Древнегреческая религия была политеистической. Существовал целый пантеон богов и богинь, у каждого из которых были свои особые обязанности и сферы влияния. Зевс занимал самую вершину божественной иерархии и был известен грекам как царь или отец богов.
Происхождение Зевса
Зевс - очень древний бог. Его корни находят в хеттской и месопотамской культурах. Имя "Зевс" восходит к праиндоевропейскому языку (4500-2500 гг. до н.э.) и происходит от слов, связанных с небом и днём. Этот древний Зевс был известен как бог ясного неба.
Символы Зевса, молния и орел, усиливали фундаментальную ассоциацию с небом и стихиями. Но каков Зевс в древнегреческой религии?
Мифология греческого бога Зевса
Самым исчерпывающим источником о Зевсе является литературный памятник "Теогония" Гесиода, датируется 8 веком до н.э. История Зевса начинается с его отца Кроноса, царя титанов. Титаны были древними божествами, которые правили миром до того, как олимпийские боги заняли их место. Кронос, кастрировавший своего отца Урана, верил, что он тоже пострадает от рук своих детей. Поэтому он решил помешать своим детям полностью раскрыть свой потенциал, проглотив их, когда они родились.
Но у жены Кроноса Реи были другие планы. Она ухитрилась обмануть Кроноса, подав ему камень вместо родившегося Зевса. Кронос проглотил завернутый камень, а Зевса тайно вырастили на острове Крит.
Как только Зевс стал взрослым, его бабушка Гея обманом заставила Кроноса отрыгнуть всех его детей. Зевс с братьями и сестрами образовали могущественную группу. Вскоре они стали биться с ними и через 10 лет победили.
Некоторые источники сообщают, что после титаномахии случилась гигантомахия, в которой дети Кроноса победили гигантов с помощью Геракла. После Зевс стал царем богов и основал дом на горе Олимп. Именно здесь он распределил каждому олимпийскому божеству их обязанности и сферы влияния.
Но история Зевса на этом не закончилась. Он продолжал утверждать свое влияние как среди смертных, так и среди бессмертных. Многие из его мифологических историй связаны с обманом и изменами в отношении жены-сестры Геры. Общей темой его обмана было то, что Зевс менял свою форму с целью соблазнения прекраснейших людей (пол не имел значения).
В одной из таких историй Зевс превращается в белого быка, чтобы похитить финикийскую принцессу Европу. Европа видит быка, идущего по пляжу, и так очарована им, что запрыгивает ему на спину. Бык немедленно поворачивается и бежит в море, унося принцессу на остров Крит. Здесь бык являет себя Зевсом. Позже Европа родит ему трех сыновей.
Похожая история произошла с Ледой, прекрасной царицей Спарты. Однажды ночью Зевс явился ей в образе лебедя. После Леда вынесла два яйца, из которых вылупились самая красивая женщина в мире Елена Прекрасная и мальчик Полидевк. Для древних греков эти истории подчеркивали силу и мужественность Зевса.
Символы и сферы влияния Зевса
В древнегреческой религии символы помогали установить божественную идентичность богов. Затем символы были подкреплены художественными образами: скульптура, поэзия и театральные пьесы.
Символами Зевса являются молния, орел и дуб. Они связаны с властью и силой. Из-за своей божественной коннотации молния рассматривалась греками как важное метеорологическое событие, а места, пораженные молнией, считались священными.
В литературе Зевс описывается эпитетами, связанными с громом, молнией и облаками. Поэт Гомер описывает верховного бога как собирателя облаков, напоминая древний образ Зевса как небесного бога. Древнегреческий историк Геродот отождествляет Зевса с небесным богом персов Ахура-Маздой, говоря, что для них священными являются вершины гор.
Считалось, что Зевс находится в центре всех человеческих дел, и, как подчеркивается в приведенной ниже цитате древнегреческого поэта, его основными сферами влияния были правосудие и судьба. Также Зевс считался защитником наиболее ущемленных слоев общества.
"По воле, мальчик, Зевса тяжкогромного
Конец приходит к смертному. Не сами мы
Судьбу решаем нашу. Кратковечные,
Как овцы, мы проводим жизнь, не ведая,
Какой конец нам бог готовит каждому".
Семонид Аморгосский, "Фрагменты"
Поэт Гомер пишет в "Одиссее", как царевна феаков Навсикая приютила Одиссея, так как скитальцы посылаются самим Зевсом:
"Шумного моря, и редко нас кто из людей посещает.
Ныне же встретился нам злополучный, бездомный скиталец:
Помощь ему оказать мы должны - к нам Зевс посылает
Нищих и странников; дар и убогий Зевсу угоден.
Страннику пищи с питьем принести поспешите, подруги..."
Гомер, "Одиссея", книга 6
Божественные эпитеты Зевса
Для прояснения обязанностей Зевса ему приписывали различные эпитеты. Многие из этих эпитетов были связаны с его ролью защитника. Зевсу поклонялись как защитнику города во время политических и гражданских беспорядков, поэтому его звали "Зевс Полий" (Зевс города). Также его звали "Зевс Сотер", так как он защищал от стихийных бедствий. С распространением христианства этот эпитет перешел к Иисуса, ведь "Сотер" переводится как "Спаситель".
Зевса также звали "Ктесий", потому что он защищал домашний очаг. Для земледельцев важной ипостасью был Зевс Омбрий, дарующий дождь и благословляющий урожай. Вдобавок, Зевс отвечал за дружбу между людьми и сообществами - Зевс Филиос.
Праздники в честь Зевса
Мы можем узнать больше о Зевсе, изучив различные способы поклонения древних греков. Праздники были одной из самых важных форм поклонения богам. Праздники в честь Зевса были широко распространены и не ограничивались одним конкретным городом или районом Греции.
В Афинах проходил сотерии, фестивали в честь Зевса Сотера и богини Афины Сотейры как защитников города. Кульминацией фестиваля были жертвоприношения богам.
Каждый февраль афиняне праздновали Диазию, фестиваль умиротворения в честь Зевса Мейлихия. Эпитет связан с подземным миром и образом змеи. Во время праздника устраивали пиршества, а детям дарили подарки.
Олимпийские игры, впервые проведенные в 776 году до н.э., были самым известным и широко посещаемым праздником бога Зевса. Олимпийские игры были не просто спортивным состязанием атлетов, они также имели большое религиозное значение для греков. В Олимпии находилось самое священное для Зевса место — роща Алтиса. Начиная с 6-го века до н.э. спортсмены и власти городов возводили в Алтисе статуи, посвященные Зевсу.
Начало Игр ознаменовалось огромным жертвоприношением в Храме Зевса Олимпийского. Внутри этого храма находилась знаменитая статуя Зевса, которая стала одним из Семи чудес Древнего мира. К сожалению, статуя не сохранилась, но древние источники свидетельствуют, что ее высота составляла почти 13 метров. Созданная великим скульптором 5-го века до н.э. Фидием, статуя была сделана из золота и слоновой кости.
Оракул Зевса в Додоне
Оракулы играли важную роль в древнегреческой религии, поскольку они связывали смертных с богами. Одним из старейших и самых престижных оракулов в Греции был оракул Зевса в Додоне. Там искали божественное слово и пророчества Зевса. Также это древнее место принадлежало богине Дионе, матери Афродиты.
Древние источники сообщают нам, что Зевс передал свои пророчества в Додоне через листья священного дуба. Дуб был, как сообщалось выше, одним из символов Зевса. Также считается, что бог говорил через голубей, живущих в кроне дуба.
Таким был Зевс, глава олимпийского пантена.