Помните как я месяц назад спрашивал: чем заменить нивовскую классику - шины Вли-5? Я их давний поклонник, с 1997 года, но последняя покупка меня выбесила окончательно отвратительным качеством, даже несмотря на то что это был не Барнаульский шинный завод. а "Волтайр". Найти их сейчас без индекса С совсем не просто, да и цена уже более 7 тыс. рублей за штуку. Кому интересно, подробный разбор траблов читайте по ссылке в конце репортажа.
Заменить Вли-5 было бы совсем нечем, даже крейсерские К-156 перестали выпускать, но мой взгляд случайно упал на новинку этого сезона - бескамерные грязевые шины производства "Нижнекамскшина" 185/75 R16 КАМА Flame M/T (НК-434) с удивительным рисунком протектора. Для меня эти шины совсем незнакомые, равно как и для большей части аудитории. На почившем в бозе Ютубе были ролики где люди покупают эту резину, ставят, даже немного проезжают по снегу или грязи и на этом заканчивают тестирование. Мы же пойдем другим путем - отправимся в пески и горы почти за три тысячи километров от дома. Ориентировочный пробег предстоит в 10 тыс. км. Обратим внимание не только на ее внедорожные качества, но и на износостойкость, экономичность и управляемость на больших скоростях. Но начнем, естественно, с покупки.
Покупал шины я в Автопартнере (бренд VIANOR). Почему-то не так давно они переставили две первые буквы в своей наружной рекламе, но на сайте все по прежнему. Я позвонил туда в поисках Вли-5 и добрая девушка предложила мне купить 85/75 R16 КАМА Flame M/T (НК-434), причем по сильно привлекательной цене в 4930 руб. за штуку. Немного подумав, почитав скудную информацию в Инете, я приехал в магазин на Ижевской, 14, все перещупал и..., против обыкновения, купил комплект. Внешний вид этих колес меня конечно удивил. Если я не ошибаюсь, это единственная отечественная М/Т резина. У Вли-5 по старинке вообще нет никакой маркировки, ни А/Т, ни М/Т, в 1977 году такой ерундой не заморачивались. С единственной резиной я сильно погорячился, т.к. "Нижнекамскшина" выпускает шины с таким рисунком протектора в семи типоразмерах на все случаи жизни, но в целом я прав, конструкция и рисунок протектора у шин одинаковые. Так что не перепутайте при покупке.
Работа двух менеджеров "Автопартнера" мне понравилась. Тот, который пожилой, понимает в Нивах, а молодой просто шустрый. Они приволокли мне все имеющиеся в наличии покрышки и я, придирчиво их осмотрев, выбрал самые вкусно пахнущие и свежие: две изготовленные в 19 неделю этого года, одну в 23-ю и одну в 24-ю. Таким образом я получил два майских колеса и два июньских. Похоже этот товар не залеживается. Например, сейчас в Перми этих покрышек в наличии нет. А вот собрать колеса здесь не удалось, заезжал перед закрытием и в добавок не оказалось нужного диска.
А с дисками была проблема. Нужны были под бескамерку специальной конструкции с канавкой. Один у меня был новый на стершейся последней Влишке с пробегом в 19 тыс. км, два я снял с ходовых колес из предпоследней покупки уже под бескамерные шины, нужно было найти еще один. И тут выяснился неожиданный трабл. Оказывается мой самый новый диск не только отличался количеством дырочек и центрирующей на ступице муфтой, но и имел посадочный размер под покрышку не 5", а 5,5" дюймов. Поспрашивав спецов я решил, что 1,26 см не скажутся на прочности сборки и силе сцепления в узле диск-покрышка, а вот с ходовыми качествами и развалом/схождением могут быть вопросы. Чтобы как-то сгладить этот неприятный момент, я купил аналогичный диск на 5,5" того же производителя, решив поставить их на перед. Новый диск в "Колеса даром" на Восстания, 24 обошелся мне в 2250 руб. Сборка одного колеса там же в в 465 руб. с герметиком и балансировкой.
Процесс балансировки тоже порадовал. Не пришлось как на последнюю Вли-5 навешивать чуть ли не полкило грузиков без нужного результата (делал я в "Колесо.ру" такое, не понравилась контора по ряду причин). Впрочем смотрите сами, добрые люди разрешили снимать процесс.
Третье колесо дало 35 и 10 и аналогично встало "в ноль" (смотрите видео), а четвертое я балансировал в какой-то живопырке рядом с домом, хотя по уму надо было ехать в "Колеса даром" на Восстания. На четвертом результат вообще был запредельный для М/Т еще и на чуть кривом старом диске 10 и 20. Встало "в ноль". Может они счас у себя там что-то подкручивают? С Вли-5 вечно были проблемы с балансировкой.
Весь комплект я одной кучей не снял, менял колеса по очереди, да и это ведь не рекламно-подарочный вариант репортажа. Посмотрим на эту резину поближе и почитаем ее характеристики.
Отмечу, что я сознательно брал покрышки размерностью 185/75 R16, т.к. у меня все-таки "Нива" и мне важные ее оптимальные ходовые качества, а не понты. Узкая резина лучше прорезает верхний слой мокрой и скользкой глины до сухого грунта и лучше себя ведет на асфальте по ряду критериев. Ну а там где нет сухой подстилки и топко, то никакие колеса не спасут. Помню как-то трухлявый пень почти как фрезой распилил, пытаясь выбраться из засады и у меня получилось, зацепившись за его еще прочную сердцевину.
Есть лишь один минус, узкая резина на болотистых и слабых грунтах, а так же на песке, проигрывает широкой. Но ведь можно стравить давление. Кстати, я попытался понять, насколько хорошо плющится новая резина в сравнении с Вли-5 пожамкав голую покрышку своим весом. Субъективно мне показалось, что плющится она намного лучше, чем уже почти сточенная Влишка. Хотя должно быть наоборот. Так что есть шансы спустив колесо до 0,8 атмосфер значительно увеличить пятно контакта и проскочить зыбучие пески или болотину.
Для сравнения Вли-5 имеют максимальную нагрузку в 515 кг и этого с лихвой хватает для максимальной массы загруженной Нивы ВАЗ-21214 в 1610 кг. Т.е. у нас НК-434 выходит где-то 860 кг переизбытка прочности на круг. Понятно, что такой запас прочности приводит к утяжелению покрышки, но если верить цифрам, то у нас колесо в сборе с НК-434 все-равно получилось где-то на килограмм легче чем колесо с Вли-5 за счет отсутствия камеры. Глупо ожидать от производителя, что он изменит конструкцию шины для нашего сверхлегкого "джипа". Рыночный подход диктует некую универсальность и усредненность. НК-434 и так уже событие на российском шинном рынке.
А что у нас с индексом скорости? Максимальная скорость у Вли-5 заявлена как P, что означает 150 км/час. Сверх этой скорости покрышка начинает разрушаться. Что собственно и произошло с моей последней покупкой Вли-5. От нее конечно не стали отлетать клочки, но на скоростях обычной моей езды по асфальту за городом в диапазоне 105-130 км/час в жару она очень быстро стерлась. У НК-434 индекс скорости Q, что означает максимальную скорость до 160 км/час и как раз подходит для моей манеры езды (-15% предельной скорости). Это внушает уверенность, что износостойкость этой покупки на асфальте намного выше чем Вли-5, ведь никто же не будет гонять по бездорожью с такой скоростью?
Наверное пока все. Таким образом моя Белка получила новую обувку примерно за 24 тыс. рублей с небольшим хвостиком. Из них: 4 покрышки на 19720 руб., новый диск 2250 руб., шиномонтажные работы около 2000 руб., 3 пипки - 45 руб. Покраску двух дисков не считаю. т.к. обдирал и красил сам, остатками краски. Могу добавить, что беглый мониторинг цен показывает, что стоимость покрышек НК-434 в некоторых случаях на всяких там маркетплейсах сейчас достигает 10 тыс. за штуку. Я думаю, что стоимость на них будет только расти, когда народ прочухает. Так что наверное по возвращению куплю пятое колесо как положено, чтобы был комплект и сменяемость по кругу.
А как же испытания, спросите вы? Испытания впереди, как я уже писал в самом начале, и о них будет подробный отчет. Поделюсь лишь своими наблюдениями от езды по городу со скоростью чуть более 40 км/час. Ощущения остались странные.
1. Машина субъективно идет мягче чем на Вли-5. Это понятно и хорошо для подвески.
2. Машина субъективно идет легче и накат стал лучше. Это я не могу объяснить с точки зрения физики. Ведь если колесо больше плющится и у него более агрессивный протектор, то катиться машина должна хуже. Вли-5 обеспечивала практически несминаемую окружность, если конечно прогрелась минут 15-20 после стоянки и перестала быть "квадратной", и по центральной дорожке она теоретически должна катиться лучше чем НК-434. Но произошло наоборот.
3. Управляемость. Каких-либо изменений не заметил
4. Шумность. Куда-то исчез любимый мой гул Вли-5 как у вахтовки на базе "Урала". Как теперь жить?! НК-434 тоже гудит, но чуть меньше и по другому. Как? - пока не понял. Поеду оттестирую на трассе - напишу.
На этом пока все. В завершении небольшой видеоролик:
Отчет об испытаниях пробегом в 7,7 тыс. км:
Предыдущие репортажи про шины на Ниву:
На этом пока все, не забывайте подписываться на мой канал, спасибо.
Друзья, надеюсь вам пригодился мой репортаж? Вновь напоминаю о сборе на вкусный бензин для Белки. Куда поеду в 2025 году пока не знаю. Вариантов несколько. Для донатов можно нажать кнопочку "позолоти ручку", Дзен перестал платить, но предоставляет возможность попрошайничать забирая себе комиссионные Донаты можно перечислить и на прямую на карту Сбера 2202 2053 7263 9515. Спасибо!
Оригинал репортажа в моем ЖЖ здесь.