В Австралии животные не только выглядят, двигаются и ведут себя необычно. Названия им тоже странные попридумывали.
К примеру, сумчатая куница – ни разу не куница, а слово «кенгуру» переводится с языка ряда местных племен как «не понимаю». И только в Австралии можно повстречать дьявола – живьем, на этом свете и без злоупотребления горячительным.
Тасмания – родина чертей
Остров Тасмания расположен рядом с австралийским континентом. Именно он имеет все основания считаться «родиной черта».
Грозное название тасманийское животное получила из-за особенных талантов в производстве шума – дьяволы и рычат, и визжат, и шипят. На деле же это просто сумчатый хищник не слишком грозных размеров (хотя и самый крупный из ныне живущих).
Тасманийский дьявол Sarcophilus harrisii имеет длину тела до 80 см, высоту в холке и длину хвоста до 30 см, вес до 12 кг. Это габариты собаки средних размеров или даже немного меньше.
Выглядит же дьявол как гибрид медведя, крысы и кошки. У него тяжелое, мощное тело на укороченных лапах, причем передние немного длиннее задних.
Хвост довольно толстый, но это когда животное сыто. Если же дьяволу приходится поститься, хвост у него истончается и делается похожим на крысиный (хоть и покрытый шерстью) – в нем накапливаются запасы жира.
Голова очень крупная в сравнении с телом, с небольшими розовыми ушами, по форме похожа на голову крысы. Но это пока дьявол не разинет рот.
Пасть у него очень большая, и способна открываться на 80 градусов. Зубы крепкие, крупные, острые и вовсе не крысиные. Наоборот скорее – коренные зубы дьявола напоминают зубы гиен и так же способны легко крушить кости добычи.
Если взять млекопитающих, сравнимых с тасманийским дьяволом по габаритам, он окажется абсолютным чемпионом по силе укуса. У него истинно дьявольский аппетит – ест он много, и с меню особо не заморачивается.
Дьяволы охотятся на птиц, грызунов, некрупных млекопитающих, лягушек, ракообразных, змей. Кроме того, они охотно поедают падаль, могут употребить растительную пищу. Говорят, в желудках некоторых из них посудные полотенца находили!
Тасманийский дьявол – сумчатое. И вот кем его не назовешь, так это примерным родителем. Дел в том, что самка этого животного рождает обычно 20-40 детенышей, а в сумке у нее только 4 соска...
Но тасманийцы пользуются тут истинно дьявольской логикой: кто успел, тот и съел! Жить остаются первые четыре детеныша, сумевшие добраться до сумки. Они захватывают соски, питаются и растут. Остальных добрая мамочка просто поедает.
Тем не менее, ныне сумчатый дьявол близок к исчезновению не потому, что он плохо размножается. Дьяволы живут до 8 лет, их биология такова, что самок выживает больше, чем самцов, и в 2 года они становятся впервые матерями. Врагов в австралийской природе у них негусто – слишком дьяволы кусючи. Так в чем дело?
Так ли страшен черт?
Дело в том, что изначально сумчатый дьявол не водился нигде, кроме Тасмании. И когда остров начали колонизировать европейцы, хищник стал объектом охоты – и из-за того, что шумный, и потому, что кур дерет похлеще лисы и хорька, вместе взятых, и просто потому, что вкусный! Понятно, что подорвать потенциал и так ограниченной популяции оказалось не так и сложно.
Кроме того, врагами хищника-аборигена стали хищники завезенные. Да, далеко не каждая собака сможет противостоять настоящему дьяволу, но уничтожать молодняк ей по силам. Да и просто окультуривание земель лишило дьяволов удобных мест обитания.
Закон об охране дьяволов был принят в 1941 году. Ныне на Тасмании их стало довольно много; кроме того, животных успешно расселили на материке, в Новом Южном Уэльсе и еще некоторых провинциях. Охота на дьяволов и их вывоз в другие страны запрещены.
Фермеры тоже сменили отношение к ним. Конечно, птицеводы все еще поглядывают настороженно, но вот те хозяева, у кого другая специализация, бывают даже рады, если в их владениях по ночам начинается дьявольский шум.
Дело в том, что прожорливые тасманийские дьяволы – отличные дератизаторы! Они не оставят в окрестностях грызунов просто в силу хорошего аппетита!
А еще они успешно охотятся на змей, причем любых. А ядовитость австралийских пресмыкающихся давно вошла в легенды. Так что лучше уж тасманийский дьявол, чем какой-нибудь тайпан! Тем более, что по отношению к человеку дьяволы не агрессивны, они отлично приручаются и в Австралии их даже держат как домашних животных.
Впрочем, переставать беспокоиться за будущее австралийских сумчатых чертенят еще рановато. С 1990-х годов их косит болезнь, названная лицевой опухолью сумчатого дьявола.
Сейчас ученые считают, что заболевание это заразно, но «прицепиться» может только к дьяволу, и более ни к кому. Оно смертельно, и уже уничтожило значительную часть популяции.
Тем не менее, животные проявляют истинно дьявольскую эволюционную гибкость, борясь с напастью. Например, они перешли к круглогодичному размножению вместо того. чтобы устраивать брачный сезон раз в год.
Кроме того, у дьяволов появилась своего рода акселерация – самки начали взрослеть (и соответственно рожать) раньше. Так природа пытается компенсировать потери от болезни. Кроме того, уже наблюдаются небольшие популяции дьяволов, имеющих генетическую устойчивость прости опухоли.
В общем, шансы на выживание у тасманийского дьявола есть, и немалые. Но людям все же не мешает забыть о своем предвзятом отношении к чертям, проявить к тасманийцам симпатию и помочь им в борьбе за место под солнцем.
Друзья, поставьте 👍если вам понравилась статья. Спасибо!