первыми закончились партии Первого Гобоя и Валторны in E.
Музыка продолжалась.
Далее закончилась музыка у Фагота , Первого Гобоя и Валторны in A.
Музыканты погасили свечи и тоже покинули зал.
Наступило соло контрабаса. После непродолжительного выступления и его партия закончилась.
Наступило соло виолончели, после него музыкант ушел из зала, также погасив свою свечу.
После виолончелиста ушел альтист.
На сцене остались два музыканта-скрипача: Й. Гайдн и Л. Томазини.
Но вскоре и они погасили свечи. Симфония закончилась и на сцене не осталось ни одного оркестранта.
Так князь понял, что пора вернуться домой. На следующий же день он и оркестранты уже готовились к отъезду из Эстерхазы.
Всё самое интересное на канале "История и просвещение"!
Подписывайтесь ! ! !