Наступил сезон переобувать внедорожники на летнюю вездеходную резину и многие стоят перед выбором: какие шины предпочесть? Для себя я выбор сделал еще в прошлом году. Однако, только сейчас дошли руки выложить результаты испытаний шин КАМА Flame M/T 185/75 R16 (НК-434) для Нивы дальним пробегом в тяжелых дорожных условиях и посмотреть на то, что от них осталось.
Кратко история вопроса
Год назад остро встала проблема - какую новую вездеходную резину покупать на мою Ниву? Я уже подробно писал о том, что с некоторых пор любимые советские шины Вли-5 кардинально перестали меня устраивать, особенно в свете планируемой поездки в Приэльбрусье (смотрите ссылку в конце репортажа). Основная причина крайне низкое качество изготовления, высокая степень износа (шин стало хватать всего на два сезона) и запредельно высокая цена в 7 тыс. руб. для такой бяки. А ведь когда-то это был лучший вариант для Нивы.
Добрый люди предложили купить новинку сезона 2024 года - бескамерные шины КАМА Flame M/T 185/75 R16 (НК-434) Нижнекамского шинного завода. Я сначал скептически отнесся к этому предложению, т.к. отзывов о них практически не было, а новинка всегда вызывает недоверие. Однако при первым знакомстве оказалось что шины имеют оригинальный и многообещающий рисунок протектора, хорошо балансировались и подкупали демпинговой ценой на фоне конкурентов.
Решившись, я взял комплект из четырех шин и даже до отъезда успел сделать первичный обзор, пообещав вернуться к теме по возвращению. В конце репортажа ссылка на подробный обзор шины КАМА Flame M/T 185/75 R16 (НК-434) с обоснованием выбора именно этого типоразмера (всего их семь), описанием конструктивных особенностей, подбора дисков, балансировки, первичной оценки в городском цикле, бюджетом и прочим.
Сразу по возвращению написать не сложилось, однако в ряде репортажей из Приэльбрусья я упоминал приятно поразившие меня характеристики шин как на дальнем перегоне, так и в условиях жесткого горного офроуда. Осенью я докупил пятое колесо, чтобы повысить ресурс так понравившейся мне резины, собрав наконец классический комплект на несколько лет вперед.
Настала пора подвести некоторые итоги полигонных испытаний.
Общий пробег шин составил 7711 км. Почти треть пробега (2366 км) пришлась на горные дороги. В том числе около 760 километров вне асфальта, местами с жестким оффроудом переходящим в триал. Шины все это выдержали, хотя всем нам пришлось местами очень не сладко.
Сегодня мы обратим внимание прежде всего на износоустойчивость протектора. Общеизвестно, что М/Т резина не любит асфальт, дальние дороги и высокие скорости. А на асфальт у меня пришлось около 7 тыс. километров, причем по трассе я обычно иду в диапазоне 105-130 км/час. Отмечу, что шины малошумные настолько насколько может быть малошумной резина класса М/Т. Напроч отсуствует мой любимый гул Вли-5 - как у вахтовки на базе "Урала".
При резком торможении даже на мокром асфальте машина не улетает с трассы как на коньках (см. про Вли-5), а намертво и равномерно впивается в асфальт. Однако протектор при этом стачивается как наждаком в пятне контакта. Высокие сцепные свойства на асфальте это прежде всего это заслуга мелких ламелей, которые хорошо видны на фото. Есть даже версия, что эти покрышки пригодны для езды зимой, но мне все-таки кажется, что только в условиях деревни и бездорожья. Вибрация при хорошей балансировке равно как и уводы в сторону отсуствуют. Давить бутылки на этих колесах как и на Вли-5 без особого вреда можно - проверено по случаю.
Давайте померяем степень износа с помощью штангенциркуля и оценим ее визуально в сравнении с новым колесом.
При сравнении хорошо видно, что нашлепки на мощные грунтозацепы на центральной беговой дорожке сточились почти полностью. Их высота изначально составляет 3 мм. Тщательное измерение в разных местах показало, что степень износа передних колес не превысила 2,5 мм, а задних 1,5 мм. А это значит, что при моем режиме эксплуатации их должно хватить примерно на 5 лет и 35 тыс. пробега. Покупка пятого колеса увеличивает ресурс на 20 процентов и мы перекрываем заветные 40 тыс. пробега на комплект. Но субъективно шины отходят гораздо больше. Последней шины Вли-5 мне хватило на 18 тыс. пробега до достижения предельной степени износа по ГОСТУ. Я ее конечно еще подонашиваю по городу, до тех пор пока она не превратиться в стритрейсовую, но сравнение явно не в пользу Вли-5.
Если сопоставлять износостойкость Вли-5 и НК-434 в плане длительности и стоимости эксплуатации, то комплект первых из 4 шин обойдется мне в 14 тыс. в год, а комплект вторых в 4 тыс. в год. Как видно, разница ощутимая, так что я все правильно сделал перейдя на новую резину, а не продолжая стачивать колеса и деньги в резиновую пыль.
Когда я прочитал, что небольшие ребра между шашечками созданы для того, чтобы выталкивать застревающие между ними камни, я про себя посмеялся над этим ноу-хау. Однако, характерного цокания после выезда с грунтовки на асфальт практически заметно не было. Эта фишка действительно работает как не покажется странным и перед уборкой колес на хранение мне не пришлось выковыривать из них щебень и гравий.
Что касается бездорожья. Колеса были испытаны на всех видах грунтов кроме сыпучего песка. Вне асфальта давление стравливал до 1,8 и 1,7 хотя резина и так мягкая. Боковое скольжение на предельном уклоне и жидком как сметана черноземе присутствует как и у любой другой резины. Гребет отлично, зарывается меньше чем Вли-5, карабкается по камням на пятерку, даже по круглым и мокрым.
По промоинам в распорку на боковых кромках ходит идеально. Знаменитую Думалинскую промоину снизу вверх я прошел на раз-два. Цеплючесть кромки один раз меня даже испугала, когда я полагал, что машина соскользнет с откоса дороги, но она стала карабкаться на него и я чуть не перевернулся. Ошметки глины летят из под колес на крышу машины сильно меньше чем у Вли-5, хотя скорее всего я просто не буксовал. А вот камни размером с кулак на известном тягуне между Канжолом и Джиллы-Суу летят только так.
Что касается дисков, то исторически сложилось так, что спереди у меня стоят диски под посадочный размер в 5,5" c ЕТ 52, большим количеством дырочек и усилением центрального отверстия, а сзади классические на 5". Разные диски ставить нельзя, т.к. невозможно правильно отрегулировать углы установки колес и, говорят, сказывается на управляемости, но это не точно. В дальнейшем диски на 5" выведу из эксплуатации.
На вопрос: на какие диски лучше ставить? - у меня нет однозначного ответа. Вполне возможно, тезис о том, что на узких дисках шины лучше плющатся при стравливании ложный. В управлении я разницы никакой не заметил, а при покупке брал из того что было. 5" диски все труднее и труднее купить. В пользу дисков в 5,5" скажу что благодаря втулке вокруг центрального отверстия их приятней носить и она предохраняет от изгиба конструкции при перетягивании гаек.
UPD: некто @-НиВА- Сергей Александрович написал мне интересное в комментах на Ютуб? несколько прояснив ситуацию по выбору дисков. Индекс ET для дисков (расстояние меду осью диска и местом прилегания к ступице для Нив до 2009 должен быть в пределе 50-58, для М-ок (вероятно имеется ввиду 21214М) 40-58. Но при выборе будьте внимательны, бывает и ЕТ 40, что сильнее сказывается на долговечности подвески, т.к. колесо сильно вынесено наружу, да и продавцы могут вам собрать набор из дисков с разными ЕТ. Визуально это заметить сложно.
Для любителей внешнего вида добавлю что резина НК-434 смотрится на Ниве не плохо, хотя и несколько по другому чем Вли-5, более плюшево что ли?
Даже не знаю что и добавить еще - спрашивайте в комментариях. Как вы уже наверное поняли - резина мне понравилась.
Видео-обзор степени износа на КАМА Flame M/T 185/75 R16 (НК-434) после 7 тыс. пробега:
Предыдущие репортажи о том, что вам надо знать про резину на Ниву:
Не забывайте подписываться на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и воспользуйтесь кнопочкой "Поддержать канал", если материал понравился и советы пригодились. Дзен сейчас совсем не платит за репортажи, которые я пишу для вас. Спасибо!
Оригинал поста в моем ЖЖ здесь...