Найти тему

Фискальный регистратор как основа автоматизации.

Оглавление

Доброго времени суток вам!

В данной статье будет собрана основная информация по организации рабочего места кассира и некоторые нюансы по оборудованию, которые будут полезны.

Статья предназначена в первую очередь для тех, кто в первый раз организует рабочее место с фискальным регистратором. Приступим.

Итак, вы понимаете, что, для комфортной работы, быстрого обслуживания клиентов и сбора информации по вашей деятельности (для учета), вам требуется рабочее место с компьютером, фискальным регистратором и периферийным оборудованием. А это значит, что необходимо разобраться, что и как подобрать.

Кассовый компьютер. (на чем предстоит работать?)

Основа автоматизации точки продаж, по другому не сказать. Кассовый компьютер - это, собственно, и есть компьютер. Однако возникает проблема выбора, связанная с дороговизной и тем фактом, что не у всех есть время разбираться в том, какие должны быть "железки" по характеристикам. Потому в первую очередь рассмотрим готовые решения для бизнеса.

Кассовые компьютеры или POS-терминалы.

На нашем рынке немало решений данного вопроса. Крупные производители кассовых аппаратов делают такие компьютеры. Также есть компании, в основном занимающиеся именно кассовыми компьютерами.

Все компьютеры должны быть на Win. Иначе есть огромная вероятность, что вы не запустите точку. Если перефразировать, то получается, что точка продаж с компьютером стопроцентно должна быть на Windows.

Соответственно, тут тоже есть разделение на виды:

1. Pos-терминалы.

Это моноблоки. Могут быть как довольно миниатюрными, так и достаточно крупными. Такое решение удобно в случае, если Ваша система автоматизации поддерживает работу с сенсорными экранами. Точнее, если система разрабатывалась с учетом возможности работы на сенсорном экране. Потому как все Pos-терминалы являются сенсорными. Это не значит, что вы не можете подключить мышку и клавиатуру, но зачем занимать драгоценные USB порты, в которые можно подключить периферийное оборудование.

Pos-терминал Атол jazz 16.
Pos-терминал Атол jazz 16.

Все они продаются поставщиком систем автоматизации согласно техническим требованиям на данный момент, с запасом. Это значит, что система на таком компьютере точно запустится и будет работать стабильно.

Большая часть таких компьютеров подключается к интернету именно кабелем (Ethernet, порт rj-45), но есть решения, что умеют также работать через Wi-fi. Это необходимо уточнять перед приобретением. Однако, необходимо также понимать, что Wi-fi - это нестабильное подключение, оно не обеспечивает полную бесперебойность подключения. Потому проводное подключение к интернету предпочтительнее.
Тем не менее, введу того, что локальное приложение может работать и без интернета, кассовый аппарат позволит вам работать без отправки чеков ровно один месяц с даты первого неотправленного чека. Бывали случаи, когда не было никакого другого решения в плане интернета, кроме как подключить модем. Соответственно, модем подключался к компьютеру раз в две недели для отправки чеков. Чеки имеют малый объем по памяти, потому такое решение применимо в крайних случаях.

Также есть терминалы, что имеют в комплекте считыватели карт, потому вы сможете организовать доступ к рабочему месту по пропускам.

Также имеются и COM порты для подключения периферийного оборудования, а производитель дает гарантию на свое оборудование.

Также к ним можно подключать экраны для покупателей, многие компании выпускают терминалы со специальной съемной крышкой, куда ставится второй экран.

Pos-компьютеры и неттопы.

Это миниатюрные компьютеры, которые не имеют экрана. Тоже представляют собой моноблок. Экран к ним необходимо будет подключать свой, но, зато, можно организовать свое рабочее место по своему вкусу. Например, у данных моноблоков есть крепления, можно прикрутить его к крышке стола. Отличие от обычного компьютера заключается в том, что имеются COM порты, которых нет на современных материнских платах домашних компьютеров.

Такое решение позволяет иметь большую гибкость в настройке рабочего места, однако, скорее всего, это будет решение без сенсорного экрана, с клавиатурой и мышкой, что может быть неудобно в плане постановки терминалов в кафе.

Собственное решение.

Естественно, никто не запрещает вам собрать собственное рабочее место в плане компьютера. Однако, тут не подойдет абы какой компьютер. Необходимо рабочее место с избытком портов и с запасом, хотя бы небольшим, чтобы комфортно работать с системой автоматизации. Системные требования системы автоматизации необходимо уточнять перед сборкой собственного компьютера (или приобретения готового решения из домашних ПК). Тогда Вы обеспечите себе прокладку, позволяющую не беспокоиться сверх меры.

Собственный компьютер будет на Вашей ответственности. То есть, компания, которая будет заниматься вашей точкой продаж (настройкой оборудования, рабочего места), не будет нести ответственности за брак в вашем компьютере, или если оно не будет соответствовать требованием системы. А в случае поломки, ремонт организовывать придется также вам.

Отдельно стоит отметить, что покупное решение можно поставить на техническое обслуживание. Компания возьмется за отслеживания состояния оборудования, а в случае поломки, будет заниматься ремонтом. С собственными решениями такой вариант ограничен, то есть компания не возьмет ваш компьютер на обслуживание и не будет обеспечивать дополнительные гарантии.

В итоге же, для автоматизации точки продаж может подойти и ноутбук. Главное, чтобы он соответствовал техническим требованиям.

Периферия.

В рамках точки продаж может быть поставлено большое количество периферийного оборудования. Начиная от сканеров штрихкодов, самого частого периферийного оборудования, кроме самой кассы, и заканчивая дополнительными средствами аутентификации сотрудников по отпечатку пальца.

Далее рассмотрим различные решения и как их подбирать.

1. Сканер штрихкода.

Сканера штрихкодов бывают разные. Есть проводные, есть беспроводные. Есть одномерные, есть двухмерные. Что это все значит и что выбрать - далее.

Начнем с одномерных и двумерных сканеров.

Одномерные сканера - постепенно вымирающий вид сканеров, введу того, что они могут сканировать только линейные штрихкоды (не QR-коды), а именно - EAN-13, UPS, CODE-39 и далее, их много различных. Такие сканера могут быть полезны компаниям, которые не работают и не собираются работать с маркировкой. Они дешевле двумерных сканеров и аналогов. Имеются как проводные, так и беспроводные решения, зачастую используются в рамках складов для инвентаризаций, реже на самих точках продаж.

Могут работать как в клавиатурном режиме, так и CОМ-режиме. Отличие заключается в том, что в клавиатурном режиме система воспринимает сканер - как клавиатуру, считывая символы штрихкода в строку. В СОМ режиме сканер подключается к системе непосредственно, но для настройки потребуется дополнительный драйвер. Ваше внимание на данный нюанс я обращаю потому, что есть линейные одномерные сканера, что не умеют работать в СОМ режиме. Обратите на это внимание при приобретении.

Виды штрих-кодов.
Виды штрих-кодов.

Двумерные сканера - более новые в технологическом плане решение. Они необходимы в первую очередь тем, кто работает с маркировкой. В прочем, они реагируют быстрее, чем одномерные сканера, их можно спокойно приобретать для Вашей работы в любом случае. Внимание нужно обращать больше на то, с чем Вам предстоит работать.

Личным моим предпочтением в работе были и остаются сканера Newland Marline, введу их стабильности, простоты настройки и работы в более сложных условиях (при недостаточном освещении, например). И это при том, что они достаточно дешевые, не сильно дороже аналогов от Mertech, что отличаются "вредностью" к условиям работы.

Провод или нет?

Выбор проводного решения, как был так и остается более стабильным решением введу того, что меньше вероятности, что сканер прекратит работу. Так беспроводные сканера могут отключиться, если их вовремя не зарядить, могут быть проблемы с работой модуля беспроводного подключения и потребуется донастройка специалистом.

Однако, никто не говорит, что беспроводное решение - плохое. Опять же, проблемы больше связаны с человеческим фактором. Неудобства также будут, если взяли проводной сканер на рабочее место, где необходимо обходить стойки для сканирования товара, в таких случаях беспроводной сканер намного удобнее.

Опять же, предостерегаю Вас от желания выбрать более дешевое решение, заказав сканер с Озона, например, поскольку в таком случае у Вас не будет гарантий при возможных проблемах.

Принтеры чеков.

Принтеры чеков - оборудование для печати дополнительных информационных чеков. Необходимы в основном для организации рабочего места кафе и ресторанов. Их ставят на кухне для уведомления поваров о новых заказах. Многие системы могут учитывать разные цеха производства, будь то горячий или холодный цех. К одному рабочему месту можно подключать неограниченное количество принтеров чеков, скажем, один на кассе для печати счетов Ваших гостей, а также по одному на каждый цех производства на вашей кухне.

При выборе принтера нужно учитывать его технические возможности, а именно:

1. Ширину ленты.

Широкая лента позволит печатать заказы большего размера, описание заказа будет лучше различимо для поваров.

2. Формат подключения принтера.

Принтера можно подключать по USB, это базовый способ подключения.

Можно подключать по Ethernet, но необходимо убедиться перед приобретением, что выбранная Вами модель поддерживает данный форма.

Помимо этого, есть возможность подключать принтеры по Bluetooth или Wi-fi, опять же, вначале необходимо убедиться, что выбранная модель поддерживает данное подключение.

3. Наличие автоотрезчика.

Есть недорогие модели, что не имеют автоотреза, однако, если в этом нет необходимости, то и брать более дорогую модель нет смысла. Автоотрезчик более удобен при большом "потоке", когда необходимо разделять заказы даже на физическом уровне.

При выборе принтера для Вашей точки, лучше всего остановиться на одной конкретной модели, поскольку драйвера принтеров чеков могут конфликтовать друг с другом, а это означает, что есть вероятность не подключить принтер другого производителя, если уже установлен принтер первого.

Помимо этого, предостерегаю от приобретения китайских принтеров и принтеров, производители которых неизвестны поставщику вашей учетной системы. Это может повлечь за собой проблемы при настройке и работе.

Принтеры этикеток.

Принтеры чеков и принтеры этикеток - это разное оборудование, не стоит их путать.

Принтеры этикеток используются для печати ценников и этикеток. Их использование может понадобиться, если вы самостоятельно фасуете товар, занимаетесь обклейкой Вашего товара или маркируете товар, который производите.

Бывают двух видов:

1. Термопечатающие (принтеры с термопечатью) - классические принтеры. Этикетки данных принтеров подвержены большему выгоранию, может использоваться обычная этикетка, может глянцевая (более дорогая версия этикеток, что используется для второго вида принтеров этикеток).

2. Термотрансферные (принтеры с термотрансфером) - принтеры, что используют при печати специальную ленту, которая наплавляется на символы при печати, эта лента называется "рибон". Такие принтеры могут печатать как в классическом режиме, обычной печатью, так и с термотрансфером - используя рибон.

Термотрансферные этикетки более живучие, они медленнее выгорают, а потому используются всеми производителями маркированных товаров, что обклеивают свою продукцию этикетками, а не печатают код маркировки на упаковке.

При приобретении принтера этикеток, помимо формата его работы, описанного чуть выше, также необходимо учитывать следующие моменты:

1. Пропускную ширину принтера.

Это необходимо для возможности использовать различные размеры этикеток. Так, начав печатать на одном формате этикеток, в итоге Вы можете принять решение сделать этикетки большего размера, чтобы наносить больше информации, скажем, об акциях или продукте (товаре).

2. Детализацию печати принтера.

Для печати маленьких этикеток, размером 20х20мм, необходимо более детализированная печать, поскольку распечатанная информация на такой этикетке может быть как не читаема, так и не считываема сканером. В технических характеристиках этот момент обозначен как dpi. Чем выше число - тем больше детализация.

3. Скорость печати этикеток.

Для оклеивания небольшого количества товара может и не потребоваться высокая скорость печати, что позволяет выбрать более дешевое решение. Тогда как большие объемы требуют большую скорость печати.

Принтеры этикеток настраиваются с использованием собственного драйвера, помимо подключения оборудования, необходимо также будет настроить параметры печати, чтобы принтер выдавал качественные этикетки.

Электронные весы.

Электронные весы также различаются по типам. Основное различие следующее:

1. Торговые.

Используются для работы с весовым товаром или метизами, могут как подключаться к компьютеру, так и быть автономными, тогда кассиру понадобится вручную указывать вес товара при продаже.

Подключаемые к компьютеру весы могут подключаться как по USB, так и проводом СОМ формата, потому необходимо проверять формат подключения весов и наличие необходимого разъема на вашем рабочем месте.

Также могут быть с или без экрана для клиента.

2. С печатью этикеток.

Используются при работе с фасовкой, а также при продаже весового товара с оклейкой пакетов. Зависит от формата Вашей точки продаж.

Также могут подключаться к компьютеру по USB, COM порту, а также по Ethernet и Wi-fi, но необходимо обязательно проверять, имеется ли такая возможность у выбранной Вами модели. Убедитесь, что выбранное Вами оборудование соответствует техническим ожиданиям, потому как многие весы с печатью этикеток не подключаются к рабочему месту.

Денежные ящики.

При выборе денежного ящика у Вас также будет выбор. Есть два формата денежных ящиков - механические и электронные.

Механические денежные ящики не подключаются к кассовому аппарату для автоматического открытия, открытие производится вручную.

Электронные денежные ящики же могут работать как механические, так и подключаться к кассовому аппарата (не компьютеру, а именно фискальному регистратору. В редких случаях - к принтеру этикеток).

При выборе электронного денежного ящика желательно выбирать модель того же производителя, что и кассовый аппарат, поскольку у разных производителей может отличаться полярность при подключении ящика. А также проверить выходящую мощность разъема для денежного ящика на кассовом аппарате. Так, если у кассового аппарата выходящая мощность 12v, а у ящика - 24v, то ящик не будет работать. Эту характеристику необходимо уточнять при приобретении оборудования.

Это основное периферийное оборудование, которое подключается к рабочему месту кассира, к вашему компьютеру. Крупные производители, как Атол, производят как кассовые аппараты, так и кассовые компьютеры вместе с периферийным оборудованием, потому можно приобрести все оборудование от одного производителя, обеспечив себе взаимодействие между этим оборудованием.

В любом случае, желательно, чтобы подбором оборудования под Ваш кейс занимался специалист, инженер компании, в которой Вы приобретаете оборудование и систему автоматизации.

Данная же статья составлена для ознакомления вас с тем, что необходимо выбрать и для каких условий.

Спасибо за внимание.