«Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бaбье, и придавал ей нечто гораздо более серьёзное, чем с первого взгляда можно было от неё ожuдать...»
«Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский
В русской культурной жизни тесно переплетаются и бесконечно бурлят в вечных общественных спорах много занимательных идей.
Кто значительней для русской души сейчас: Бродский или Шаман?
Как предотвратить отток научной мысли и при этом не опидораситься?
Или, например, что связывает нас, едва оправившихся от величайшей геополитической катастрофы XX века птенцов нового мироустройства и величайших мыслителей, творцов человеческих душ и умов, века XIX?
Казалось бы, что общего может быть у одного из самых известных отечественных контентмейкеров и общественного парадоксального явления (если не сказать, нарыва) конца 10-х — начала 20-х годов?
В этой статье, Саша, мы рассмотрим, какими довольно тонкими, но вполне крепкими нитями можно связать Фёдора Михайловича Достоевского и как отдельно взятого скуфа (лат. skufidonus biberus), так и их сообщество.
В этой статье 7500 знаков. Логически она разделена на четыре части:
- Кто такой скуф?
- Кто такой Достоевский?
- ...
- Profit!
О бедном скуфаре замолвите слово
В сети чаще всего выделяют такие признаки скуфа:
- Старше 30 лет (на вид или в реальности)
- Неопрятный внешний вид
- Лишний вес
- Малоактивный образ жизни
- Безынициативность и отсутствие энтузиазма
- Любовь к пиву
- Усталый и разочарованный взгляд
- Залысины (по возможности)
- Консервативные взгляды
- Ворчливый, душный характер (опционально)
Темка пошла, конечно, с двачей, а именно Алексея Скуфьина, завсегдатая раздела «Политика». Чтобы не растекаться мыслью по древу, ознакомиться с персоной можно в кратком видеоуроке: https://www.youtube.com/watch?v=uSYPznlJdcQ
Изначально термин употреблялся исключительно в негативной трактовке, указывая на ограниченность и малую общественную ценность скуфа как личности. Однако со временем представители движения начали раскрываться с неочевидных сторон. В частности, современная конвенциональная общественная точка зрения на скуфов заключается в том, что представители данного движения чаще всего безобидны, предсказуемы, удобны в бытовом плане и «каждому скуфу по альтушке».
Необходимо указать происхождение данного культурного мема. Несмотря на то, что скуфы встречаются по всему миру, я хочу с гордостью отметить, что описано это природное явление впервые именно в России, где особенно остро можно почувствовать аромат скуфизма в провинциях: на остановках общественного транспорта, в очереди в "Пятёрочке", а также на набережных (в погожие деньки).
Но давай копнём немного глубже. Что есть персонаж "скуф" внутри самого себя? Невероятная трагичность героя заключается в разрушении его сущности. Каждый скуф был когда-то юношей. Каждый скуф был когда-то мечтателем. Каждый скуф потерял часть себя, сталкиваясь с непониманием, осуждением, взваливая непосильную ношу в виде ипотеки, детей, жены, долгов (а ведь иногда всё сразу!). И вот, когда волна бренности бытия становится больше обозримой реальности, юноша сбегает в себя. Не в силах противостоять ожесточённости мира, человек прекращает неравную борьбу и открывает бутылочку пива. В глазах скуфа ты увидишь печаль. Не по прошлому или будущему, не по утерянным возможностям или неслучившимся событиям. Ты увидишь тихую светлую печаль о бесконечном, но преходящем потоке жизни. И в этом потоке он видит всех нас. Он знает, что нас ждёт.
А при чём тут Достоевский?!
Несмотря на то, что род Достоевских берёт своё начало при жаловании боярину Даниле Ивановичу Иртищеву поместья в Porridge'ской волости Пинского уезда, прямые предки писателя всё-таки жили на Волыни и не гомосекствовали.
В семье Достоевских строго соблюдались патриархальные обычаи. Фёдор много учился и читал. Эта дорожка оказалась кривой — прозападные либералы втянули молодого человека во всякие некоммерческие организации.
Не сидел - не мужик. Вот Фёдор Михайлович четыре года в Омске отсидел, где постиг народную правду и стал патриотом. А вам слабо?
После отсидки Достоевский, ещё за 150 лет до заветов Дона Симона, не смог пройти мимо почти РСП, сына которой он впоследствии финансировал в Петербурге.
Конечно, после всего этого писатель стал нормальным глубоко верующим человеком, а также игроманом, ещё до смерти жены отжигающим со всякими инфернальными женщинами. Поездив по Европе, набрав долгов и поборов зависимость, Фёдор решил побороть Запад в России, объявив себя врагом буржуазного прогресса и высказываясь в духе: «Нигилисты и западники требуют окончательной плети».
Дальше последовала кабальная работёнка на издателя Стелловского (а не еврей ли он часом?). Но платить деньги кредиторам — это не по-скуфьи. Чтобы не возвращать долги, писатель уехал за границу со своей новой женой. Вернётся он только когда чутка разбогатеет, ведь всё это время он пашет и пишет, пишет и пашет.
Достоевский окончательно скуфизируется: создаёт первую в мире имиджборду «Дневник писателя», где в треде политсрача в форме диалога велась полемика различных направлений русской общественно-литературной мысли: консервативной («Русский мир», «Русский вестник»), либеральной («Вестник Европы») и революционно-демократической («Отечественные записки»). Фёдор Михайлович прослыл ретроградом и реакционером после публикации романа «Бесы», когда часть образованной общественности поддерживала взгляды нигилистов, народников и революционных демократов.
Впоследствии писатель выводит расово верную теорию "русский народ — как народ-богоносец", активно сближается с представителями русского космизма и русского национально-религиозного мессианизма. А как известно, на земле должен быть только один б-гоизбранный народ. Как это евреи?! Так Федя стал антисемитом.
Типикал скуф, Фёдор Михайлович не дожил до пенсии - на момент смерти писателю исполнилось 59 лет.
К чему это всё?
Достоевский:
- Отсидел
- Немного побыл оленем
- Игроманил
- Бегал от кредитов
- Ненавидел либерах
- Ненавидел евреев
- Любил русских
Выводы
Можно вполне заслуженно утверждать, что, хоть Фёдор Михайлович и не смог добиться лишнего веса, в остальном был чистокровным скуфом.
Пройдя насыщенную жизнь, Достоевский при этом успел выразить настроения глубинных пластов России, приносимых в заклание прогрессу. Он описывал маленьких людей, слабых и грешных, как он сам. Писатель и философ, он в своих романах вёл поиски разгадки зла в человеческой душе, исследовал внутренний мир человека, тончайшие движения его души.
Таким образом, тема настоящей русскости, разрабатывавшаяся Достоевским, и драматичность современного скуфизма неразрывно связана. Скуф — это русский, русский — это скуф.
Выше мы отметили трагичность и поэтичность персонажа скуфа, его почти христианское смирение перед лицом неизбежной вечности.
Скуф - та материя, которую незримо через всё своё творчество воспроизводил Достоевский, чтобы мы, читатели будущего, могли оглянуться и распознать её.
Достоевский — главный идеолог теории скуфизма.
Выразитель душевного надрыва скуфа, описатель его бед и невзгод — Фёдор Михайлович отечески оберегает современных скуфов от критики прозападно настроенных подтянутых гей-качков, долбящих друг друга в задницы. Достоевский со всей любовью призывает к милосердию и состраданию, смотря на нас через каждого скуфа.
Проходя мимо скуфа в следующий раз, вглядись в его глаза.