Пуанты - изящные балетные туфли с заостренным носком, позволяющие танцовщицам “парить” над сценой, становясь символом балета и неотъемлемой частью его истории. Но путь к их появлению был долгим и трудным.
Слово “пуанты” происходит от французского “pointe”, что означает “острие”. Еще до появления этой обуви в привычном виде, балерины, стремясь придать своему образу воздушность и нереальность, поднимались на полупальцы, а иногда даже на кончики пальцев, словно отрываясь от земли. В то время обувь балерин была мягкой, атласной, с прямоугольным носом. Интересно, что такие туфли были популярны у светских дам Европы в конце XVIII - начале XIX веков. Одной из законодательниц этой моды была Жозефина, жена Наполеона Бонапарта. Она носила атласные туфли без каблука, на тонкой кожаной подошве, перевязанные лентами вокруг щиколотки. Многие искусствоведы считают, что именно эти туфли стали прототипом первых настоящих пуант.
Первые пуанты появились в XIX веке, когда балет стал более технически сложным и требовал от танцовщиц большей гибкости и подвижности. Их ношение стало возможным благодаря совершенствованию техники танца, а также появлению новых материалов.
Первые пуанты были довольно примитивными и не отличались прочностью. Они состояли из мягкой кожи с заостренным носком и креплением для ленты, которую танцовщица обматывала вокруг лодыжки. В качестве “поддержки” использовалась простая тканевая подкладка или кусочек дерева, вставленный в носок.
Кто была та первая балерина, ступившая на пуанты? Историки балета до сих пор ведут споры, называя имена итальянки Фортунаты Анджолини и француженок Женевьев Гослен и Фанни Биас. Рецензии критиков XIX века, заметки зрителей и литографии подтверждают эти версии. Но точно одно - все первые достоверные упоминания о танце на пуантах связаны с балетом “Зефир и Флора” хореографа Шарля Дидло.
С развитием балета и увеличением требований к танцовщицам пуанты стали более усовершенствованными. В них появились прочные деревянные пластины, чтобы поддерживать стопу в правильном положении, а также более тонкие и прочные ленты и корсеты, чтобы обеспечить дополнительную фиксацию. Так, 12 марта 1832 года мир увидел настоящую магию. В балете Филиппо Тальони “Сильфида” Мария Тальони впервые протанцевала весь спектакль (1,5 часа) на пуантах, задерживаясь на одной ноге и создавая ощущение невероятной воздушности и легкости.
Чтобы подчеркнуть волшебный образ, туфли Марии сделали более жесткими, добавив специальный каркас, который сейчас называют “стаканом”. Эта новаторская конструкция позволила не только укрепить пуанты, но и сделать движения балерины еще более грациозными и воздушными. Именно “Сильфида” закрепила за пуантами статус неотъемлемой части балетного искусства.
Первой русской балериной, танцевавшей на пуантах стала Авдотья Истомина, которая тоже училась у Шарля Дидло, во время его пребывания в России. Так что это в очередной раз подтверждает версию, что именно Дидло «поставил» балерин на пуанты.
Во второй половине XIX века, “пальцевая” техника балета достигла новых высот, и пуанты эволюционировали, чтобы соответствовать новым требованиям. Появился “пятачок” – плоское, овальное завершение туфельки, которое обеспечивало дополнительную устойчивость. В XIX веке “пятачок” был деревянным, округлой формы, обитым овечьей шерстью.
В XX веке пуанты претерпели еще ряд усовершенствований. Появились новые материалы, такие как сатин и кожа, которые сделали пуанты более гибкими и удобными, обрели свой привычный розовато-телесный цвет, который, в сочетании с трико, создавал иллюзию более длинных ног. Так же были введены новые технологии производства, которые позволили создавать пуанты с более прочными и устойчивыми носками.
Мастера начали производить пуанты индивидуально для каждой балерины, что обеспечивало максимальный комфорт и безопасность. Классические театры всегда имели собственные мастерские, где для своих балерин изготавливали пуанты. Но с появлением альтернативных трупп и независимых антреприз спрос на пуанты стремительно вырос. Возникла потребность в налаживании более масштабного производства, чтобы удовлетворить растущие потребности.
В 1930-х годах два новатора, Фредерик Фрид и Якоб Блок, внесли свой вклад в историю балетной обуви. Фредерик, обувной мастер, разработал революционную формулу клея для пуантов, что позволило ему основать свою собственную мастерскую по производству балетной обуви. В Австралии, где влажный климат создавал особые условия, эмигрант из России Якоб Блок основал небольшое производство пуантов. Он разработал уникальную технологию, добавив винил в клей, чтобы обеспечить прочность и долговечность обуви в жарком климате.
Сегодня пуанты - это неотъемлемый атрибут балета, символ грации, легкости и искусства. Они позволяют танцовщицам создавать неповторимые образы и выполнять сложные па, вызывая восторг у зрителей во всем мире.
Ищете идеальные пуанты? На сайте Sansha вы найдете широкий выбор моделей. Отличное качество материалов, удобная посадка и профессиональный подход! Обеспечьте своим ногам максимальный комфорт и поддержку на сцене.