Найти в Дзене
Бычков Дмитрий

Искусство = творчество + профессионализм

Сейчас я наткнулся на один пост о том, что профессионализм - это плохо, что искусство это всегда про творчество, а не про профессионализм. Мне показалось что автор не верно смотрит на искусство или же он банально пытается оправдать свой непрофессионализм в чем-то и выносит свои мысли на суд общественности... Я с ним в корне не согласен, я смотрю на искусство как на совокупность творчества и профессионализма. Чистое творчество это спонтанность, хаотичность, непредсказуемость. Это похоже на шизофренический бред, когда сущности объединяются по совершенно неожиданным признакам. Чистый профессионализм как мне видится это четкое следование правилам, отточенность, тотальная предсказуемость, предопределённость, точная последовательность, систематичность, структурированность. Всякий раз рисуя квадрат, чистый (абсолютный) профессионал нарисует его одним единственным образом так как этот самый единственный способ - это и есть вершина мастерства и оно не допускает отклонений. В то же время чистый

Сейчас я наткнулся на один пост о том, что профессионализм - это плохо, что искусство это всегда про творчество, а не про профессионализм.

Мне показалось что автор не верно смотрит на искусство или же он банально пытается оправдать свой непрофессионализм в чем-то и выносит свои мысли на суд общественности...

Я с ним в корне не согласен, я смотрю на искусство как на совокупность творчества и профессионализма.

Чистое творчество это спонтанность, хаотичность, непредсказуемость. Это похоже на шизофренический бред, когда сущности объединяются по совершенно неожиданным признакам.

Чистый профессионализм как мне видится это четкое следование правилам, отточенность, тотальная предсказуемость, предопределённость, точная последовательность, систематичность, структурированность.

Всякий раз рисуя квадрат, чистый (абсолютный) профессионал нарисует его одним единственным образом так как этот самый единственный способ - это и есть вершина мастерства и оно не допускает отклонений.

В то же время чистый творец (в смысле творчества) всякий раз нарисует квадрат по своему, по разному, будто раскрывая новые и новые смыслы. Казалось бы вот оно - искусство, но нет... если речь о абсолютах, чистое творчество подобного чистого творца будет так же похоже на квадрат как лимон на ноту "До". То есть вы даже не догадаетесь что перед вами квадрат.

Вот почему искусством должно быть слияние, баланс между творчеством и профессионализмом. Только человек который не является абсолютным профессионалом и человек не являющийся абсолютным творцом может быть на грани между порядком и хаосом, следовать правилам и отступать от них, создавать новое, но облекать его в структуру.

Я уже ранее писал статью о языке ("Язык и мышление"), и там как раз была поднята похожая тема, что язык это баланс между запоминанием и систематизацией, здесь можно проследить аналогию между запоминанием (каталогизацией) и хаосом (разрозненностью) с одной стороны, а так же между систематизацией и профессионализмом с другой.

В таком виде, как я описал выше, язык аналогичен искусству. А акт говорения - это аналог произведения искусства.

То есть всякое говорящее существо ("говорящее" в широком смысле) это потенциальный артист, здесь нужно понимать термин артист как производное от слова "Art" - то есть артист как человек искусства, а не просто актёр... Но в данном случае это скорее существо искусства, так как на подобные манипуляции с языком способны не только люди, но и некоторые животные... а может быть и некоторые разумные иноземные организмы (если таковые существуют)

Так как я довольно часто пишу о математике. Не о теоремах, а именно о своих размышлениях о сущности и месте математики в мире, о том откуда она появилась в нашем бытии и так далее... То я должен упомянуть и её в свете рассуждений о профессионализме и системности.
Дело в том что математика, как я уже писал ранее в одной статье ("
Математика и время"), это способ выйти за пределы времени, то есть не просто предсказать, но даже "увидеть" процесс со стороны: и в своём прошлом, и в настоящем (любом) и в будущем, - то есть объемлить время, это способ справиться с непредсказуемостью, спонтанностью действительности.

То есть математика, как явление творимое людьми, как процесс - это по сути тоже искусство, математика преобразует хаотичность и непредсказуемость в системность и детерминированность.

Мне представляется это как волна кристаллизации хаоса в порядок, проходимая через человеческий ум (и\или инопланетный ум, если инопланетяне есть и у них есть математика, пусть и своя необычная...)

То есть конкретная теорема это уже порядок, теорема уже доказанна, а вот процесс её отыскания, процесс инсайда - это и есть капелька этой волны преобразования.

Частным случаем объединения хаоса и порядка являются фракталы, а так же многие другие сущности по типу различных динамических систем, систем с обратной связью.

Дополнительно немного поразмышляв об этом, мне пришла в голову отличная аналогия о том, чем являются: искусство, творчество и профессионализм. Я хочу выразить это через оптимизацию.
Представьте что у вас есть набор неких объектов, это могут быть кубики, пирамидки, плюшевые медведи, ложки и тд., лучше даже все вместе сразу.

Профессионализм в таком случае - это размещение всех этих элементов в ряд, или например в шахматном порядке, без учета их формы и размеров. То есть машинальное, но абсолютно неизменно упорядочение.

Творчество - это составление их в друг с другом по тем или иным причинам, используя грани и/или форму, цвета, температуру и тд.

Оба этих подхода по сути крайне свободны, можно и упорядочивать и творить без границ...

Но вот искусство, искусство объединяет в себе оба вышеизложенных подхода ибо представляет собой задачу оптимизации, например укомплектовать все фигуры в минимальный объём. Вопреки расхожему мнению эта задача очень не тривиальная, сложная, не очевидная и каждый творец подобные задачи решает по своему, в своём стиле.

Конечно когда речь идёт о комплектовке, здесь решающее значение имеет геометрия объектов и их физические свойства, и можно даже написать программу которая иногда абсолютно точно или приближенно может найти удовлетворительное решение.

То есть речь идёт и о учете физических характеристик и о упорядочении так как заданы конкретные ограничения на объем (например). я уточню что для подобной задачи комплектации недостаточно просто сложить предметы друг на друга как одинаковые кубики, да и укладывать их рядом по тем или иным произвольным причинам тоже, оптимальное решение будет достигнуто тогда, когда мы будем например складывать мягкие/эластичные предметы между упругими, твёрдыми, что бы те заполняли то пустое пространство которое не могут заполнить упругие предметы, а так же можем например учитывать температуру и теплопроводящие свойства материалов и не складывать мороженое рядом с только что выпеченными булочками (если они у нас в комплекте), рациональнее будет учесть это и расположить горячие предметы в верхней части объёма, а холодные в нижней и отделить их другими предметами имеющими низкую теплопроводность, и так далее.
Вот в чем заключается искусство (или возможно лучше сказать "искусность"),
искусство - это наиболее оптимальное решение задачи среди множества ограничений.

Однако искусство как мы его знаем имеет тысячи, если не миллионы параметров, которые художники схватывают на интуитивном уровне и оптимизируют по критерию, не минимизации объёма, а минимизации отвращения и максимизации новизны (красоты/удивления/интереса)... то есть пытаются создать что-то оригинальное и эстетически привлекательное... хотя на самом деле критериев тоже очень много и они тоже воспринимаются отдельными творцами на интуитивном уровне (в этом смысле искусство у каждого своё собственное, но это уже совсем другая история).

Нарисовать картину только крупными мазками, так подбирая каждый мазок (который до некоторой степени случаен) по форме/цветам/объёму, что бы создать иллюзию высокой детальности, на такое не способен ни один профессионал и ни один творец, а только артист (человек искусства). Профессионал в данном случае - принтер, печатает всегда одинаково детализировано и четко, творец - это человек который нарисует что-то что вы даже не поймёте, а артист сделает чудо, нарисует то, что вы поймёте и что удивит вас и поразит в том, что вы увидите и невольно зададите себе вопрос "а что, так можно было?", потому что он совмещает в себе и техничность, и творчество одновременно, но по чуть-чуть.

Однажды сотканное искусство можно преобразовать в профессионализм, это многократно доказывала история: давным-давно роботов создавали что бы развлекаться, это было искусство (ещё в древнегреческие времена), а со временем это делается уже даже в школах из готовых компонентов по готовым шаблонам, это уже профессионализм. Искусством будет создание из этих готовых компонентов чего-то не предусмотренного, но рабочего в их рамках (это изобретательство), а творчеством, как пример приходящий в голову, это переплавить все компоненты в что-то иное или преобразовать эти компоненты в пыль и нарисовать ею что-то типа абстракции или даже рисунок в воздухе, то есть разрушать рамки и переходить все границы, ведь истинное творчество безгранично.