День 2 июня 1943 года для летчиков 6-го истребительного авиакорпуса ПВО, прикрывавшего Москву и ее обширные окрестности, выдался спокойным. Стояла ясная и теплая погода, а небо было по мирному чистым. Но в 13.35 радиолокационные станции неожиданно зафиксировали цель, двигавшуюся со стороны Рязани в направлении Каширы. То есть с юго-востока. Очевидно, это был немецкий самолет-разведчик, возвращавшийся на базу после полета над глубоким тылом. В 13.37 с аэродрома Кашира была поднята пара истребителей Як-7Б младших лейтенантов Петра Полозова и Корнеева из 445-го ИАП. Когда самолеты набрали высоту 7 км, по рации поступил приказ: «следуйте к Коломне». По пути туда у «Яка» Корнеева возникли перебои в работе мотора, и он отстал. Дальнейший полет Полозов выполнял в одиночестве. Прибыв к южным окраинам Коломны, летчик получил новое указание - идти в район Луховицы. Вскоре впереди себя и чуть правее Полозов увидел паривший в небе «Юнкерс» Ju-88D. Через 3 минуты Як-7 нагнал противника, после чего дал три короткие очереди с расстояния 150 – 100 м и ушел под вражеский самолет и влево. Атака не оказалась для немецкого экипажа внезапной, он заранее открыл огонь, кроме того, перед носом истребителя в воздухе произошло несколько странных взрывов. Петр вздрогнул и подумал: что это было!? Неужели те самые загадочные «дистанционные бомбочки», о которых раньше рассказывали однополчане? Будто бы, оказавшись один на один с советским истребителем на огромной высоте немцы выбрасывают какие-то штуковины, которые взрываются позади самолета. А может показалось?
Пока эти мысли крутились в голове у летчика, он снова зашел в хвост «Юнкерсу», и нажал на гашетку. Но все вооружение внезапно отказало. Полозов осознал, что разведчик уйдет и мгновенно принял решение таранить цель. И тут произошло неожиданное. Когда Як-7 находился уже в 10 метрах от хвоста противника, из него вылетела «граната», которая взорвалась прямо на капоте истребителя! Двигатель тотчас вышел из строя, а враг резко оторвался от преследователя и удрал. Полозов поначалу хотел совершить вынужденную посадку, однако быстро потерял управление и в итоге выпрыгнул с парашютом. Это был редчайший подтвержденный случай, когда истребитель действительно был сбит гранатой. Хотя сама идея – на скорости 500 – 450 км/ч экипаж одного самолета отбивается от другого гранатами – выглядела несколько безумно, она тем не менее нашла реальное воплощение. В Советском Союзе подобное оружие предложил и создал малоизвестный конструктор авиационных боеприпасов Алексей Турахин. Авиационная граната АГ-2 представляла собой чугунный шар весом 2 кг, заполненный 80 граммами взрывчатки. К шару в цилиндрическом контейнере был прикреплен тормозной парашют. В момент сброса сдергивалась крышка парашютной коробки и одновременно взводился взрыватель. Спустя 2 - 3 секунды граната взрывалась в 100 – 150 метрах позади и на 20 – 25 метров ниже самолета. Конечно, высовываться из кабины и кидать ее рукой летчикам было не нужно, для этого к фюзеляжу крепились специальные держатели. Гранаты АГ-2 начали выпускаться уже в 1941 году, однако поначалу не получили широкого распространения. Сами летчики считали их скорее оружием отчаяния, которым можно было разве что напугать противника, попасть же гранатой в преследующий самолет считалось практически невозможным. Хотя описанный выше случай это опровергает!
Об «агах» неожиданно вспомнили ближе к концу войны, очевидно, учтя опыт немцев (они называли такие боеприпасы «schlacht flieger bombe» - боевая авиабомба). Гранаты стали брать с собой экипажи бомбардировщиков, штурмовиков и разведчиков. А в журналах боевых действий можно найти реальные эпизоды их применения. Так, 20 июля 1944 г. двухмоторный Пе-2 из 11-го отдельного разведывательного авиаполка (летчик лейтенант Георгиевский, штурман старший лейтенанта Тюрин, стрелок-радист старшина Глотов) проводил разведку войск противника в районе Шауляя (Прибалтика). В районе этого города на высоте 7 км одинокая «Пешка» была атакован парой истребителей FW-190, которые осуществили в общей сложности 12 атак. Вот как этот бой описан в документах: «Первый из пары истребителей противника вначале шел на параллельном курсе, справа, на 200 м ниже разведчика, на дистанции до 300 метров, наблюдался штурманом под ракурсом ¾ и маневром отвлекал внимание и огонь экипажа. Тем временем второй ФВ-190 производил атаки сзади, снизу с дистанции 150 – 100 метров с последующим набором высоты и левым разворотом. Летчик лейтенант Георгиевский производил маневр скольжением в сторону атакующего противника. В одной из атак огнем гранат АГ-2 с дистанции 100 метров 1 ФВ-190 был сбит стрелком-радистом, беспорядочное падение которого наблюдал штурман. Второй истребитель, оказавшийся сзади, слева, выше разведчика, попал в прицел штурмана и под ракурсом ¼ длинной очередью на дальности 150 метров так же был сбит штурманом». Сам разведывательный Пе-2 получил 12 попаданий в хвостовую часть, был ранен в голову старшина Глотов, тем не менее, Георгиевский успешно довел машину до своего аэродрома.
Дмитрий ДЕГТЕВ