Имам Шамиль - в середине XIX-го столетия лидер горцев Чечни и Дагестана. Воевал против царской России почти четверть века - дольше чем Наполеон тот же. И сдался лишь в 1859-м году, будучи окружен в ауле Гуниб.
Малая родина Шамиля - аварский аул Гимры, и поныне стоящий в Унцукульском районе Дагестана. Селение в самом сердце гор, основанное еще сотни лет в сложнейших скалах.
- Дайте гимринцу вволю поесть, он вам потом любую скалу пророет, - шутили в Дагестане еще лет сто назад.
Лежит селение в долине реки Аварское Койсу.
Селение до сих пор остается одним из самых закрытых в Дагестане. Хотя добраться сюда стало намного легче - благодаря открытому в 2012-м году самому длинному в России гимринскому автомобильному тоннелю, связавшему Гимры с городом Буйнакском. Нет, дело тут вовсе не в географии, но в политической обстановке.
Кстати, Гимры - родина первого общего лидера северокавказских горцев до Шамиля, имама Гази-Магомеда. Здесь стоит его мавзолей.
В октябре 1832-го года за дагестанское селение развернулось тяжелое сражение между примерно 3 тысячами горцев под командованием имама Гази-Мухаммада и 10 тысячами русских солдат генералов Вельяминова, Розена и Вольховского.
Первый штурм окруженный несколькими рядами каменных стен и стоящий на почти неприступной скале аул отбил. Однако русские солдаты при поддержке артиллерии смогли, взобравшись по склонам, обойти стены. Ожесточенно сопротивлявшийся Гимры был обречен и взят спустя 4 часа. Русские войска при его взятии потеряли 44 человека. Горцы-мюриды - почти 200.
Гази-Мухаммад погиб в последнем рукопашном бою за главную оборонительную башню Гимры. А вот тяжелораненый Шамиль, выпрыгнув из этой башни, смог бежать. В 1840-м году он оказался уже в Чечне, где 7 марта на народом съезде в Урус-Мартане провозглашен был имамом Северного Кавказа.
В Гимры сегодня расположен официальный дом-музей имама Шамиля. А также тут лучшим образом восстановлена та самая оборонительная башня, откуда прыгал имам, дабы не погибнуть и не попасть в царский плен.
Дорога к этой башне украшена изображениями ближайших соратников Шамиля и Газимагомеда, описанием их подвигов, знаков отличия горцев.
В ауле Гимры до сих пор целы могилы воинов, что сражались под знаменами имама Шамиля. Каменные их надгробия издали напоминают мечи или секиры.
Селение также гордо украшают таблички с высказываниями имама Шамиля, сделанные им в разные годы.
В 2000-е годы пятитысячный Гимры оказался в пекле новой Кавказской войны. На этот раз уже с религиозными фанатиками-ваххабитами.
На автомобильном въезде в селение установлен был блокпост, на котором записывали всех въезжавших-выезжавших, проверяли их документы. Сюда неоднократно вводилась боевая техника. А каждый совершеннолетний житель аул Гимры обязан был отчитывать о своем местонахождении силовикам.
Ныне в Гимры можно спокойно въезжать. Однако желающим остаться там на ночь лучше сообщить о своих намерениях в местное управление ФСБ.