Найти в Дзене

Велосипедный маршрут «Вдоль и поперёк Кургальского заказника». Маяк Пихлисаар. Экотропа «Долина реки Выбья и Лужская губа».

  • Тип маршрута: велосипедный
  • Дата поездки: 11 июня 2024 года.
  • Сложность: 4 из 5 балла
  • Направление: запад, Кингисеппское направление, Кургальский полуостров.
  • Протяжённость: ≈ 100 км
  • Набор высоты: 457 м (по картам Strava)
  • Покрытие: 15 км асфальта, 30 км плохого асфальта с булыгой, 55 км грунтовых дорог с возможными завалами деревьев
  • Наличие грязи: локальные грязные участки на грунтовых участках
  • Краткое описание: почти полностью грунтово-булыжный маршрут пролегающий по территории Кургальского заказника с его красивой природой. Маршрут имеет сложную транспортную доступность, платформ с проходящими здесь электричками нет, поэтому до места старта можно добраться только на автомобиле.
  • Достопримечательности: Кургальский заказник, побережья и пляжи Нарвского залива и Лужской губы (части Финского залива), Белое озеро, Липовское озеро. Булыжная дорога по периметру Кургальского полуострова, пляж с белым песком в Тисколово, маяк Пихлисаар, святой источник Казанской иконы Божией Матери с часовней и Купелью, ДОТ, Экотропа «Долина реки Выбья и Лужская губа»
  • GPX трек маршрута с отметками: Кургальский заказник (Яндекс Диск)
  • Маршрут на Strava Кургальский заказник (для просмотра страницы на сайте Strava вам понадобится VPN)

Изначально здесь планировался отчёт о трёхдневном велопутешествия по северо-восточному приладожью в Карелии по маршруту Лахденпохья-Сортавала-Питкяранта-Олонец, но в силу дождливой и непредсказуемой погоды в Карелии, планы пришлось отменить. И поэтому было принято решение посетить другой отдалённый уголок Ленинградской области - Кургальский заказник с не менее красивой природой.

С погодой, наконец-то в этот день повезло, было +18, тепло, но не жарко и без осадков, хотя в самом конце поездки немного покапал дождь.

Маршрут сегодняшней поездки мы позаимствовали у ВЕЛОЮЗа- это сообщество велосипедистов, костяк которого предпочитает передвигаться на фэтбайк велосипедах. Они считают их лучшим видом велосипедов и катают на них круглый год без закрытия сезона. Также стоит заметить, что основное направление покатушек велосообщества это юго-западное направление

Санкт-Петербурга и области. При этом устраиваются поездки и в иных локациях (например, Сосново-Орехово или Кронштадт), но, правда, всё таки, в меньшем объёме. Сообщество ВЕЛОЮЗа можно без труда найти ВКонтакте или на других интернет ресурсах и в месенджерах.

Схема маршрута с отметками основных достопримечательностей
Схема маршрута с отметками основных достопримечательностей

GPX трек маршрута с отметками: Кургальский заказник (Яндекс Диск)

Место расположения заказника довольно труднодоступное в транспортном плане, рядом нет платформ с приходящими сюда электричками, поэтому добираемся до места старта на автомобиле.

Для этого с утра пораньше едем на машине более 200км от Петербурга практически до самой границы с Эстонией. Мы доехали за 2,5 часа.

Узкий мост через реку Лугу.
Узкий мост через реку Лугу.

Оставляем машину в Усть-Луге у хорошей столовой с оригинальным названием «Столовая №1», где предварительно можно позавтракать, что мы и сделали. Заведение очень даже добротное и создано, в первую очередь, для местных рабочих из порта Усть-Луга и иных предприятий.

Столовую советую к посещению, если будете в этих  краях.
Столовую советую к посещению, если будете в этих краях.

И так пересаживаемся на велосипеды и отправляемся вперёд! Вначале едем по шоссе и хорошей асфальтовой дороге в заказнике

Государственный комплексный природный заказник "Кургальский" организован в 2000г. Он включает уникальную природную территорию Кургальского полуострова, а также прилегающую акваторию Финского залива с островами Кургальского и Тискольского рифом, островом Реймосар и др.

Приморские луга, обширные песчаные пляжи, болота и озёра, дюнные сосновые боры объясняют удивительное богатство и оригинальность флоры полуострова. Акватория и побережья заказника - одно из важнейших Финского залива мест миграционных стоянок тысяч водоплавающих и околоводных птиц. В лесах встречается редкий чёрный аист, совы, кулики и т.д.

Среди млекопитающих можно встретить крупные залежки на каменистых островах серых тюленей и балтийских нерп.

Не так давно посещение заказника стало платным, стоимость составляет 150р., дополнительную информацию об оплате можно узнать на сайте заказника .

Вскоре асфальтированная дорога в заказнике заканчивается и начинается не комфортное булыжное покрытие, поэтому приходится ехать с краю по обочине.

Прощай асфальт – привет булыга!
Прощай асфальт – привет булыга!
Старая булыжная дорога.
Старая булыжная дорога.

Через 1,5 километра булыжной дороги сворачиваем на грунтовку, ведущую к Белому озеру. Грунтовка вполне проезжаема с небольшими локальными лужами.

Через 4 километра добираемся до Белого озера, здесь делаем маленькую остановку, поскольку долго находится на одном месте не дают комары, которых здесь предостаточно.

Отправляемся дальше и едем вдоль озера и далее по пейзажным грунтовым дорогам в лесу.

Через 7 км снова попадаем на знакомую нам булыжную дорогу, но лишь пересекаем её и едем дальше уже по сыпучим песчаным грунтовкам.

Пересекаем булыжную дорогу.
Пересекаем булыжную дорогу.
Едем по песчаным дюнам в лесу.
Едем по песчаным дюнам в лесу.

Вскоре добираемся до ДОТа, расположенного на возвышении, с которой виднеется Нарвский залив.

После ДОТа попадаем на не самую приятную грунтовку, местами она прилично заросла, а кое-где поперёк нашего пути встречаются в большом количестве завалы деревьев.

Завалы деревьев поперёк дороги.
Завалы деревьев поперёк дороги.

Тут же местами проезжаем пейзажные болотные озёра.

Болотное озеро вдоль дороги, комаров, соответственно, предостаточно.
Болотное озеро вдоль дороги, комаров, соответственно, предостаточно.
Переходим через ручей.
Переходим через ручей.

Проехав около 8 км снова выезжаем на знакомую нам булыжную дорогу, которая проходит по периметру всего полуострова.

По этой дороге добираемся до деревни Тисколово, а вернее сворачиваем на слабо различимую тропу, отходящую от дороги в сторону пляжа на побережье Нарвского залива.

Правда здесь нас ожидает не приятный сюрприз в виде крутого неровного спуска.

Спускаемся по крутому склону к пляжу.
Спускаемся по крутому склону к пляжу.
Спустились к пляжу.
Спустились к пляжу.

Пляж оказался живописным, хотя и немного загрязнённым камышом и водорослями. Какого-либо неприятного запаха здесь я не заметил, хотя некоторые писали об этом.

Делаем здесь остановку минут на 20 для обеденного перекуса. После отдыха ещё прокатились по побережью

Информация про нерпу
Информация про нерпу

Далее, поехав через Тисколово, выбираемся в очередной раз на булыжную дорогу.

Подъём от пляжа
Подъём от пляжа
Комфортная грунтовка от Тисколово
Комфортная грунтовка от Тисколово
И снова едем по живописной булыжной дороге.
И снова едем по живописной булыжной дороге.

После деревни Конново останавливаемся у двух памятников ингерманландский финнам.

Деревянная остановка в Конново.
Деревянная остановка в Конново.

Первые финны это братья Андрей и Иван Койвунен, которые были капитанами ледоколов "Ермак" и "Литке". Иван был расстрелян во время репрессий в 1938г. А Андрей тоже был репрессирован и посажен в тюрьму, но вышел на свободу перед самой войной и вовремя Великой отечественной войны ходил по Северному морскому пути.

Памятник братьям Койвунен.
Памятник братьям Койвунен.

Второй финн это мельник Юлле Пантелея, который во время войны тайно от немцев помогал односельчанам с мукой. В 1943 году фашисты объявили о депортации ингерманландцев, но Юлле отказался уезжать и был расстрелян.

Памятник мельнику Юлле Пантелея
Памятник мельнику Юлле Пантелея

Едем дальше по булыжной дороге.

Обгон запрещён!
Обгон запрещён!

Местами появляются участки с асфальтовым покрытием, правда, они далеки от идеального состояния.

Через 7 км сворачиваем снова в лес и движемся по грунтовым дорогам пересечёнными корнями сосновых деревьев в сторону уже знакомого нам Белого озера.

Грунтовка к Белому озеру.
Грунтовка к Белому озеру.

Добираемся до озера, но уже на противоположный берег. Здесь поверхность воды спокойная, ветер практически стих.

Гладь озера.
Гладь озера.
Ещё один берег с лодкой рыбаков, но это уже Липовское озеро.
Ещё один берег с лодкой рыбаков, но это уже Липовское озеро.

После едем по лесу вдоль озера, вначале грунтовки вполне хорошие, иногда на уже прилично заросших дорогах появляется булыжное мощение.

Грунтовки после озера.
Грунтовки после озера.
Заросшая булыжная дорога среди живописных полей и лесов.
Заросшая булыжная дорога среди живописных полей и лесов.

Но вскоре посреди дороги снова возникают завалы из деревьев, приходится спешиваться и пролезать через них.

Перелазим через очередные упавшие деревья.
Перелазим через очередные упавшие деревья.

Таким образом, добираемся снова до основной булыжной дороги и двигаемся в направлении деревни Курголово, здесь делаем небольшую остановку на отдых и пополняем фляги запасной водой из местного колодца.

Живописная дорога к Курголово.
Живописная дорога к Курголово.

Стартуем дальше по небольшому участку асфальтовой дороги в деревне и едем в направлении маяка Пихлисаар.

Дорога в Курлоголо.
Дорога в Курлоголо.
Показался маяк.
Показался маяк.

Маяк был построен в 30-х годах 20 века. Так же в советское время по причине труднодоступного расположения на него был установлен радиоактивный источник энергии, так называемый РИТЭГ - радиоизотопный теплогенератор, в капсуле которого находится радиоактивный элемент стронций-90. Подобные маяки могут бесперебойно работать около 29 лет. Самое большое количество подобных маяков с радиоактивными источниками были расположены на северном побережье страны вдоль Северного морского пути.

В 90-х годах маяк, в том числе и его радиоактивное оборудование, был подвергнут разграблению охотниками за цветными металлами. Капсулу злоумышленники выбросили на лёд, которая затем ушла на дно моря. Благо позже она была поднята и утилизирована.

После маяка направляемся уже в сторону финиша, правда по пути нас ещё ожидает ряд живописных лесных и полевых дорог, а также несколько достопримечательностей.

Снова выбрались на, так сказать, основную булыжную кольцевую дорогу Кургальского заказника.
Снова выбрались на, так сказать, основную булыжную кольцевую дорогу Кургальского заказника.

Добираемся до святого источника Казанской иконы Божией Матери, здесь помимо часовни и источника есть ещё и купель.

Набрав воды в источнике, отправляемся дальше в путь.

И вот снова долгожданное асфальтовое шоссе.
И вот снова долгожданное асфальтовое шоссе.

И напоследок заезжаем на экотропу "Долина реки Выбья и Лужская губа".

Начало тропы.
Начало тропы.

Территория заказника «Кургальский», где пролегает экотропа, отличается высоким разнообразием природных ландшафтов: сосны и вереск, таежный еловый лес, приречные и приморские сообщества растений, песчаные дюны.

Песчаные дюны на побережье.
Песчаные дюны на побережье.

Недалеко от берега расположена смотровая вышка.

Смотровая вышка
Смотровая вышка

Следуем дальше по тропе.

-55

Через реку Выбья перекинут красивый подвесной мост.

Подвесной мост
Подвесной мост

Также можете посмотреть небольшое видео про данную экотропу:

Возвращаемся обратно к столовой, где вкусно ужинаем и после отправляемся домой.

-57
Кот караулит людей у выхода со столовой.
Кот караулит людей у выхода со столовой.

До новых путешествий, благодарю за внимание!

Читайте также другие статьи о велосипедных путешествиях, например, про маршруту до беседки Кузьмича под Выборгом: