Найти тему
"Хомо люденс"

«Иван Васильевич…»: 4 ляпа с напитком царя

Оглавление

Из комедий нового не снимают – такого, чтоб смеяться, как раньше: не просто улыбнуться, но кататься по полу, хватаясь за животик. Поэтому пересматриваем до дыр любимые комедии СССР. А чем чаще что-то смотришь – тем больше замечаешь плюсов и минусов.

Не обошлось без огрехов и в замечательных советских комедиях Леонида Гайдая.

Из-за этих огрехов мы не будем любить меньше фильмы этого одного из лучших режиссеров СССР и даже мирового кино. Напротив: чем дороже тебе что-то – тем больше нюансов ты в нем отмечаешь.

По этому принципу можно разглядеть 4 ляпа в «Иване Васильевиче…», связанных конкретно с напитком, которым советский инженер Тимофеев угощал великого князя московского и всея Руси.

1. Ляп исторический

Кадр из советской комедии Гайдая
Кадр из советской комедии Гайдая

В принципе, сам напиток существовал еще до Иоанна Васильевича. Однако в эпоху Грозного его принимать могли исключительно в качестве целительного, но уж никак не в качестве увеселительного.

И назвать его так, как царь назвал в фильме, не мог. Слово «вoдкa» в его времена еще не было придумано. В нашей стране его начали использовать не ранее XVII в., т. е. через век после жизни Грозного.

Нет-нет, конечно, производство (ну, это «если б гнать не из опилок») зародилось еще в Древнем Египте и Древней же Греции. Так, алхимики Александрии в I в. упоминали о дистилляции неких веществ.

Да-да, теория, будто этот напиток первым получил Дмитрий Менделеев, – заблуждение, городская легенда. Великий химик прославился другими значимыми открытиями.
К созданию же и усовершенствованию «беленькой» он никакого отношения не имел. Разве что можно за уши подтянуть некоторые его работы о взаимодействии этанола с водой, и то лишь опосредованно.

Отечественный историк с говорящей фамилией Вильям Похлебкин доказывает, что впервые «горящий напиток» на Руси стали производить в 1440–1470-х гг. в одном из монастырей. Но до 40° он не дотягивал даже близко.

Другие ученые критикуют Похлебкина, ворча, что он не обосновывает свои выводы ссылками на исторические документы. К примеру, по мнению российского историка Александра Пиджакова, лишь в 1510-х гг. стали делать «из овса… жгучую жидкость…», и то немассово и неповседневно, но лишь «чтобы спастись… от холода».

Итак, термина царь уж точно не мог знать. Слово и торговое наименование «вoдкa» в том смысле, в каком оно произносилось в комедии Гайдая, прижилось лишь в XIX в. А до этого использовали другие названия: «вино хлебное», «вино куреное» и т. п.

Кстати, «кабаки», в которых при Грозном продавали это хмельное, тоже обозначали непривычным для Руси словом, пришедшим от татар, у которых так называли любую харчевню. Процесс же производства сей жидкости именовали «курить вино».

Как ни крути – термина, произнесенного кино-Грозным, при жизни его прототипа в ходу не было. Как утверждает российский исследователь Евгений Архаевский, «под понятие "вoдкa" тогда подпадали различные травные, ягодные, фруктовые настойки».

Однако сценариста можно реабилитировать. Дело в том, что это слово в кадре Грозный произнес не сам, а лишь вслед за Шуриком, который начал тему, спросив: «Вы водку пьете?»

Впрочем, на этом адвокатура заканчивается – царь уж очень быстро среагировал в нужном ключе: «Анисовую?», словно бы он прекрасно знал, о чем именно идет речь.

Вывод: Рюрикович не смог бы понять вопрос Сергеевича, а если бы реагировал лишь на интонацию изобретателя (догадался, что речь – о чем-то веселящем), то не смог бы уточнить насчет анисовой. Великий князь московский и всея Руси:

  • как минимум – был бы удивлен, что ему предлагают целебное снадобье;
  • как максимум – заподозрил бы, что новый знакомый хочет его отравить.

В связи с этим предложение «отведай ты из моего кубка» становится даже более понятно…

Кадр из советской комедии Гайдая
Кадр из советской комедии Гайдая

2. Ляп этикета

Помимо собственно истории, был тут ляп субординации. Условно говоря.

Наш Шурик:

  • жил при социализме по принципу «все равны»,

плюс

  • будучи изобретателем столь сложного и важного объекта, как машина времени, наверняка вращался в высокопоставленных кругах и привык, что его уважают и высоко ценят, а потому можно быть чуть ли с любым на равных,

=> поэтому мог себе позволить этак запросто обратиться к царю с предложением в духе другой советской комедии – «а не хлопнуть ли нам по рюмашке?»

Но Иван-то Васильевич был великим государем. Причем не просто так прозванным Грозным. Он должен был воспринять предложение нового знакомого как обиду, а то и оскорбление. По правилам этикета предлагать и подавать царю кушанья и напитки мог исключительно проверенный виночерпий либо человек очень высокого статуса.

Тут, правда, можно вспомнить, что царь щедро назвал Тимофеева боярином. Однако будем честны: это был или комплимент Шурику, или подтягивание за уши, или очередной ляп. Ну, не выглядел наш инженер на этот статус.

Тем более что, по меркам Рюриковича, у Сергеевича были для высокого статуса хлипковатыми:

  • жилье – «Да-а… хоромы-то тесные… Конечно, не царские палаты»;
  • занятие – «У меня вот тоже один такой был. Крылья сделал... Я его на бочку с порохом посадил. Пущай полетает».

Это мы с вами обожаем и комедии Гайдая, и его главного героя – Шурика. Но реальный человек из средневековой Руси не мог иметь такого же отношения к нему.

3. Ляп криминальный

В пару к виночерпию можно вспомнить ключницу. И с ней в фильме неувязка вышла.

Кадр из советского фильма Гайдая
Кадр из советского фильма Гайдая

Ключницами до Ивана Грозного, во время его жизни и после него были служанки, названные так по их главной функции: они хранили ключи от разных помещений дома.

Также во многом это были доверенные лица хозяев, выполнявшие их деликатные просьбы.

Среди прочего их могли просить изготавливать напитки из фруктов, ягод, варений и т. п., которые начали бродить. Чтобы добро не пропало, всё это перегоняли, добавляя градусов к тем, которые уже успевали возникнуть естественным образом.

Однако вот ведь незадача: реальный Иван Васильевич – мало того, что первым повелел официально на Руси производить хлебное вино, так ведь еще и установил монополию государства на это дело. Изготавливать можно было только для кабаков, и любой кабатчик обязан был платить налог.

Поэтому некая ключница, самопально варившая такой напиток вразрез с монополией, могла бы по тем временам приравниваться к героям другой комедии Гайдая – «Самогонщики», главным преступлением которых по большому счету являлось не спаивание населения, а конкуренция с государством (за покупку бутылки в магазине гражданина никто не винил, сотрудничество же с частниками каралось).

Если бы Грозному попалась этакая нелегалка, он наверняка отнесся бы к ней и к распространителю ее продуктов самым строгим образом.

4. И по мелочи – ляп визуальный

Тот, кто особо внимательно и тщательно приглядывался к ленте, замечал нестыковку с посудой во время короткого застолья царя с инженером.

Там пресловутый напиток, о который мы тут весело копья ломаем, испарялся из рюмки сам собой, причем в мгновение ока.

Вот только что водка была, никто ее не трогал – но уже в следующем кадре Иоанн Васильевич вновь ее наливал туда же.

Вы помните: Тимофеев поставил рюмку, налитую до краев, на стол, и ушел; пока его не было, царь налил из графина в ту же самую рюмку, которая почему-то оказалась пустой.

Впрочем, не будем придираться. Лучше вспомним цитату из еще одной советской комедии: «Джонни, сделай монтаж!»

________________

Ясно, что Гайдай снимал комедию, а не исторический фильм. Поэтому в сюжет и просочились этакие вот мелочи, которые сам фильм нисколько хуже не сделали.

П. с. Дорогие читатели, а какие ляпы можете назвать вы?

И в развитие темы читайте «Кем был Феофан при царе в "Иване Васильевиче…"», плюс «Существовала ли на самом деле "Кемска волость" и смел ли посол Швеции так говорить с русским царем», а также «Почему Иван Грозный "Казань брал, Астрахань брал", а Крым – нет», ну и на другую тему, но по близкому принципу – «7,5 ляпов с рисунком, которые рушат весь сюжет "Титаника"».

#кино #история #цари #биографии #история_России #культура #юмор