- Тип маршрута: велосипедный
- Дата поездки: 31 марта 2024 года
- Сложность: 2 из 5 балла
- Направление: восток, юго-восток Ленинградской области, Волхов, Кириши
- Протяжённость: ≈ 78 км
- Набор высоты: 311 м (по картам Strava)
- Покрытие асфальт / грейдер (песок): 66 / 12 (км)
- Наличие грязи: на 12-километровом участке грейдера от деревни Прусынкая Горка до деревни Городище во время весенней и осенней распутицы, в летнее время возможна запылённость.
- Краткое описание: преимущественно, более чем на 80%, асфальтовый маршрут, который подойдёт для поездки практически в любое время года. Проблемы могут возникнуть только на 12-километровом участке песчаного грейдера, в летнее время здесь будут поднимать пыль автомобили, а в весенне-осенний период будут грязевые участки. Из достопримечательностей можно отметить Волховскую ГЭС, множество памятников и мемориалов посвящённым Великой Отечественной Войне, а также церкви и храмы.
- Достопримечательности: В Волхове: здание ж/д вокзала, стела на Привокзальной площади, Дом Графтио (музей Волхова), церковь Архангела Михаила, Волховская ГЭС, Ильинский мост, мост Строителей, памятник строителям и энергетикам, парк 40-летия ВЛКСМ; На участке от Волхова до Кириши: памятное место, где располагалась церковь Николая Чудотворца; Успенская церковь на острове Октября; В Киришах: промзона нефтеперерабатывающего завода, мемориал «Эхо Войны», Прибрежный парк на Волховской набережной, памятник погибшим деревням, Николаевский храм-часовня.
Одно из самых ранних открытий тёплого велосипедного сезона, 31 марта 2024 года. Этому поспособствовал довольно тёплый март. Выбран маршрут преимущественно асфальтовый, ибо грунтовые дороги ещё не просохли и, более того, в некоторых местах даже покрыты снегом. Чтобы не заскучать на асфальтовом шоссе, в маршрут включён 12-километровый спецучасток песчаного грейдера.
До места старта в городе воинской славы Волхове мы добрались на электричке с Московского вокзала, время в пути составило два с половиной часа. Также есть электрички до Волхова следующие с Ладожского вокзала, здесь надо ориентироваться на время выезда. Так, к примеру, с Ладожского вокзала ходит самая быстрая электричка «Петрозаводская» ласточка, которая доезжает за менее чем два часа.
И так, после двух с половиной часовой тряски и качения в электричке, мы, наконец-то, добрались до Волхова, который встречает нас красивым жёлтым зданием вокзала.
На перроне вокзала расположен паровоз Эу 708-64, который 5 февраля 1943 года доставил первое продовольствие в Ленинград после прорыва блокады.
На выходе с вокзала нас встречает военный монумент с барельефами на военную и строительную тематику.
Сам город Волхов мы уже посещали ранее, поэтому не задерживаемся в городе и сразу едем в направлении Киришей вдоль полноводной реки Волхов, которая является единственной вытекающей из озера Ильмень и впадающей в Ладожское озеро, издавна известная как часть пути «из варяг в греки».
В Волхове заезжаем к Волховской ГЭС, которая была построена в 1926 году по проекту инженера-энергетика Генриха Осиповича Графтио и на тот момент являлась самой крупной ГЭС в стране.
Недалеко от ГЭС расположен дом инженера Г.О. Графито, в котором сейчас расположен музей истории города Волхов.
Здесь же по дороге к ГЭС подъехали к церкви Архангела Михаила.
Неподалёку от ГЭС расположены два моста через р. Волхов, автомобильный и железнодорожный.
Мы же перебираемся на другой берег по мосту Строителей, который в данный момент закрыт для проезда автотранспорта и используется только для пешеходного движения.
К нашей неожиданности на этой стороне почти сразу начинается велосипедная дорожка, по которой мы с удовольствием прокатились.
На противоположном берегу также подъезжаем к ГЭС, здесь расположен памятник в виде колеса гидротурбины, посвящённый строителям и энергетикам Волховской ГЭС.
На сегодняшний день проводятся работы по ремонту судопроходных шлюзов ГЭС, что позволит без проблем пропускать возросший трафик судов, в том числе и более крупные туристические суда.
Следуем далее по велодорожке и попадаем в парк им. 40-летия ВЛКСМ, - приятное место для прогулок на свежем воздухе.
И тут добираемся до жемчужины нашего маршрута – стела «Я люблю Волхов», которая расположена на небольшом бульваре.
По дороге из Волхова до Кириши достопримечательностей не много, есть только две церкви, а вернее то, что от них осталось после того как здесь проходила линия фронта во время Великой Отечественной Войны. Первая это Никольская церковь, а вторая Успенская церковь, которая расположена на острове Октябрь посреди реки.
Выехав из Волхова, попадаем на шоссе с хорошим ровным покрытием, по которому добираемся до первой достопримечательности на участке дороги до Кириши.
Это место, где располагалась Никольская церковь, о чём свидетельствуют информационные стенды расположенные здесь. В свою очередь от самой церкви совсем ничего не осталось, она была полностью разрушена во время войны.
У поворота к посёлку с красочным названием «Заднево» заезжаем в деревню Бережки.
Особых достопримечательностей в деревне нет, просто решили отвлечься от монотонного шоссе и посмотреть на быт и жилые дома местных жителей.
Выезжаем из Бережков и движемся по шоссе в сторону ранее упомянутой Успенской церкви, расположенной на острове Октября. По дороге замечаем памятные кресты, подъезжаем к ним, чтобы узнать в память кого они установлены.
Добрались до поворота на грунтовую дорогу, ведущую нас к реке Волхов, посредине которой расположен остров Октября (ранее Успенский. На этом острове до революции 1917 года располагалась богадельня, сиротский приют, больница и Успенская церквь. В советское время здесь также находилась больница, некоторое время работала колония для малолетних преступников, содержались немецкие военнопленные, и был дом инвалидов до 1964 года. От всех зданий на острове сейчас остались одни только развалины. К сожалению, остатки церкви и иных построен увидеть с берега не удалось, всё было скрыто деревьями. Скорее всего, её будет видно с противоположного более высокого берега, но не факт.
Сразу за деревней Прусынская горка начался 12-ти километровый участок грейдера, единственный на сегодня.
Грейдер оказался с мягким песчаным покрытием, которое к тому же ещё не просохло, поэтому ехать местами было не комфортно, при этом велосипеды изрядно испачкалась.
Через 12 км «песчаное» страдание закончилось, и началось «асфальтовое», т.е. шоссе с асфальтовым покрытием не самого лучшего качества, всё в ямах и заплатках.
По такой дороге мы добрались до деревни с забавным названием Пчева.
Здесь в Пчеве зашли в магазин за водой и заехали на площадь со стелой и монументом посвящённым ВОВ.
После Пчевы шоссе стало лучше, и мы быстро долетели до промзоны в Киришах, где расположен нефтеперерабатывающий завод и ещё несколько производств. Запах в округе был соответствующий, а ещё раздавался постоянный рёв от каких-то технологических труб. Собственно это и не удивительно, ведь Кириши – это центр нефтехимической промышленности Ленинградской области. За счёт неё Кириши, в отличие от того же Волхова, имеет немало рабочих мест и, соответственно, почти смог сохранил своё 50 тыс. население.
На въезде в Кириши расположен памятник первостроителям.
Далее у моста через Волхов расположен запоминающийся памятник "Эхо войны". По факту, это оставшиеся развалины котельной завода стандартного домостроенич, - все, что осталось в Киришах после войны…
Мемориал является живым напоминанием потомкам об ужасающих последствиях войны.
Этот памятник напомнил мне одну сцену на выставке о великой отечественной войне «Память говорит», на которой я был в 2019 году. Там солдат с увечьями, вернувшийся домой в свою деревню после Победы в 1945 году, обнаруживает дотла сгоревший дом, от которого осталась только печь и начинает делать новый сруб дома, чтобы успеть до первых холодов.
Здесь же у памятника «Эхо войны» начинается большая зелёная зона для прогулок и отдыха - Волховская набережная.
По велодорожке следуем по всей набережной, по пути осматривает новые объекты благоустройства, а также остатки водонапорной башни.
После следуем на центральную площадь, где установлен памятник Ленину и памятник «Погибшим деревням».
На каменной плите высечена карта довоенного Киришского района и обозначены уничтоженные во время войны деревни и посёлки.
У памятника погибшим деревням создан временный мемориал по погибшим во время теракта в Крокус Сити Холле 22 марта 2024года.
Время поджимает и уже пора ехать на электричку в 17:15, поэтому делаем небольшую петлю по городу и направляемся к вокзалу. По пути проезжаем глобус "Сургутнефтегаза", расположенный в центре кольцевой развязки, и тут же есть табло с информацией о температуре воздуха, на улице сильно потеплело +14 градусов и это 31 марта!
После заезжаем к Николаевской часовне, расположенной на территории больницы, и памятнику-стеле сообщающему нам, что на данном месте прямо посреди города располагалась линия фронта, край обороны Кириши.
Ещё напротив железнодорожного вокзала расположена необычная церковь, которая находится на первом этаже самой типовой жилой многоэтажки.
Отправляемся домой из Киришей с довольно симпатичного современного вокзала.
На удивление из прибывшей со стороны Будогощи электрички вышло много народу с дачным скарбом, видимо это были киришани, возвращающиеся с местных дач.
Садимся в вагон электричке и чудом занимаем удобные места при входе. Велосипеды изрядно испачканы местной качественной грязью...
До новых путешествий, благодарю за внимание!
Читайте также статью о следующей поездке по маршруту Веймарн-Волосов-Тайцы.