Найти в Дзене

Подмосковная школа Петербургской знаменитости

В первом десятилетии прошлого века в Петербурге необычайную популярность приобрела мода использовать в архитектурном декоре художественную керамику. На какой-то едва уловимый момент она даже стала непременным атрибутом столичного модерна. А главным и самым популярным поставщиком подобной продукции выступило художественно-керамическое производство «Гельдвейн-Ваулин» разместившееся недалеко от Петербурга. Там делали практически все. От печей и декоративных фризов до масштабного керамического убранства столичной соборной мечети. Впрочем, настоящей родиной стильной «ваулинской» керамики была отнюдь не российская столица…

В 1890-м уже достаточно известного в профессиональных кругах костромского мастера Петра Кузьмича Ваулина пригласил Савва Иванович Мамонтов для создания собственной керамической мастерской в своём подмосковном имении Абрамцево. Именно там судьба свела Петра Кузьмича с Михаилом Александровичем Врубелем и переоценить значение этой встречи стало практически невозможно. Благодаря талантливым и необычным эскизам Михаила Александровича даже вроде бы совсем простые печные изразцы вдруг стали выглядеть удивительно современно и… модно.

-2

-3

-4

-5

-6

-7

-8

-9

Со временем скромная «дружеская» мастерская превратится в солидное московское производство сохранившее название мамонтовского имения - «Абрамцево». А Пётр Кузьмич Ваулин пойдёт своим путём…

Уже будучи состоятельным предпринимателем и владельцем собственной мастерской Ваулин продолжал сотрудничество с самыми известными художниками своего времени. Рерих, Коровин, Серов… Хотя главным «художественным партерном» для Петра Кузьмича вплоть до самой трагической своей кончины останется конечно Врубель. Ваулин высоко ценил работы других талантливых художников, но прекрасно знал - то, что делал Врубель и как он это делал, повторить было просто невозможно…

Любопытно, что, ещё до создания собственного неповторимого стиля, в имении Мамонтова художественная керамика в достаточно большом масштабе была использована при отделке знаменитой абрамцевской «бани-теремка». Вся она, включая весьма приметную печь, была сделана в мастерской Леопольда Бонафеде… в Петербурге. 

-10

Такая вот история.