Найти тему

Миф о строгом учителе: работает ли страх в образовании?

На одном из обучений для молодых педагогов мы поспорили. Педагоги настаивали, что строгий карающий учитель, которого боятся ученики — это хороший учитель. Эта установка у нас давно сидит в головах и прижилась, видимо, надолго. Порой даже родители говорят: “Дайте нашим детям педагога построже”.

Давайте на минутку представим класс, где царит атмосфера страха и напряжения. Ученики сидят, боясь пошевелиться, а учитель грозно смотрит на них. Знакомая картина? Возможно. Но эффективно ли это?

Мой опыт работы с подростками показывает, что страх — не лучший помощник в образовании. Когда ученики боятся, они закрываются, их потенциал тускнеет, а желание учиться пропадает. Память, внимание и мышление блокируются при высоком уровне стресса, это доказано исследованиями. Хотя, безусловно, в такой атмосфере может расцвести несколько отличников - ребят, у которых и так высокие потенциал и мотивация. А как быть остальным?

Так что же работает? Ответ может вас удивить своей простотой.

Ключ к успешному обучению — это создание пространства для открытого общения. Когда учитель выстраивает доверительные отношения с учениками, но сохраняет взрослую позицию, происходит чудо: подростки начинают раскрываться, делиться своими мыслями и идеями.

Я заметила, что классы, где педагог воспринимается как устойчивый надежный взрослый, показывают лучшие результаты не только в обучении, но и в дисциплине. Ученики охотнее вовлекаются в общую работу, с увлечением следят за словами учителя, готовы погружаться глубже в предмет.

А как вы считаете, какой подход более эффективен: строгость или открытость? Если бы вы сейчас пошли учиться, какого педагога бы выбрали себе лично? Поделитесь своим мнением в комментариях.