Микромодель НЛУ или Пирамида Дилтса – иерархическая модель из взаимно влияющих друг на друга логических уровней, помогающая выявлять причины проблем и найти нужное решение для их устранения.
Данная модель применяется в индивидуальных запросах:
- Для обследования реальности клиента.
- Для понимания того, какие ресурсы уже есть в жизни клиента и насколько, в какой мере они им используются для достижения результатов.
- Для осознания клиентом того, кто он и зачем осуществляет ту или иную деятельность, зачем и ради чего живет.
- Данная модель может стать хорошей опорой в смыслопорождении и осмыслении того, как миссия может поддержать клиента в достижении его целей, как вышестоящие уровни влияют и организуют уровни нижнего порядка.
В бизнес-коучинге Пирамида НЛУ:
- Позволяет описать уровни организации, увидеть и осознать, что есть на каждом уровне.
- Подсветит, что на каждом уровне необходимо предпринять, чтобы компания (отдел или подразделение) качественно работали.
Модель Дилтса позволяет наглядно увидеть, что решение проблемы всегда находится на один-два уровня выше самой проблемы.
Алгоритм работы
Порядок работы с Пирамидой Дилтса простой и состоит из нескольких шагов:
- Формулировка и прояснение запроса.
- Последовательно подняться по пирамиде (от уровня "Окружения" до уровня "Миссия"), чтобы определить уровень, на котором расположен затык/проблема/несоответствие.
- Найти уровень, где находится решение.
- Определиться с действиями, которые приведут к нужным изменениям для решения проблемы.
- Пройти по пирамиде в обратном направлении сверху вниз, чтобы убедиться в правильности решения.
Вопросы по уровням:
- Окружение. Что тебя окружает? Кто тебя окружает? Что? Где? Когда?
- Поведение. Опиши, что ты при этом делаешь? Чем ты занимаешься в этом окружении? Что ты конкретно делаешь?
- Способности. Как ты действуешь? Какими навыками, знаниями, умениями ты обладаешь? Что помогает тебе действовать данным образом?
- Убеждения и ценности. Зачем ты это делаешь? Почему ты это делаешь? Какие твои убеждения стоят за твоими действиями? Какие твои ценности проявляются в этом?
- Роль. Какова твоя роль во всем этом? Кто ты? Какой метафорой или образом ты мог бы описать свою роль?
- Сверхцель, миссия. Ради чего большего все это? Ради кого? Ради какой большой цели это нужно? Представь, что ты достиг желаемого, что там дальше?
Нюансы работы по технике:
- Клиент должен физически перемещаться по ступеням пирамиды под руководством коуча (в офлайне обычно на листах пишутся и раскладываются на полу названия ступеней пирамиды и клиент физически переходит по ним; в онлайне — можно использовать стикеры/лист бумаги, на которых выписаны названия ступеней и клиент «передвигается» по ним рукой/ручкой). Важно, чтобы в ходе сессии коуч и клиент понимали, на какой ступени пирамиды идет работа («окружение», «поведение», «способности», «убеждения», «роль», «миссия»).
- При следовании «вверх по пирамиде» (от «окружения» к «миссии») на каждом следующем этапе последовательно задаем вопросы, подгружая озвученную клиентом информацию с предыдущего уровня, чтобы погрузить клиента в «медитативное» состояние (пример: … и вот в таком-то окружении действуя таким-то образом, используя такие-то навыки каких именно принципов ты придерживаешься? …). Обязательно воспроизводить язык клиента, не привносить своего, не заменять на синонимы.
- Подольше «потоптаться» в «миссии», уточняя и переуточняя «Ради чего большего все это? Что именно ты получишь, что именно тебе это даст? Представь, что у тебя это уже есть, что все достигнуто, и что тогда для тебя будет иметь значение, что большее это даст?». Здесь важно вывести именно большую ценность для клиента, а не для мира/людей в целом.
- При следовании «вниз» (от миссии к окружению) не нужно подсобирать информацию с предыдущих уровней и не нужно сравнивать путь «вверх» и «вниз» (❌до и после).
- Для работы на этапах «роли» и «миссии» можно подключать медитативную музыку, использовать приложение для медитации, предложить клиенту прикрыть глаза.
- В ходе всей сессии обращать внимание на невкрбалику и на изменения голоса и языка (образов) клиента.
- При выходе из техники напомнить клиенту его запрос, спросить, каким образом он бы на него сейчас ответил.
- Уточнить у клиента, какие ступени пирамиды были самыми значимыми, где произошло осознание, что-то важное, инсайты. Спросить, что именно удалось осознать, как это влияет на клиента и на его цель.
- Уточнить у клиента, какая ступень самая ресурсная, где понравилось, где хотелось бы задержаться. При необходимости вернуться в нее, уточнить, что именно поможет возвращаться в нее («якорь»).
- Можно использовать совместно с метафорическими ассоциативными картами (на всех уровнях).
Текст написан в связи с подготовкой к итоговому экзамену по программе профессиональной переподготовки "Системное психологическое бизнес-консультирование и профессиональный коучинг" (экзаменационный вопрос 28 из 75). Актуально для РУДН и МИП. При написании используется рекомендованная литература и (или) методические материалы, выданные в рамках учебы.
- Подписывайтесь на мой Telegram-канал, там я публикую больше личных наблюдений и практических моментов: Какой у вас запрос?
- Если вы хотите попробовать индивидуальную работу с моим сопровождением, то запись осуществляется через мой календарь.