Да так расстроился ребенок, прямо до криков и слёз. И сразу несколько педагогов вместе с его мамочкой долго-долго его успокаивали.
А ведь не он пособие ломал. И не при нём его ломали. Да и ломали, если уж быть честными, неосознанно (подробнее об этом расскажу чуть позже).
Да и вообще, сам ребенок, о котором хочу написать - очень хороший и старательный мальчик с особенностями развития. Не какой-то там капризуля или мелкий наглец, впитавший с материнским молоком установку "мне всё можно и пусть весь мир подождет".
В общем, мальчик как мальчик. Один из многих ребят, которые ездят в стационары нашего специализированного социального учреждения для детей с ОВЗ на трехнедельный курс раз в полгода и, наряду с медицинскими процедурами и коррекционно-развивающими занятиями, посещают творческие кружки (непосредственно в кабинете, где я сама работаю).
А теперь о самом пособии
Даже "пособием" эту милую штуку можно назвать с большой натяжкой. Обычная, но симпатичная развивающая детская игрулька - разноцветные деревянные грибочки с дырочками в ножках, которые нужно сажать на деревянные же пенёчки, закрепленные на прочном основании.
Но, раз уж в инвентарном списке нашего кабинета эти грибочки числятся как пособие, будем называть пособием.
И перекочевало это пособие к нам в кабинет после увольнения психолога, которая раньше с ним работала.
И, кстати, очень многие ребята (в частности малыши) любили играть с этими грибочками: и по цветам их складывать, и по размерам. И насаживаются эти грибочки на пенечки гладко и с приятным деревянным звуком. А некоторые детки даже подносили их к носу и утверждали, что они приятно пахнут деревом.
Что там говорить, я и сама люблю деревянные пособия: и сортеры, и вкладыши, и пирамидки разных форм! По-моему, к ним даже прикасаться намного приятнее, чем к пластиковым… Ну да ладно, отвлеклась!
В общем, как оно было (и стало)
Итак, на одном индивидуальном занятии у того самого психолога (которая уже уволилась) сидела очень крупная и очень тяжелая девочка с ментальными нарушениями (уже и не помню, как ее звали, т.к. эта девочка приезжала к нам лишь один раз).
И, как привычно себя ведут такие детки, девочка кричала, стучала руками-ногами, извивалась, кусалась и в целом яростно сопротивлялась занятию.
Однако, та психолог была очень серьезной и дотошной и всегда старалась следовать плану урока (даже если это невозможно). Ну а в плане и в соответствии с программой на смену - работа с этими грибочками тоже стояла!
Поэтому, всеми правдами и неправдами, психолог кое-как уговорила девочку хотя бы снять грибочки с пенечков, а потом расставить их по своему вкусу (да-да, лапушка, именно так, как желаешь ты сама, а не как нарисовано на картинке-образце, только не гневайся, пожалуйста).
Ну и девочка (а я повторю, она была очень крупной и, соответственно, сильной), под тщательным контролем стоящего над душой психолога, стала снимать грибочки с пенечков.
А т.к. девочка злилась (ну, она же вообще не горела желанием заниматься), то и снимала она их особым способом: не снимала, а скорее срывала, резко и стремительно (видимо, как говорила психолог, "хотела поскорее отвязаться от задания").
И, хоть психолог и показывала ей, КАК нужно аккуратно снимать грибочки: плавно, четко снизу-вверх, "солдатиком", девочка все равно упорно старалась эти грибочки наклонить перед "срыванием". И один грибочек так яростно сорвала, что пенечек хрустнул, и, оторвавшись от основы, остался внутри грибка. И не вытащишь, и новый пенечек уже не сделаешь.
В общем, использовать игрушку как пособие уже стало нельзя, несмотря на то, что "пострадал" только один грибок!
А почему же нельзя?
Вот, например, завхоз и бухгалтер сказали, что можно! Подумаешь, один грибок-пенек! Другие-то - вполне функционируют! И незачем выдавать в отдел еще одно пособие, с ТАКИМ ведь еще можно работать!
Психолог и не стала спорить. Конечно, пособие нужное и часто используемое, но, видимо, она уже знала, что уйдет из учреждения. И зачем тогда нервы тратить? Уж как-нибудь отработает и без грибочков.
Ну а после ухода психолога мы (кружковцы) забрали эти грибочки уже не в качестве учебного пособия, а в качестве декораций для настольного театра.
Но, тем не менее, коробку с ними мы поставили на "игровую" полку вместе с другими настольными играми. И это всегда было удобно и никого не нервировало!
Однако…
Исключительные ситуации тоже случаются! И те самые грибочки, которые уже в течение нескольких смен служили нам просто декорациями, наконец, попали в поле зрения ребенка, о котором я собственно и хотела написать в статье.
Веник
Мальчик Вениамин из стационара, 5 лет, ментальные нарушения.
Не разговаривает, контактирует довольно плохо, со сверстниками не играет. Но обращенную речь - понимает и простые просьбы и задания - выполняет, пусть и не сразу и будто бы в замедленной съемке. И лишь в тех случаях, когда он не уходит глубоко в себя: тогда его не дозовешься, и он просидит до конца занятия просто как куколка (но куколка спокойная и мирная).
Но если Веник работает на занятии (лепка, художка, оригами или даже квиллинг), то работает скрупулезно и усердно. Рисует, лепит или складывает - ровно-ровно!
Короче, для моего кружка оригами - просто идеал!
Ыыых, даже нервно дышит и кряхтит, если ему, например, заготовка для поделки попадается не очень ровненькая: сразу тычет пальчиком на криво отрезанный краешек и хнычет. А дашь ему более ровный экземпляр - и он, следуя наглядной(!) инструкции, уже без капризов делает всё, что я ему объясняю и показываю.
Особенно любит он складывать фигурки со строгой симметрией: кубик, восьмиконечная звезда, коробочка, и т.д. И цвета бумаги выбирает не вразнобой, а чтобы по каждому краю или углу они были строго одинаковые.
Ну а если Веник управляется с заданием раньше времени и до конца урока остается несколько минут, я разрешаю ему поковыряться на полке с настолками и, выбрав что понравится, поиграть, пока мама за ним не придет.
Да-да, когда ребенок аккуратно обращается с чужими вещами и действительно хорошо поработал на уроке - почему бы не разрешить! И не потому что любимчик, а по справедливости!
И однажды Веник взял с полки… наши грибочки!
И тут же (сам) начал играть.
Увидев, что грибочки стоят как попало (не по цвету, не по размеру), Веник нахмурился, покачал головой и тихонечко так прогудел:
- Уээээ…
И стал снимать грибочки с пенечков… Ох, прозанимавшись с Веником уже достаточно, я прекрасно понимала, как ему тяжко и больно было смотреть на то, что грибочки стоят не строгими рядками по цветам, от большого к маленькому.
Пока он снимал, один грибок (тот самый, "с пенечком внутри", бракованный) - упал с дощечки и покатился по столу…
Но поначалу Веник не обратил на это внимание. И даже не заметил, что один пенечек на доске отсутствует.
Он был занят тем, что расставлял грибочки на столе по кучкам (большие - в одну, средние - в другую, маленькие - в третью).
Ну и, естественно, по такому же принципу Веня стал и на пенечки их сажать: только по правилам, строго "под линеечку"… Большой зеленый, средний зеленый, маленький зеленый, потом так же с желтыми и т.д.
Да, такой вот он, Веня наш! Не потому что он - зануда, а потому что это одно из проявлений его особенностей!
И тут… о нет!
Веник заметил, что пенечек отсутствует! А один грибок - "неформат", с замурованной дырочкой, нельзя его посадить!
Точнее, поставить-то его можно на нужное место, но… будь ты хоть трижды ювелиром, ровно ты его уже не поставишь: то и дело сдвигается, падает.
Как ни старался Веник, а ровный рядочек одного цвета у него не выходил.
Крутил, кряхтел, даже пытался как-то по-другому грибочки распределить (но тоже в каком-то "своём" очень строгом порядке) - нет, не выходит, все этот "нестандартный" грибок портит!
И Веня - заревел!
Отчаянно, "мокро", на этот раз отнюдь не "замедленно"…
Нет, он не стал крушить пособие о стену, как это мог бы сделать любой из ребят (а у нас в стационаре и такие бывают!), не стал сбрасывать со злости остальные грибочки.
Веня - не рассердился, но расстроился капитально! Эх, а ведь все так хорошо начиналось!
И что же получается?
Даже малюсенькая, незначительная, едва заметная поломочка - и всё пособие в целом уже не может выполнять свою функцию! И весь эффект от его использования - сводится к нулю. Вот, Веня уже нам это доказал!
Но попробуйте это доказать завхозу и "госпожам" на складе, которые не хотят выдать нам другой экземпляр этой же игрушки (а мы знаем, что он точно там есть)…
Короче, лучше в следующий раз, когда приедет Веник, спрячу наффик эти грибочки в шкаф. А еще, пожалуй, надо все эти игры перебрать и унести те, где каких-нибудь карточек или деталек не хватает… На склад! Пусть тетки поиграть попробуют!
А сейчас на это нет времени! Занятий слишком много.
Вам же, дорогие читатели, пожелаю проводить время с пользой и радостью.