Найти в Дзене

Велосипедный маршрут "Волхов – Кириши". Открытие велосипедного сезона 2024 года!

  • Тип маршрута: велосипедный
  • Дата поездки: 31 марта 2024 года
  • Сложность: 2 из 5 балла
  • Направление: восток, юго-восток Ленинградской области, Волхов, Кириши
  • Протяжённость: ≈ 78 км
  • Набор высоты: 311 м (по картам Strava)
  • Покрытие асфальт / грейдер (песок): 66 / 12 (км)
  • Наличие грязи: на 12-километровом участке грейдера от деревни Прусынкая Горка до деревни Городище во время весенней и осенней распутицы, в летнее время возможна запылённость.
  • Краткое описание: преимущественно, более чем на 80%, асфальтовый маршрут, который подойдёт для поездки практически в любое время года. Проблемы могут возникнуть только на 12-километровом участке песчаного грейдера, в летнее время здесь будут поднимать пыль автомобили, а в весенне-осенний период будут грязевые участки. Из достопримечательностей можно отметить Волховскую ГЭС, множество памятников и мемориалов посвящённым Великой Отечественной Войне, а также церкви и храмы.
  • Достопримечательности: В Волхове: здание ж/д вокзала, стела на Привокзальной площади, Дом Графтио (музей Волхова), церковь Архангела Михаила, Волховская ГЭС, Ильинский мост, мост Строителей, памятник строителям и энергетикам, парк 40-летия ВЛКСМ; На участке от Волхова до Кириши: памятное место, где располагалась церковь Николая Чудотворца; Успенская церковь на острове Октября; В Киришах: промзона нефтеперерабатывающего завода, мемориал «Эхо Войны», Прибрежный парк на Волховской набережной, памятник погибшим деревням, Николаевский храм-часовня.
  • GPX трек маршрута с отметками: Волхов - Кириши (Яндекс Диск)
  • Маршрут на Strava: Волхов - Кириши (для просмотра страницы на сайте Strava вам понадобится VPN)

Одно из самых ранних открытий тёплого велосипедного сезона, 31 марта 2024 года. Этому поспособствовал довольно тёплый март. Выбран маршрут преимущественно асфальтовый, ибо грунтовые дороги ещё не просохли и, более того, в некоторых местах даже покрыты снегом. Чтобы не заскучать на асфальтовом шоссе, в маршрут включён 12-километровый спецучасток песчаного грейдера.

Схема маршрута с отметками основных достопримечательностей и участков со Strava
Схема маршрута с отметками основных достопримечательностей и участков со Strava

До места старта в городе воинской славы Волхове мы добрались на электричке с Московского вокзала, время в пути составило два с половиной часа. Также есть электрички до Волхова следующие с Ладожского вокзала, здесь надо ориентироваться на время выезда. Так, к примеру, с Ладожского вокзала ходит самая быстрая электричка «Петрозаводская» ласточка, которая доезжает за менее чем два часа.

Московский вокзал в центре Петербурга. Фото с сайта bestvietnam.ru
Московский вокзал в центре Петербурга. Фото с сайта bestvietnam.ru
Удачное место для велосипедов вначале вагона.
Удачное место для велосипедов вначале вагона.

И так, после двух с половиной часовой тряски и качения в электричке, мы, наконец-то, добрались до Волхова, который встречает нас красивым жёлтым зданием вокзала.

Здание вокзала. Вид с Привокзальной площади.
Здание вокзала. Вид с Привокзальной площади.

На перроне вокзала расположен паровоз Эу 708-64, который 5 февраля 1943 года доставил первое продовольствие в Ленинград после прорыва блокады.

На выходе с вокзала нас встречает военный монумент с барельефами на военную и строительную тематику.

Сам город Волхов мы уже посещали ранее, поэтому не задерживаемся в городе и сразу едем в направлении Киришей вдоль полноводной реки Волхов, которая является единственной вытекающей из озера Ильмень и впадающей в Ладожское озеро, издавна известная как часть пути «из варяг в греки».

В Волхове заезжаем к Волховской ГЭС, которая была построена в 1926 году по проекту инженера-энергетика Генриха Осиповича Графтио и на тот момент являлась самой крупной ГЭС в стране.

Здание ГЭС, где расположено машинный зал, вид с левого берега.
Здание ГЭС, где расположено машинный зал, вид с левого берега.
Водосливная плотина с затворами.
Водосливная плотина с затворами.

Недалеко от ГЭС расположен дом инженера Г.О. Графито, в котором сейчас расположен музей истории города Волхов.

Здесь же по дороге к ГЭС подъехали к церкви Архангела Михаила.

Каменная церковь построена в 1846, перестроена в 1913 и восстановлена в 1994году.
Каменная церковь построена в 1846, перестроена в 1913 и восстановлена в 1994году.

Неподалёку от ГЭС расположены два моста через р. Волхов, автомобильный и железнодорожный.

Железнодорожный мост
Железнодорожный мост

Мы же перебираемся на другой берег по мосту Строителей, который в данный момент закрыт для проезда автотранспорта и используется только для пешеходного движения.

На пешеходном мосту строителей.
На пешеходном мосту строителей.

К нашей неожиданности на этой стороне почти сразу начинается велосипедная дорожка, по которой мы с удовольствием прокатились.

На противоположном берегу также подъезжаем к ГЭС, здесь расположен памятник в виде колеса гидротурбины, посвящённый строителям и энергетикам Волховской ГЭС.

Монумент в честь строителей и энергетиков Волховской ГЭС
Монумент в честь строителей и энергетиков Волховской ГЭС

На сегодняшний день проводятся работы по ремонту судопроходных шлюзов ГЭС, что позволит без проблем пропускать возросший трафик судов, в том числе и более крупные туристические суда.

Судоходный канал ещё во льду.
Судоходный канал ещё во льду.

Следуем далее по велодорожке и попадаем в парк им. 40-летия ВЛКСМ, - приятное место для прогулок на свежем воздухе.

Вдоль всей территории парка также расположена велодорожка
Вдоль всей территории парка также расположена велодорожка
Небольшой участок набережной в парке со спуском к воде.
Небольшой участок набережной в парке со спуском к воде.

И тут добираемся до жемчужины нашего маршрута – стела «Я люблю Волхов», которая расположена на небольшом бульваре.

Цель поездки в Волхов выполнена.
Цель поездки в Волхов выполнена.

По дороге из Волхова до Кириши достопримечательностей не много, есть только две церкви, а вернее то, что от них осталось после того как здесь проходила линия фронта во время Великой Отечественной Войны. Первая это Никольская церковь, а вторая Успенская церковь, которая расположена на острове Октябрь посреди реки.

Шоссе на выезде из Волхова
Шоссе на выезде из Волхова

Выехав из Волхова, попадаем на шоссе с хорошим ровным покрытием, по которому добираемся до первой достопримечательности на участке дороги до Кириши.

Первая остановка после Волхова. Проехали всего 19 км, непривычно после зимней паузы.
Первая остановка после Волхова. Проехали всего 19 км, непривычно после зимней паузы.

Это место, где располагалась Никольская церковь, о чём свидетельствуют информационные стенды расположенные здесь. В свою очередь от самой церкви совсем ничего не осталось, она была полностью разрушена во время войны.

Рядом расположена новая неприметная часовня в честь Святого Святителя Николая Архиепископа Мирликийского.
Рядом расположена новая неприметная часовня в честь Святого Святителя Николая Архиепископа Мирликийского.
Поблизости кто-то собирает берёзовый сок.
Поблизости кто-то собирает берёзовый сок.

У поворота к посёлку с красочным названием «Заднево» заезжаем в деревню Бережки.

«А не пошли бы вы в Заднево…»
«А не пошли бы вы в Заднево…»

Особых достопримечательностей в деревне нет, просто решили отвлечься от монотонного шоссе и посмотреть на быт и жилые дома местных жителей.

Выезжаем из Бережков и движемся по шоссе в сторону ранее упомянутой Успенской церкви, расположенной на острове Октября. По дороге замечаем памятные кресты, подъезжаем к ним, чтобы узнать в память кого они установлены.

Добрались до поворота на грунтовую дорогу, ведущую нас к реке Волхов, посредине которой расположен остров Октября (ранее Успенский. На этом острове до революции 1917 года располагалась богадельня, сиротский приют, больница и Успенская церквь. В советское время здесь также находилась больница, некоторое время работала колония для малолетних преступников, содержались немецкие военнопленные, и был дом инвалидов до 1964 года. От всех зданий на острове сейчас остались одни только развалины. К сожалению, остатки церкви и иных построен увидеть с берега не удалось, всё было скрыто деревьями. Скорее всего, её будет видно с противоположного более высокого берега, но не факт.

Вид на остров Октября посреди р.Волхов.
Вид на остров Октября посреди р.Волхов.
Старая фотография острова Октября (Успенский). Год не указан. Фото с Wikimapia.org, автор SimeonID
Старая фотография острова Октября (Успенский). Год не указан. Фото с Wikimapia.org, автор SimeonID

Сразу за деревней Прусынская горка начался 12-ти километровый участок грейдера, единственный на сегодня.

Начало грейдера сразу за деревней Прусынская горка (название указано на картах, на дорожном знаке почему-то название «Прусына горка»)
Начало грейдера сразу за деревней Прусынская горка (название указано на картах, на дорожном знаке почему-то название «Прусына горка»)
По дорожным знакам сразу можно понятно, что ничего хорошего ближайшие 12 километров нас не ждёт.
По дорожным знакам сразу можно понятно, что ничего хорошего ближайшие 12 километров нас не ждёт.

Грейдер оказался с мягким песчаным покрытием, которое к тому же ещё не просохло, поэтому ехать местами было не комфортно, при этом велосипеды изрядно испачкалась.

Песчаный грейдер, почти сухой участок
Песчаный грейдер, почти сухой участок
И сырые участки
И сырые участки
Далее лиственный лес сменился на хвойный и появился соответствующий приятный запах.
Далее лиственный лес сменился на хвойный и появился соответствующий приятный запах.
Местами на обочине ещё лежит снег.
Местами на обочине ещё лежит снег.

Через 12 км «песчаное» страдание закончилось, и началось «асфальтовое», т.е. шоссе с асфальтовым покрытием не самого лучшего качества, всё в ямах и заплатках.

Асфальт появлялся постепенно.
Асфальт появлялся постепенно.

По такой дороге мы добрались до деревни с забавным названием Пчева.

Состояние дороги до деревни Пчева.
Состояние дороги до деревни Пчева.
Тут же по дороге пересекли газопровод, вроде это участок Северного потока-2
Тут же по дороге пересекли газопровод, вроде это участок Северного потока-2

Здесь в Пчеве зашли в магазин за водой и заехали на площадь со стелой и монументом посвящённым ВОВ.

После Пчевы шоссе стало лучше, и мы быстро долетели до промзоны в Киришах, где расположен нефтеперерабатывающий завод и ещё несколько производств. Запах в округе был соответствующий, а ещё раздавался постоянный рёв от каких-то технологических труб. Собственно это и не удивительно, ведь Кириши – это центр нефтехимической промышленности Ленинградской области. За счёт неё Кириши, в отличие от того же Волхова, имеет немало рабочих мест и, соответственно, почти смог сохранил своё 50 тыс. население.

На въезде в Кириши расположен памятник первостроителям.

Памятник первостроителям.
Памятник первостроителям.

Далее у моста через Волхов расположен запоминающийся памятник "Эхо войны". По факту, это оставшиеся развалины котельной завода стандартного домостроенич, - все, что осталось в Киришах после войны…

Мемориал является живым напоминанием потомкам об ужасающих последствиях войны.

Этот памятник напомнил мне одну сцену на выставке о великой отечественной войне «Память говорит», на которой я был в 2019 году. Там солдат с увечьями, вернувшийся домой в свою деревню после Победы в 1945 году, обнаруживает дотла сгоревший дом, от которого осталась только печь и начинает делать новый сруб дома, чтобы успеть до первых холодов.

Здесь же у памятника «Эхо войны» начинается большая зелёная зона для прогулок и отдыха - Волховская набережная.

По велодорожке следуем по всей набережной, по пути осматривает новые объекты благоустройства, а также остатки водонапорной башни.

Сохранившийся элемент водонапорной башни Киришского лесокомбината довоенного времени.
Сохранившийся элемент водонапорной башни Киришского лесокомбината довоенного времени.
Амфитеатр для проведения городских праздников.
Амфитеатр для проведения городских праздников.

После следуем на центральную площадь, где установлен памятник Ленину и памятник «Погибшим деревням».

Памятник Ленину.
Памятник Ленину.
Памятник «Погибшим деревням».
Памятник «Погибшим деревням».

На каменной плите высечена карта довоенного Киришского района и обозначены уничтоженные во время войны деревни и посёлки.

Карта Киришского района с исчезнувшими деревнями.
Карта Киришского района с исчезнувшими деревнями.

У памятника погибшим деревням создан временный мемориал по погибшим во время теракта в Крокус Сити Холле 22 марта 2024года.

-58

Время поджимает и уже пора ехать на электричку в 17:15, поэтому делаем небольшую петлю по городу и направляемся к вокзалу. По пути проезжаем глобус "Сургутнефтегаза", расположенный в центре кольцевой развязки, и тут же есть табло с информацией о температуре воздуха, на улице сильно потеплело +14 градусов и это 31 марта!

Глобус «Сургутнефтегаз»
Глобус «Сургутнефтегаз»

После заезжаем к Николаевской часовне, расположенной на территории больницы, и памятнику-стеле сообщающему нам, что на данном месте прямо посреди города располагалась линия фронта, край обороны Кириши.

Николаевская часовня.
Николаевская часовня.
Стела на рубеже обороны Кириши.
Стела на рубеже обороны Кириши.

Ещё напротив железнодорожного вокзала расположена необычная церковь, которая находится на первом этаже самой типовой жилой многоэтажки.

Вход вот в такую Троицкую церковь.
Вход вот в такую Троицкую церковь.

Отправляемся домой из Киришей с довольно симпатичного современного вокзала.

Вокзал Кириши. Фото с сайта imghub.ru
Вокзал Кириши. Фото с сайта imghub.ru

На удивление из прибывшей со стороны Будогощи электрички вышло много народу с дачным скарбом, видимо это были киришани, возвращающиеся с местных дач.

Садимся в вагон электричке и чудом занимаем удобные места при входе. Велосипеды изрядно испачканы местной качественной грязью...

До новых путешествий, благодарю за внимание!

Читайте также статью о следующей поездке по маршруту Веймарн-Волосов-Тайцы.