Спустя пару дней к Авдею в дверь снова постучались незнакомые люди. Одна пожилая женщина и другая в средних годах, поклонились перед Яной и попросили разрешения войти.
— Авдей разве не дома сегодня? Дети говорили, что сегодня он захворал и решил отлежаться, – спросила одна из них после того прошла в дом и села за стол.
— Да, захворал, но полежать не захотел. Он же тот ещё трудяга. Пошел искать пропитания детям. Покоя не знает, себя не жалеет, чтобы семья ни в чём нужды не знала, – сказала Яна, которая уже достаточно хорошо освоила нравы и культуру эпохи.
— Есения ваша выросла красавицей. Вся такая ладная, и руки у неё золотые. То в огороде копается, то в поле бегает, то с мелкими носится, как с родными братьями и сестрами. Не девочка, а просто загляденье. Воспитание Авдея заметно глазу. Не пора ли устроить её в хорошую семью, чтобы стала хозяйкой своего гнезда? – спросила одна из них.
— В каком смысле устроить? Ей и с нами не плохо, – сказала Яна, вспоминая историю девочки Есении.
Прошло достаточно времени с тех пор, как Авдей увидел её на кладбище и привёл в дом. Тогда Яна недоумевала, не понимая, зачем им нужен ещё один рот в семье. Авдей возмущался бессердечности Яны. Он принял решение, что эта девочка вырастет в его доме и с того дня так и случилось. Девочка сначала сторонилась других детей, боялась всех незнакомых. Но Яна, пересиливая своё удивление и возмущение, иногда общалась с ней.
Девочка рассказала ей тогда о своей трагической судьбе. В недавнем прошлом у неё было всё: любящие родители, бабушка и дедушка, братья и сестры. Потом внезапно пришла болезнь в их семью. Сначала ушли бабушка с дедушкой один за другим. Потом тяжело заболела мать, и чтобы не заразить своих детей, она на время ушла к своим родителям. Но уже было поздно. Дети всё же заразились.
В отсутствие матери маленькая Есения самостоятельно ухаживала за мелкими, лечила их, кормила, успевала и за отцом ухаживать. Они изо всех сил старались выздороветь как можно скорее, чтобы к приезду матери быть снова бодрыми.
Но мать всё задерживалась. Родители у неё жили в соседней деревне, которая находится на расстоянии езды в два дня. Дети скучали, но смиренно ждали, не пропуская ни одного дня молитвы в церкви. Когда отец детей видел, как дети чахнут от тоски по матери, то решил съездить за женой. Навестить её и если с ней всё хорошо, то забрать домой.
Но вернулся он с неутешными вестями. Оказалось жена его не вынесла болезнь и в родительском доме отправилась в мир иной.
Он решил не вгонять своих детей в печаль и скрыл эту новость. «Я навестил нашу мать. Она по нам тоже тоскует. Придёт, как только слегка встанет на ноги и почувствует облегчение. Пока, чтобы вы не скучали, она вам передавала эти дары,» — говорил он каждый раз, когда сам ходил на ближайший рынок и покупал детям по возможности разные рукотворные игрушки. Дети радовались каждому подарку, но больше всего ждали возвращения самой матери.
Однажды они вовсе не обратили внимания на новые игрушки. Есения первая сказала отцу, что подозревает его в нечестности.
— Батюшка, скажи нам правду. Мы уже не маленькие, сумеем всё понять и принять. Я вчера усердно молилась за матушку и попросила Бога дать возможность повидаться с ней хотя бы во сне. Так оно и случилось. Но матушка разговаривала со мной с небес, а не с земли. Она сказала, что у неё всё хорошо, и чтобы мы берегли себя и тебя в первую очередь. Она просила, чтобы на выходной день ты не ездил на рынок. Предостерегла от беды, – прямо сказала Есения.
Тогда отец присел на табуретку, позвал двух малых к себе и рассказал всю правду, что матери вот уже несколько месяцев как нет в живых. Дети не устраивали истерик, не катались по полу от горя. Младший подошёл к отцу ближе, положил ему руку на плечо и по-взрослому сказал:
— Мы всё выстоим, отец. Я готов трудиться и бороться во благо нашей семьи. Ни тебя, ни моего брата, ни мою сестру не дам в обиду. Мы все вместе выстоим, – сказал тот.
Отец тогда прослезился зрелым отношением своих детей.
Однако, он не послушался наставлений матери о том, чтобы на выходной день не ездить на рынок. В тот день была неважная погода. Страшный уран надвигался на деревню. Отец семейства смотрел на угрюмое небо и решил, что сегодня нужно поспешно закончить все свои дела, чтобы в последующие дни, когда всюду завалит снегом, провести рядом с близкими и окружить их своей заботой.
С той поездки он не вернулся. Вернулся кучер в одиночестве, через несколько дней и сообщил, что в пути случилось непоправимое, сильный ветер сорвал повозку с моста и они упали в реку. Лошади кое-как выбрались, люди не все смогли.
Кучеру повезло, что он повис на краю моста, едва спас свою душу. Так малые дети остались без присмотра. Услышав печальную новость, малые дети обратно слегли в постель. Попытки Есении вылечить их и поставить на ноги не увенчались успехом. Ту зиму в итоге вынесли только маленькая Есения. Повзрослевшая в свои юные годы, сильная духом и крепкая телом.
Семейный дом она уступила каким-то незнакомым людями, которые в поисках пропитания и работы переселились из другой деревни. Ей самой пришлось побираться. Так она получала больше еды, доброты и внимания взрослых, чем просто сидела дома, оплакивая близких. А с попаданием в дом Авдея у неё началась совершенно новая жизнь. Яна ей сразу не понравилась.
Девочке, которая повидала много превратностей судьбы, взрослая женщина, задающая множество глупых вопросов и рассуждающая нерационально, казалась глупой и недалекой.
Есения даже не скрывала этого. Авдей ей нравился больше. Он был добр к ней. Относился по-отечески и старался лишний раз не задевать ее печаль в сердце. Но Яне было тогда любопытно узнать историю девочки. Поэтому она постоянно тянула девочку в откровенный разговор. А когда Есения собрала все терпение в кулак и все рассказала, Яна несколько дней подряд не смогла прийти в себя. Зато с того дня отношения между ними наладились. Теперь Яна спокойно относится, когда Есения не одобряет её очередной любопытный вопрос или неуместный смех.
И вот эта девочка, по всей вероятности, попала в поле зрения чужой семьи. При разговоре выяснилось, что семья не простая.
Отец семейства служит при дворе, обладает воинским чином и неплохим жалованьем. Женщины всячески намекали, что девочку ждет безбедная жизнь. Но Яна здесь не обладала правом говорить да или нет. Она как всегда проявляла своё любопытство.
— Послушайте, сколько лет вашему мальчику? – спросила она, нарезая козьего сыра гостям.
— Шестнадцать. Взрослый он у нас уже. Учится в офицерской школе, увлекается охотой и воинским делом. Почётным господином станет в будущем, — сказала вторая женщина.
— С этим всё понятно. Но как быть с тем, что молодые даже не видели друг друга? Как они будут жить без любви? А ведь семья должна состояться только на чувствах, – сказала Яна.
Женщины понимающе переглянулись друг на друга, и вторая незаметно кивнула головой.
— Вы, сударыня, как нам уже передавали, многое не знаете. Оттого у вас весьма легкомысленные взгляды на жизнь. Мы бы хотели решить этот вопрос только с Авдеем. А вы будьте добры, не смейте искушать наши добрые намерения. Это очень дурной пример, – сказала вторая.
Яна хотела обидеться, но понимала, что на этих женщин её приёмы не имеют сил. Женщины таки дождались прихода Авдея. Когда тот услышал, что они пришли свататься к девочке, то тот принял их предложение с радостью. Свадьбу назначили на следующий месяц. Только Яна никак не смогла смириться с тем, что почти подросток выходит замуж за незнакомого человека. Вечером, когда все легли спать, она решила поговорить об этом с Есенией.
— Что вы хотите мне сказать? Мне уже сказали, что вы попытаетесь сбить меня с пути, но я не намерена поддаваться на искушения, — ответила девочка сразу.
— Да нет, всё гораздо проще. Я просто хочу узнать твоё искреннее отношение к этому. Если бы не пришли эти сваты, если бы Авдей не решал за тебя твою судьбу, то как бы ты хотела, чтобы твоя судьба сложилась? – спросила Яна.
— Вы желаете, чтобы я засиделась в девках никому не нужная? Кому нужен такой позор? Почему вы всегда тянете нас к позору и бесстыдствам? Что вам это дает? – Есения недоумевала.
— Просто хочу тебе рассказать, что бывает по-другому. Например, через девять веков женщины восстанут и завоюют себе равные права с мужчинами. С того момента никто за них не будет решать их судьбу. Они вольны сами распоряжаться своей жизнью. Хотят, то создают семью, не хотят, то могут просто жить, развиваться и расти. Ты бы хотела жить в таком обществе? – спросила Яна.
— Я не вижу смысла в пространственных рассуждениях. Нам в церкви рассказывали, что праздное существование лишает смысла всякую деятельность. И вам следует к этому прислушаться. Если там в будущем женщины победили в борьбе, то должно быть, в вашем обществе они самые счастливые? Им больше не к чему стремиться значит? – спросила девочка.
— Ну не совсем так. Бывают разногласия. Но они в основном связаны с мужчинами. Им сложно найти такого человека, ну, например, такого как Авдей, который встанет горой за всех, который день и ночь бегает в интересах семьи и готов даже взять под крыло чужих детей. Наши иногда от своих собственных детей отказываются, — сказала Яна.
— Ну а какой тогда смысл вашей победы в равноправии? Что оно вам дало? – спросила Есения.
— Многое дало. Например, женщины могут работать на любой работе.
— А ведь вопрос денег не простой, сложный, он требует силы и воли от человека. Зачем слабые и хрупкие от природы женщины согласились на такую игру? Не проще ли было оставить как есть, вопрос добычи пропитания целиком на мужчинах. Почему наши потомки не восстали за то, чтобы возложить всю ответственность на них, а наоборот, сняли с них эту ответственность? Что творилось в их головах на тот момент? – спросила девочка.
Это был второй случай, когда Яна хотела просветить своих новых современников, но вместо этого снова проиграла им в интеллектуальной битве.
— Ну и ладно. Не будем спорить. Всё, иди спать, – сказала Яна и села у огня, чтобы обдумать слова Есении.
Не прошло и полчаса, как её снова одолело любопытство. Она снова подошла к кровати Есении и села у изголовья.
— Вот ты ни разу не видела своего жениха. Какие чувства сейчас испытываешь? Вдруг он тебе не понравится? Что тогда? Если что всегда помни, что я готова встать в защиту тебя. Ты можешь просто шепнуть мне, и я сделаю все возможное, чтобы извлечь тебя из лап этого юного офицера. – сказала Яна.
— Но я думаю, что он мне понравится. Он будет благородным и сильным человеком, как Авдей. А ты иди уже спать и больше не возвращайся к этой теме. Я тебе запрещаю рассуждать о моей судьбе. Если пригодится совет, я непременно спрошу его у тебя, — сказала Есения и отвернулась к стене.
Следующая Есения даже не скрывала этого. Авдей ей нравился больше. Он был добр к ней. Относился по-отечески и старался лишний раз не задевать ее печаль в сердце. Но Яне было тогда любопытно узнать историю девочки. Поэтому она постоянно тянула девочку в откровенный разговор. А когда Есения собрала все терпение в кулак и все рассказала, Яна несколько дней подряд не смогла прийти в себя. Зато с того дня отношения между ними наладились. Теперь Яна спокойно относится, когда Есения не одобряет её очередной любопытный вопрос или неуместный смех.
И вот эта девочка, по всей вероятности, попала в поле зрения чужой семьи. При разговоре выяснилось, что семья не простая.
Отец семейства служит при дворе, обладает воинским чином и неплохим жалованьем. Женщины всячески намекали, что девочку ждет безбедная жизнь. Но Яна здесь не обладала правом говорить да или нет. Она как всегда проявляла своё любопытство.
— Послушайте, сколько лет вашему мальчику? – спросила она, нарезая козьего сыра гостям.
— Шестнадцать. Взрослый он у нас уже. Учится в офицерской школе, увлекается охотой и воинским делом. Почётным господином станет в будущем, — сказала вторая женщина.
— С этим всё понятно. Но как быть с тем, что молодые даже не видели друг друга? Как они будут жить без любви? А ведь семья должна состояться только на чувствах, – сказала Яна.
Женщины понимающе переглянулись друг на друга, и вторая незаметно кивнула головой.
— Вы, сударыня, как нам уже передавали, многое не знаете. Оттого у вас весьма легкомысленные взгляды на жизнь. Мы бы хотели решить этот вопрос только с Авдеем. А вы будьте добры, не смейте искушать наши добрые намерения. Это очень дурной пример, – сказала вторая.
Яна хотела обидеться, но понимала, что на этих женщин её приёмы не имеют сил. Женщины таки дождались прихода Авдея. Когда тот услышал, что они пришли свататься к девочке, то тот принял их предложение с радостью. Свадьбу назначили на следующий месяц. Только Яна никак не смогла смириться с тем, что почти подросток выходит замуж за незнакомого человека. Вечером, когда все легли спать, она решила поговорить об этом с Есенией.
— Что вы хотите мне сказать? Мне уже сказали, что вы попытаетесь сбить меня с пути, но я не намерена поддаваться на искушения, — ответила девочка сразу.
— Да нет, всё гораздо проще. Я просто хочу узнать твоё искреннее отношение к этому. Если бы не пришли эти сваты, если бы Авдей не решал за тебя твою судьбу, то как бы ты хотела, чтобы твоя судьба сложилась? – спросила Яна.
— Вы желаете, чтобы я засиделась в девках никому не нужная? Кому нужен такой позор? Почему вы всегда тянете нас к позору и бесстыдствам? Что вам это дает? – Есения недоумевала.
— Просто хочу тебе рассказать, что бывает по-другому. Например, через девять веков женщины восстанут и завоюют себе равные права с мужчинами. С того момента никто за них не будет решать их судьбу. Они вольны сами распоряжаться своей жизнью. Хотят, то создают семью, не хотят, то могут просто жить, развиваться и расти. Ты бы хотела жить в таком обществе? – спросила Яна.
— Я не вижу смысла в пространственных рассуждениях. Нам в церкви рассказывали, что праздное существование лишает смысла всякую деятельность. И вам следует к этому прислушаться. Если там в будущем женщины победили в борьбе, то должно быть, в вашем обществе они самые счастливые? Им больше не к чему стремиться значит? – спросила девочка.
— Ну не совсем так. Бывают разногласия. Но они в основном связаны с мужчинами. Им сложно найти такого человека, ну, например, такого как Авдей, который встанет горой за всех, который день и ночь бегает в интересах семьи и готов даже взять под крыло чужих детей. Наши иногда от своих собственных детей отказываются, — сказала Яна.
— Ну а какой тогда смысл вашей победы в равноправии? Что оно вам дало? – спросила Есения.
— Многое дало. Например, женщины могут работать на любой работе.
— А ведь вопрос денег не простой, сложный, он требует силы и воли от человека. Зачем слабые и хрупкие от природы женщины согласились на такую игру? Не проще ли было оставить как есть, вопрос добычи пропитания целиком на мужчинах. Почему наши потомки не восстали за то, чтобы возложить всю ответственность на них, а наоборот, сняли с них эту ответственность? Что творилось в их головах на тот момент? – спросила девочка.
Это был второй случай, когда Яна хотела просветить своих новых современников, но вместо этого снова проиграла им в интеллектуальной битве.
— Ну и ладно. Не будем спорить. Всё, иди спать, – сказала Яна и села у огня, чтобы обдумать слова Есении.
Не прошло и полчаса, как её снова одолело любопытство. Она снова подошла к кровати Есении и села у изголовья.
— Вот ты ни разу не видела своего жениха. Какие чувства сейчас испытываешь? Вдруг он тебе не понравится? Что тогда? Если что всегда помни, что я готова встать в защиту тебя. Ты можешь просто шепнуть мне, и я сделаю все возможное, чтобы извлечь тебя из лап этого юного офицера. – сказала Яна.
— Но я думаю, что он мне понравится. Он будет благородным и сильным человеком, как Авдей. А ты иди уже спать и больше не возвращайся к этой теме. Я тебе запрещаю рассуждать о моей судьбе. Если пригодится совет, я непременно спрошу его у тебя, — сказала Есения и отвернулась к стене.
Интересно ваше мнение, делитесь своими историями, а лучшее поощрение лайк и подписка.