Мы занимаемся разработкой и внедрением высокотехнологичной продукции с 2019 г. Пройден не простой путь от никому неизвестного игрока на рынке до никому ненужного. Насколько бы это ни было печально, но это правда. Почти... Конечно, есть и исключения, но ими на самом деле можно пренебречь. Развивая новые технологии, мы заметили, что потенциальные их потребители видят для себя идеальную картину мира, в котором эти самые технологии либо не требуют выхода из зоны комфорта (другими словами – не нужны потребителю), либо решают все наболевшие проблемы (другими словами – ожидания сильно завышены). К сожалению, третьего не дано.
Вместе с тем в Российском законодательстве есть такое понятие, как уровень готовности технологии. Всего таких уровней 9, в зависимости от степени завершенности разработок. Для примера, первый уровень присваивается, когда сформулирована фундаментальная концепция технологии и обоснована ее полезность, а девятый – когда продукт удовлетворяет всем требованиям - инженерным, производственным, эксплуатационным, а также требованиям к качеству и надежности и выпускается серийно. На пути к 9 уровню создают макеты, лабораторные и экспериментальные образцы продукции, осуществляют опытную апробацию, оформляют сертификаты, разрабатывают нормативные регулятивные документы. Представьте какой непростой путь приходится пройти разработчику, чтобы достичь некоторого уровня зрелости технологий и в итоге услышать отказ потребителя. Конечно, существуют маркетинговые исследования, проблемные интервью, расчеты объема рынка и прочие инструменты оценки целесообразности начинать что-то новое. Но что, если все это работает, когда рынок продукта сформировался, а сам продукт позволяет быстро сократить издержки? А если рынка попросту нет, но он мог бы быть создан по опыту других стран?
Приведу конкретный пример из отчета 2023 г. федерального управления автомагистралями департамента транспорта США на тему «Практика включения интеллектуального строительного оборудования в программы обеспечения качества». В отчете рассматривается проблема обеспечения долговечности асфальтобетонных покрытий за счет внедрения новых неразрушающих методов непрерывного контроля их качества при строительстве. Чтобы было понятно речь идет о многолетних исследованиях, что в привычном нам понимании уже сложно назвать новыми технологиями, но по факту пока продолжается процесс доказывания и повышения их эффективности они не перестают быть такими. Согласно отчету, плохое сцепление асфальтобетонных слоев между собой, большие перепады температур асфальтобетонной смеси во время укладки (температурная сегрегация), а также недостаточная плотность материала слоя оказывают неблагоприятное воздействие на эксплуатационные характеристики покрытия. Указанные нарушения напрямую приводят к преждевременному росту количества трещин и величины колееобразования.
В отчете выделяют 5 этапов внедрения инновационных технологий:
1. Установление и определение основ подхода к проведению измерений и интерпретации данных (этап концептуальной разработки);
2. Подтверждение основных результатов измерений, установление ограничений и граничных условий применения, а также формулирование требований к оборудованию (разработка прототипа);
3. Улучшение методики сбора и интерпретации данных (управляемый полевой/лабораторный эксперимент);
4. Определение и установление точности оборудования и результатов в целом, с учетом программного обеспечения для сбора и интерпретации данных. Определение методов управления и хранения данными, правил интеграции с другими видами деятельности потребителя технологии (пилотный полевой/лабораторный проект или первое применение);
5. Предоставление ресурсов, необходимых для внедрения технологии в строительный контракт (разработка спецификаций и стандартов для полного развертывания).
Как видно из описания в первую очередь задачу оптимизации затрат и повышения эффективности строительства ставит собственник объекта капитального строительства, а инжиниринговые компании, используя научно-обоснованный подход, из года в год развивают технологии, позволяющие добиться решения поставленных задач. Очевидно, что только работа в тандеме потребитель – разработчик позволяет достигать необходимого результата. Теперь несколько слов о самих технологиях, чего же такого принципиально нового хотел потребитель, что посвятил этому целый отчет?
Речь идет о двух типах систем:
1. Определения температурной сегрегации по неоднородности температуры асфальтобетона на поверхности покрытия с помощью инфракрасных камер:
1.1 Системы сбора информации о температурной сегрегации;
1.2 Системы сбора информации о температурной сегрегации и автоматизированного управления асфальтоукладчиком для ее предотвращения;
2. Определения участков необеспеченного уплотнения асфальтобетона по данным георадара.
Говоря об уровнях внедрения указанных инновационных технологий стоит отметить, что даже с учетом исследований, начавшихся несколько десятилетий тому назад, самые успешные из них находятся где-то между 4 и 5 уровнями.
Именно благодаря длительной истории и открытости результатов зарубежных исследований по указанным вопросам, нам уже более 5 лет назад удалось воспроизвести методологию определения с помощью георадара электрических свойств асфальтобетона, через которые выполняется определение плотности материала. Конечно, сами вопросы определения градуировочных зависимостей для перехода от диэлектрической проницаемости материала к плотности могут быть выработаны только в ходе экспериментов, которые по понятным причинам никто даже не начинал.
Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что многие инновации на отечественном рынке, которые мы привыкли покупать у зарубежных компаний, станут возможными, когда изменится рыночное поведение их потенциальных потребителей. Для них процесс адаптации инноваций под собственные производственные потребности так же, как и для разработчика – большая и ответственная работа, для которой нужно находить время, если действительно хочется изменить что-то в лучшую сторону.
Больше информации о георадарных исследованиях дорог вы всегда сможете найти в нашем Телеграм канале