Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

В чем различие Зевса и Юпитера

Оглавление

Цивилизация европейских народов формировалась под влиянием двух доминирующих культур - древнегреческой и древнеримской. Верховные боги древних греков и римлян были громовержцами. На первый взгляд Зевс и Юпитер имеют много общего, потому что римляне, формируя культ Юпитера, с первых веков своей истории находились под влиянием древнегреческой культуры. Поэтому Юпитера часто называют римским вариантом Зевса. Однако между двумя великими богами были существенные различия. В чем они заключались?

Зевс Смирнский (3 век) и Юпитер (2 век)
Зевс Смирнский (3 век) и Юпитер (2 век)

1. Разное происхождение

Различие Зевса и Юпитера проще обозначить через сходства. Их имена имеют общий корень - "Dyeus". Dyeus - это предполагаемое имя бога-неба в верованиях индоевропейцев. От этого имени происходят латинское Деус (так латинские христиане называют бога), греческое Теос (так греческие христиане называют бога), ведийский бог неба Дьяус, древнегерманский Тюр и дэвы в индоарийских верованиях.

Если имя Зевс - это греческая адаптация имени "Dyeus", то Юпитер - это сочетание слов "Dyeus phter", что означает "небесный отец". Зевса тоже называли небесным отцом, поэтому имена "Зевс" и "Юпитер" можно считать синонимами, которые имеют разные культурно-эволюционные пути.

2. Разное влияние

Греческая культура развивалась под влиянием крито-микенской цивилизации. Критская цивилизация, которая также известна как Минойская, придала культу Зевса сложную теологию и ритуалистику, в то время как Микенская цивилизация воспевала Зевса в качестве патриархальной доминирующей фигуры.

Культ Юпитера находился под влиянием религии этрусков, где был свой бог-громовержец - Тиния. Этруски понимали Тинию как бога-суверена и повелителя небес. Возможно, их взгляд повлиял на Юпитера как бога-покровителя Римского государства. Помимо Тинии римляне придавали Юпитеру качества прочих италийских божеств.

Тиния метает молнию, 5 век до н.э.
Тиния метает молнию, 5 век до н.э.

3. Разная власть

Греция не была единой страной, пока не появился Александр Македонский, который объединил греческие полисы в Эллинистическую империю. Зевс олицетворял власть и силу в греческих городах-государствах. Он был покровителем Элиды, где находилось главное для греков святилище - Олимпия. Именно в этом месте проводились Олимпийские игры каждые четыре года. Игры носили в первую очередь религиозный, а не спортивный характер. Элида была священным городом для греков, но не была ни политическим, ни экономическим центром.

Более могущественные греческие полисы находились под покровительством других богов. Афины и Сиракузы - под богиней Афиной, Спарта и Мегара - под Аполлоном, Коринф - под Посейдоном, Аргос и Самос - под Герой.

Юпитер олицетворял мощь Рима, главного города Римского царства, а затем республики и империи. Интересно, что именно при римлянах в Афинах был достроен крупнейший в Греции Храм Зевса Олимпийского.

Руины Олимпии
Руины Олимпии

4. Разница в управлении миром

Зевс в религии древних греков является царем богов. Он сидит на троне, держит скипетр, олицетворяет стабильность и власть. Молния как атрибут Зевса считается символом контроля и устранения хаоса. Молния - средство внезапного правосудия и озарения, поэтому Зевс почитался как судья и мудрец.

Орел Зевса олицетворял верховность бога и всеведение. Еще один символ - дуб, олицетворял силу и выносливость Зевса. Скипетр говорил о законности и порядке, которые устанавливал Зевс.

Теми же атрибутами владел Юпитер. Но они были посвящены римскому могуществу. Орел в римской иконографии означает не только всеведение Юпитера, но и римскую власть. Поэтому орел знаменовал римские штандарты - аквилы. Так подчеркивалась верность солдат Юпитеру и римскому государству.

Юпитер с орлом и скипетром в Эрмитаже, 1 век
Юпитер с орлом и скипетром в Эрмитаже, 1 век

5. Разные ценности

Зевс воплощал принципы гостеприимства, справедливости и умеренности, которые были важными проявлениями эллинской культуры и добродетели. Также Зевс олицетворял порядок космоса, который отражал веру греков в гармоничную и управляемую разумом Вселенную.

Юпитер воплощал мощь Рима и принцип "общественного дела" (республики). Также Юпитер символизировал моральную строгость (гравитас - сдержанность), долг (пиетас - благочестие) и власть (авторитас). Эти добродетели отражали дух римского общества, которое культивировало власть, закон и дисциплину.

6. Разные мифологии

В греческой мифологии Зевс предстает в роли отца, правителя, защитника и судьи. Самый известный миф, который прославляет Зевса, связан с титаномахией, когда боги-олимпийцы сразились с титанами. В эпической битве олимпийские боги под предводительством Зевса одолели старшее поколение богов, установив новый порядок.

"Падение Титанов" Корнелиса Корнелиссена
"Падение Титанов" Корнелиса Корнелиссена

В мифах Зевс имеет много романтических союзов, которые объясняют происхождение героев и богов. Эти мифы показывают непреодолимую волю и неограниченную власть Зевса.

В римской мифологии Юпитер участвует в тех же мифических сюжетах, однако он более величественен. Римляне делали акцент на функциях порядка и установления справедливости. В мифах Юпитер в большей степени связан с защитой Рима, установлением морали и договорных отношений. Через фигуру главного бога можно понять, что для римлян были важны ценности закона, святости государства и семьи.

Если говорить про титаномахию в мифе о Юпитере, то ее роль сводится к истории возникновения Рима, а не к универсальному порядку.

7. Различие в культе

Зевсу поклонялись во всей Греции, но, как было сказано выше, главное святилище Зевса находилось в Олимпии, где проводились Олимпийские игры. Лучшие атлеты Эллады соревновались в спортивных состязаниях, чтобы восславить бога-громовержца. Там же Зевсу приносили жертвы и чествовали его победу над титанами.

Культ Юпитера был связан с государственным благосостоянием. Главный храм находился в самом Риме - Храм Юпитера Оптимуса Максимуса, или Храм Юпитера Капитолийского (Капитолийский храм). Это был главный храм римлян, в котором проходили официальные жертвоприношения, чтобы Юпитер был благосклонен к Риму.

Капитолийский храм на барельефе 2 века, где император Марк Аврелий приносит жертву.
Капитолийский храм на барельефе 2 века, где император Марк Аврелий приносит жертву.

В честь Юпитера проходили Римские игры - Ludi Romani. Они включали спортивные состязания на колесницах и театральные представления. Как и Олимпийские игры, Римские игры носили религиозный характер, прославляя не только Юпитера, но и мощь Рима.

Таким образом, главная разница Зевса и Юпитера заключалось в политических функциях. Если Зевс был более универсальным божеством, то Юпитера связывали непосредственно с Римом и его величием. Это не значит, что Юпитер был локальным богом. При расширении империи культ Юпитера распространялся на всех новых землях. Если была возможность адаптировать его под местные культы, то Юпитер приобретал новое имя. Так, к примеру, сирийский бог грома Баал-Хадад стал Юпитером Долихеном.

⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.

⚡ Задать вопрос автору, читать дополнительные материалы о религии - в моем телеграме.