Кирилло-Белозерский монастырь занимает важное место в русской духовной истории и культуре. И возникновение его было особенным.
Стеклянные краски небесной лазури
Монастырь основан в конце XIV столетия учеником Сергия Радонежского. Инок Кирилл, выходец из московского Симонова монастыря, пришел на берег Сиверского озера в поисках места, далекого от столичной суеты, и, покоренный красотой чудесного края, остался здесь навсегда.
Сила личности настоятеля и настрой духовенства позволили монастырю стать духовным центром древнерусской культуры. Сюда стекались лучшие умы своего времени – книжники, богословы, иконописцы. Именно они создали неповторимую атмосферу свободы творческого духа, способствовавший возникновению утонченного и возвышенного искусства.
Одним из самых ярких тому примеров - иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.
Создание памятника связано с именем великого князя Ивана III, по воле которого в обители, после утраты деревянной Успенской церкви, было развернуто грандиозное строительство. На её месте вознесся величественный каменный собор, который, к моменту освящения в 1497 году, украсили высоким четырехъярусным иконостасом.
Царский дар
Известно всего несколько подобных иконостасов XV века. Причем кирилловский ансамбль - самый обширный и самый полный по количеству дошедших до нашего времени икон. Он позволяет почувствовать грандиозность идеи высокого иконостаса. Такой тип начал складываться на рубеже XIV-XVвеков. До этого в византийских церквях использовалась алтарная преграда – темплон, имевшая вид прозрачной аркады, с иконами Христа и Богоматери. В некоторых случаях алтарь закрывался завесами, а на темплоне помещалась трехчастная икона-деисус, но полной картины великих евангельских лиц и событий не было.
Первый высокий иконостас создан в 1405 году знаменитым Феофаном Греком для Благовещенского собора Московского Кремля. Отделяя основное пространство храма от алтаря, иконостас олицетворял незримую границу между мирами – материальным и духовным, являясь образом Небесной церкви, состоящей из святых, предстоящих в молитве Христу. Полностью закрывая собой алтарь, он в то же время давал созерцавшим его верующим возможность присоединить свой голос к молитве Церкви. Со временем высокий иконостас стал главной и обязательной частью декорации православного храма, символом национальной культуры.
Иконостас Кирилловского монастыря — классический: он создавался в соответствии со сложившейся традицией. Три яруса икон представляют собой картину домостроительства спасения. Верхний пророческий ряд включает вытянутые по горизонтали иконы, на каждой из них написано по три поясных фигуры пророка (лишь крайняя в правой части ряда изображает пару) с развернутыми свитками в руках, - это олицетворение Церкви Ветхозаветной.
Все образы чина наполнены сильным движением и почти физически ощутимыми звуками голосов пророков, которые резко поворачиваются друг к другу, вопрошают, указуют и вздымают десницы в ораторских жестах. Библейский мир еще не знающий Христа, страстный, шумный, волнующийся и ждущий прихода Мессии.
Исполнение предсказаний пророков ветхозаветной церкви мы видим на иконах следующего праздничного ряда. В высоком иконостасе этот ряд представляет образ мистического «настоящего», то есть события из жизни Христа и Богоматери.
Третий ярус – деисусный чин – показывает осуществление того, о чем рассказывалось в двух первых рядах: молитву святых в новом преображенном духовном мире. Завершают общую картину иконостаса иконы местного ряда.
Три школы древней иконописи
В создании Кирилловского иконостаса, очевидно, принимали участие три разных, но равно талантливых мастера. Их имена история не сохранила. Живописная манера первого художника академична и по-византийски строга. Композиции строго уравновешенны, движения персонажей размеренны, но колорит так экспрессивен, ярок и насыщен, что краски мерцают и переливаются, как самоцветы.
В творчестве второго мастера ярко проявляются черты новгородской школы с ее потрясающей творческой энергией. А в работах третьего иконописца преобладает несомненное лирическое начало, вызывающее в памяти образы великого Дионисия. Иконы этого художника поражают певучестью и плавностью линий.
Все четыре ряда иконостаса объединены тонко продуманной цветовой композицией, создающей настроение удивительной цельности художественного образа и единства стиля.
Хранитель фондов иконописи музеев Московского Кремля Татьяна Самойлова так комментирует направления древней иконописи:
– Это было средневековое искусство, когда мастера не стремились выделить свою индивидуальность и не оставляли своих подписей. Это была особая установка, все делалось «во Славу Божию». Но, все же, здесь можно говорить о творческих индивидуальностях. Все существующие на то время творческие методики были применены при написании икон.
После разнообразных научных исследований было решено разделить мастеров на московскую, новгородскую и, условно, ростовскую школы. Песенно-лирический почерк мастера, хорошо прослеживающийся в иконах праздничного ряда, отнесли к ростовской школе. Этот мастер меньше внимания уделял обработке досок для икон, но был экспериментатором: у него самый необычный колорит, неожиданная палитра. Согласно полученному специалистами анализу, он добавлял тертое стекло в краски для того, чтобы добиться прозрачности цветов. Его иконы - «Омовение ног», «Приведение к Пилату», «Преполовение».
Московский мастер, наоборот, очень методичен, тщателен в обработке досок. У него классическое письмо, ориентирующееся на греческую манеру. В его иконах «Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Рождество Христово», «Сретение» композиции строго уравновешены, движения персонажей размеренны, зато колорит так насыщен, что краски словно мерцают и переливаются, как самоцветы.
А вот «новгородец» динамичен. В его живописи много экспрессии, радостный многоцветный колорит, подвижные композиции, энергичные движения, выплески дробных ритмов. Это почти осязаемо в таких иконах, как «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря». Вместе мастерам удалось выполнить ансамбль, обладающий удивительной целостностью художественного восприятия и вместе с тем сохраняющий индивидуальность почерка каждого…».
Исследователи единодушно утверждают: живопись кирилловского иконостаса исключительна, у нее нет аналогов.
Неожиданный сюрприз
Столь же уникальна, история нового открытия иконостаса. В XVIII веке его разобрали и заменили вычурной конструкцией, выполненной в соответствии со вкусами времени. Некоторые иконы сняли и убрали в алтарь или передали в другие монастырские церкви. Так продолжалось до 1918 года, когда ученые и реставраторы обратили внимание на то, что под «новоделом» скрывается более древний памятник. Как только раскрыли первые иконы, стало ясно: русское искусство обогатилось новым шедевром.
Однако время для изучения и последовательного раскрытия древней живописи оказалось не самым подходящим. Иконы приходилось хранить в помещениях архива и арсенала для этого не приспособленных. Поэтому решеили вывезти иконы на реставрацию в Москву и Петроград. Так эти замечательные произведения пополнили собрания Третьяковской галереи, Русского музея и Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева. А об их происхождении из иконостаса Кирилло-Белозерского монастыря надолго забыли.
1960-е годы ознаменовались подъемом интереса к древнерусской живописи и культуре Русского Севера, благодаря чему началось интенсивное изучение архитектуры Кирилло-Белозерского монастыря. Вспомнили и об иконостасе главного храма обители.
В 1980 году Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева организовал первую выставку, посвященную кирилловскому иконостасу. Благодаря ей стало ясно: иконы, отреставрированные в разное время разными мастерами, утратили художественное единство. Следовало исправить ошибки, для чего и была создана исследовательская группа сотрудников Государственного научно-исследовательского института реставрации во главе с Ольгой Владимировной Лелековой.
Чтобы восстановить первоначальный состав иконостаса, ученым пришлось вплотную заняться изучением документов из монастырского архива. Затем началось комплексное исследование, продолжавшееся несколько десятилетий. Рентгенографирование помогло понять как мастера готовили доски к работе. С помощью инфракрасных лучей увидели подготовительный рисунок. Макро- и микросъемка поверхности позволили оценить многообразие живописных приемов. Кроме того, впервые в истории отечественной реставрации провели анализ пигментного состава красочного слоя. В результате удалось определить, какими минералами пользовались мастера и как они составляли смеси.
Михаил Николаевич Шаромазов, директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника, восхищен современным звучанием древнего искусства:
«Каждого, кто видит иконостас впервые, поражает глубина небесной лазури на некоторых иконах. Кажется, краска была наложена только вчера современным мастером. Не верится, что в «тёмном» средневековье умели добывать такой яркий, насыщенный цвет… Реставраторам удалось сохранить лазурит, который под слоем олифы и пыли стал блекло-зелёным. И вот представьте, этот невероятный цвет когда-то встречал каждого входящего в храм!».
Спустя тридцать два года после первой выставки в Музее имени Андрея Рублева посетители Музеев Московского Кремля смогли увидеть уникальный иконостас Кирилло-Белозерского монастыря во всей его первозданной красоте.
Татьяна ИВАНОВА
Фото: wikipedia.org, www.icon-art.info
© "Союзное государство", № 10 2012
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!
Хотите, чтобы мы и дальше радовали Вас интересными и важными материалами?
👉👉👉 Помогите каналу развиваться 👈👈👈
Другие материалы нашего канала на тему
Вера Союзного государства можно увидеть здесь:
ТОП-3: