На примере я покажу вам, как именно работает Когнитивная терапия и докажу почему её может быть недостаточно.
"Я слышала от мамы: "В кого ты такая косоручка"... У меня должно было всё получаться с первого раза ..."
Лена обратилась с такой проблемой.
"Я слышала от мамы: "В кого ты такая косоручка"... У меня должно было все получаться с первого раза ..."
- Елена, как это мамино послание влияет на вас сейчас?
- Я тревожусь из-за того, ЧТО обо мне подумают люди, если я сделаю что-то не так. Боюсь, что окажусь для них плохой.
- Вы окажетесь для них плохой, и что тогда?
- Я плохая для них, я не достойна чтоб со мной общались, меня не приняли, внутри дискомфорт, сразу испуг, страх, я сжимаюсь. Общаться не хочется, так как мне с ними некомфортно, я тогда с ними просто нахожусь, но молчу, либо ухожу.
- Елена, вы не достойны, вас не примут и что дальше?
- А дальше нет ни с кем общения...Я одна в своем домике, доживаю старость с котом))
- А какое это имеет отношение к тому, что вы косоручка?
- Я косоручка - значит плохая - плохих не выбирают - в старости с котом.
(Обратите внимание на эту сверхценную для Елены цепочку, которую можно назвать и негативной установкой, и паттерном, и жизненным сценарием, и когнитивным искажением, и иррациональным верованием. У всех нас есть похожая цепочка: «Я такая-то - Значит, я плохая - Значит, я не достойна лучшего!»)
- На сколько по 10-балльной шкале вы в это верите?
- На 7. И эти вопросы раздражают, у меня бунт.
- Это потому что сейчас у вас проявляется Внутренний ребёнок, которому не нравится, не хочется...
- Соглашусь и прям полезли эмоции: грудь, горло, гримаса на лице ...слезы встали , но их нет.
- Елена, так представляете, как это хорошо? Это и есть терапия. И вам через это надо пройти. Смысл в том, чтобы принять это: "Я состарюсь одна". Пропустить это через себя. И понять, что мир от этого не разрушится. Давайте вернёмся к цепочке "Косоручка -Плохая - Одиночество". Попробуйте мне доказать, что если человек косоручка, то он плохой. Приведите факты, примеры.
- Не так приготовила, не так нарезала, не так сказала - упрёки - чувство вины - игнорирование меня (нет внимания, молчанка).
- Это понятно. Я прошу привести мне доказательства с точки зрения социума и Вселенной.
- Ну если так глобально смотреть, не касаемо меня, то, конечно же, нет таких примеров.
- Всё касается вас и на всё надо смотреть не глазами мамы, а из масштаба космоса) Кто придумал критерии того, как правильно? Где их можно прочитать?
- Нигде и никто....я так всегда и отвечала - покажи мне книжку, где написано, что вот так правильно резать, а вот так нет.... Это в ее голове.
- Если критериев нет и это в ЕЁ голове, то почему это продолжает жить в вашей голове?
- Внедрилось)
- Елена, это правда, что вы косоручка?
- Мешкаюсь с ответом.... лезут мысли - ну ведь да, там накосячила, это не получилось.... но с другой стороны это оценка мамы не моя.... я рассуждаю так: мы учимся ходить, падая и снова вставая, научаемся ходьбе по мере проб и падений и потом уверено ходим и бегаем.... МОЙ ответ - нет! Ошибка - это не плохо, это опыт!
- Вот прямо сейчас кладёте руку на грудь и говорите вслух: "Мама, я возвращаю тебе твой подарок. У тебя было благое намерение - сделать меня лучше. Спасибо тебе. Но мне это не надо. Это не моё! Это твоё!"
- Делаю.
- На сколько баллов сейчас вы верите, что если вы косоручка, что плохая и останетесь одна?
- Наверно, на той же позиции, на 7, так как сложно себя отсоединить от маминых посланий.
- Ок. Завершающий вопрос. Вот я тоже косоручка, причём самая настоящая. Я плохая?
- Нееет.
- Почему? Как вы решаете в отношении кого ваша схема правильная, а в отношении кого нет?
- Потому что я не обращаю внимание у других людей на то, на что обращала мама и критиковала.
- Вот именно. Другие люди тоже не обращают на вас плохое внимание, они заняты СВОИМИ комплексами. И ещё: как вы думаете, сколько на нашей планете косоручек, которые при этом счастливы?
От такой непростой беседы Елена устала. И мы продолжили уже на следующий день в личной беседе.
Вот смотрите, вроде бы хорошо разобрали мозг.
Но этого всё равно оказывается недостаточно.
Именно поэтому я всегда иду глубже и дальше. В ТЕЛО!!! И это уже эмоционально-образная, телесная терапии, схема-терапия.
И в случае с родителями, без сепарации не обойтись. Слишком сильно впитываются в мозг родительские послания.
Я дала Елене домашнее задание, которое является в Когнитивной терапии чуть ли не самым важным условием:
- Сделать сильную психотерапевтичную технику ДПДГ (EMDR) - Десенсибилизация посредством глаз.
- Понять вторичные выгоды, почему Лена продолжает сама держаться за эту установку.
- Написать эссе: "Косоручка не значит плохая, потому что..."
- Самое главное, без чего нет терапии, - специально делать что-то плохо, "косоруча" при этом.
- В таких ситуациях всегда есть элемент гордыни и персонализации. "На меня обратили внимание... неважно по какому поводу. Я в центре внимания". Да людям самим до себя сейчас, а не до ваших промахов. Важно подумать и об этом.