Всем привет, уважаемые читатели)
Про группу АРИЯ уже столько всего написано, что если писать что ещё, в любом случае будет похоже. Но в моём случае, я просто хочу рассказать своё отношение к этой великой группе, которая повлияла на мой музыкальный вкус так, что на пятом десятке своей жизни, я запел и заиграл, и мало того, создал свою группу и записал два альбома в стиле hard&heavy, конечно же не копируя арийские песни, но в очень похожем на них стиле.
Итак, с чего же всё началось?
Моя школьная юность пришлась на конец 80-х, начало 90-х, в то время для heavy metalla было просто золотое время, величайшие группы выдавали свои лучшие альбомы и мы впитывали всё новое в тяжёлой музыке как губки. Конечно на первом месте была Metallica с её Чёрным альбомом, который пожалуй, никто не смог переплюнуть в плане популярности. Но записи зарубежных групп хлынули к нам просто неуправляемым потоком, и мы старались не пропустить ничего. Scorpions, AC/DC, Iron Maiden, Manowar, Нelloween, как то затмили отечественный металл, и арийские альбомы почему то прошли мимо меня. Тут стоит сказать, что жил я в провинции, далеко от московской тяжёлой тусовки и довольствовался только отголосками той информации, которую удавалось почерпнуть из различного рода источников, так как интернета у нас не было. А мода на всё импортное довлело и в музыке конечно же. Поэтому первый, услышанный мной, альбом АРИИ был КРОВЬ ЗА КРОВЬ 1991 года, который я прослушал лишь в 1995 году. И это был взрыв мозга, я гонял эти восемь песен без остановки, всегда, когда только было можно, и выучив их досконально, я понял, что АРИЯ стала моей самой любимой группой.
КРОВЬ ЗА КРОВЬ настолько был пронизан мистикой, что мурашки от прослушивания АНТИХРИСТА наверное у меня до сих пор. А ВСЁ ЧТО БЫЛО, стала для меня эталоном хеви металлических баллад на многие годы вперёд. Одноименная же песня поражает описанием библейского сюжета наложенного на тяжёлую музыку, делая её ещё более эпичной. А классическое соло Маврина, выводило эту композицию в ранг нетленных, просто автоматически. Точно помню, что самой любимой была у меня БЕСЫ. И текст Пушкиной и Мавринские рифы дали вкупе ощущение того, что одновременно тяжелее и мелодичней уже просто и быть не может. Кстати скажу, что кипеловскую СЛЕДУЙ ЗА МНОЙ, я в силу своих юношеских лет, просто тогда не понял, а по прошествии лет и взросления, пришло осознание страха от текста и нагнетающей музыки самой песни. ПРОЩАЙ НОРФОЛК и ЗОМБИ открывали альбом и как бы подготавливали к основному сюжету всей пластинки и задавали настроение. НЕ ХОЧЕШЬ-НЕ ВЕРЬ МНЕ, сразу после Антихриста, как бы давала немного разрядку в мистическом напряге, но учитывая, то что это продолжение ГЕРОЯ АСФАЛЬТА, задуманное авторами как целый блок песен, я конечно же осознал тоже намного позже. В общем, я влюбился в эту пластинку, в эту группу и во всё что с ней связано на долгие, долгие годы.
Вторым альбомом, с которым я познакомился в дискографии группы стал МАНИЯ ВЕЛИЧИЯ, и, наверное то, что я слушал его ещё не отойдя от восторга КРОВЬ ЗА КРОВЬ, он не произвёл такого же впечатления, и поначалу я отметил для себя лишь БИВНИ ЧЁРНЫХ СКАЛ и ТОРРЕРО. Осознание же гениальности альбома пришло много позже, вкупе с доскональным изучением истории группы, которой я заинтересовался уже в эпоху интернета, когда и смог соединить во едино ту колоссальную работу по выведению группы в свет в эпоху ещё социалистической диктатуры в рок музыке. Красивейшая баллада от Кипелова – МЕЧТЫ, стала тем фактом, что Валерий Александрович может сочинять как мощные боевики, так и обалденные медленные композиции. ЭТО РОК, ВОЛОНТЁР и ЖИЗНЬ ЗАДАРОМ – классные качёвые боевики. ПОЗАДИ АМЕРИКА, на которую был снят первый клип группы, лично меня отсылает, к популярной в СССР передаче Клуб путешественников. А вообще от пластинки очень веет чем то советским, для меня это конечно ностальгия, отсыл в школьную безмятежную юность.
НОЧЬ КОРОЧЕ ДНЯ стал третьим альбомом и на момент его прослушивания, он был самым новым. В то время я ещё ничего не знал о расколе в группе и о том, что Маврин уже в ней не играет, а место второго гитариста занял Сергей Терентьев, который превнес в звучание несколько другие нотки, а так же несколько шикарных песен. Помню, когда мой знакомый принёс кассету, я просто вставил её в магнитофон и с жадностью стал внимать новому и горячо любимому. Но и этому альбому не удалось победить КРОВЬ ЗА КРОВЬ в моём личном списке, и так же как и МАНИЮ ВЕЛИЧИЯ осознать его супергениальность, я смог только спустя годы.
На пластинке присутствуют две баллады, и какая из них лучше, я не могу определить до сих пор. Они обе шикарны. Разница лишь в том, что АНГЕЛЬСКАЯ ПЫЛЬ написана в соавторстве Дубинин-Холстинин, а ВОЗЬМИ МОЁ СЕРДЦЕ – Кипеловым. Вообще альбом НОЧЬ КОРОЧЕ ДНЯ у меня ассоциируется со сборником СДЕЛАНО В РОССИИ – первым видео концертом группы, выпущенным официально. Так как это сборник был построен с уклоном на концерт в поддержку недавно вышедшего альбома. Сама песня Ночь короче дня для меня, пожалуй, самая сильная на альбоме, и здесь заслуга опять Маргариты Пушкиной, очень философский и эпичный текст уносит в средние века в ночь перед казнью, такое ощущение, что самого себя. ПАРАНОЙЯ, ЗВЕРЬ, ДУХ ВОЙНЫ и КОРОЛЬ ДОРОГИ – традиционные быстрые боевики, определяющие темп и настроение всей пластинки. Кстати, УХОДИ И НЕ ВОЗВРАЩАЙСЯ, на мой взгляд вообще не подходит к остальным песням и выглядит, на мой взгляд, каким то неестественным пятном на этом музыкальном полотне. Но тем не менее не становится от этого хуже.
Эти три альбома и стали базой для моего личного увлечения АРИЕЙ, которые я познал в юношеском возрасте, в самом начале самостоятельной жизни. Потом в силу объективных жизненных обстоятельств мне попадались в основном только арийские сборники, куда входили песни с разных альбомов, чем я и довольствовался. Поэтому к полному ознакомлению с ГЕРОЕМ АСФАЛЬТА и С КЕМ ТЫ? Я подошёл уже слыша эти песни то там, то тут. И если учитывать тот факт, что в то время вся музыка у меня была исключительно на кассетах, то по прошествии некоторого количества лет появилась пластинка ИГРА С ОГНЁМ на CD.
Не знаю почему, но именно включая песни на CD, эффект от прослушивания почему то был несколько иным, может каким то меломанским что ли)
Итак, ИГРА С ОГНЁМ. Четвертый номерной альбом группы, для меня конечно он в первую очередь притягателен заглавной песней, это по сути рок-опера, одна из самых длинных песен группы. В дальнейшем, когда я вижу на постерах или где то в интернете изображение Жорика со скрипкой, то ассоциации только с ИГРОЙ С ОГНЁМ – моим фаворитом на пластинке.
БОЙ ПРОДОЛЖАЕТСЯ – очень мощная композиция, с супер вступлением, которое нагнетает атмосферу, а затем основная часть так выстреливает, что поневоле захватывает тебя, и не отпускает до самого конца песни. Плюс, конечно же шедевральный текст от Маргариты Пушкиной.
ЧТО ВЫ СДЕЛАЛИ С НАШЕЙ МЕЧТОЙ? – первая песня на альбоме, которая сразу даёт понять, что класс музыки, которая на этом альбоме однозначно не хуже, чем на предыдущем (ГЕРОЙ АСФАЛЬТА о котором поговорим, пожалуй, в самом конце).
РАБ СТРАХА, по сей день слушаю эту песню и каждый раз открываю для себя какие то новые смыслы в тексте.
РАСКАЧАЕМ ЭТОТ МИР – классный боевик, в арийском духе, но к моменту прослушивания альбома целиком, я, пожалуй слишком часто его слышал.
ИСКУШЕНИЕ – интересный вариант, на мой взгляд с прицелом на балладу, но в итоге получилась средентемповая арийская композиция.
В общем классная пластинка, не зря включена в золотой фонд АРИИ, ну или относится к золотому составу, хотя уже записанная с барабанщиком Александром Манякиным.
ГЕНЕРАТОР ЗЛА стал для меня следующим альбомом, который я открыл для себя. Очень многие музыканты, в том числе Михаил Бугаев (группа ГРАН-КУРАЖ) считают этот альбом одним из самых лучших, или даже самым лучшим, но у меня он стоит несколько особняком.
СМОТРИ, ГРЯЗЬ, ДЕЗИРТИР, ОБМАН – как всегда мощные качёвые боевики, с классными рифами, огненными соло. Учитывая, что на альбоме уже играет Терентьев, звук конечно в некотором роде поменялся, и однозначно хуже не стал.
Шикарная баллада ЗАКАТ, уже традиционно принадлежит перу Кипелова, очень лиричная и очень грустная.
ЗАМКНУТЫЙ КРУГ – супер песня, гимн байкеров однозначно. А вот ОТШЕЛЬНИК, БЕГИ ЗА СОЛНЦЕМ и ДЬЯВОЛЬСКИЙ ЗНОЙ для меня стали какими то экспериментальными что ли, не скажу, что я их не принял, но что то депрессивное в них проскакивает.
В 2000-х, уже появились компьютеры в личном пользовании, интернет раскрыл свои объятия и предлагал к скачиванию любую музыку, и один мой знакомый записал мне на диск все альбомы моей любимой группы. А так как моя работа тогда была связана с дальними поездками за рулём, то я смог прослушать не один раз все альбомы по порядку, начиная с МАНИИ ВЕЛИЧИЯ и заканчивая АРМАГЕДОНОМ, крайним на тот момент. И могу сделать вывод, что все альбомы АРИИ были записаны все в своё время, не раньше не позже. Когда слушаешь всё творчество подряд, то понимаешь, как развивалась группа, как в процессе записи использовались все новые примочки, а АРИЯ – это группа идущая всегда в ногу с прогрессом, отсюда и закономерный результат не спадающей популярности до сих пор. Конечно же изменения в звучании группы замечались всегда, когда менялся состав. И вот сейчас я бы хотел рассмотреть одну из ранних работ – альбом С КЕМ ТЫ?
Сами арийцы не любят разговаривать про этот альбом, по той причине, что хоть на обложке значится АРИЯ, по факту это первый альбом Мастера, но с вокалом Кипелова. И тем не менее, для меня это всё та же старая добрая АРИЯ. Как я уже и писал, альбомы я познавал не по их временному порядку, и уже прослушав очень большой объём материала группы, я начинаю вникать в С КЕМ ТЫ? Чтоб понимать всю глубину этой музыки, на мой взгляд, нужно слушать его строго после МАНИИ ВЕЛИЧИЯ.
ВОЛЯ И РАЗУМ – нетленная классика, мощь, драйв и рок-н-ролл в одном произведении, учитывая, что гитарные партии записал Андрей Большаков, альбом получился совсем в другом классе.
ВСТАНЬ, СТРАХ ПРЕОДОЛЕЙ! – супер гимн, для чего угодно, способный поднять кого угодно и на что угодно!
ЗДЕСЬ КУЮТ МЕТАЛЛ – настоящий эпос для хевиметаллической музыки, если хотите её определение.
С КЕМ ТЫ? – изначально песня антимилитаристическая, но в сегодняшних реалиях каждый понимает её в своём разрезе.
ИКАР и ИГРЫ НЕ ДЛЯ НАС – обе песни всё таки наиболее близки к арийскому стилю, на мой взгляд, классные и драйвовые.
Отдельно хочу сказать про инструментал Алика Грановского, это очень замечательное произведение и добавляет классицизма на пластинку.
Далее в порядке прослушивания идёт ГЕРОЙ АСФАЛЬТА. Вот только когда слушаешь все три первых альбома по порядку, не останавливаясь. Начинаешь понимать, чем каждый альбом хорош, и чем лучше следующий, но только благодаря предыдущему. ГЕРОЙ АСФАЛЬТА поистине стал культовым в своё время и перешёл в разряд легенд на сегодняшний день. В официальной версии это всего лишь шесть песен, но зато каких! Каждая песня – это отдельная история, отдельная самостоятельная музыкальная единица способная существовать в ранге легендарных, как в составе пластинки, так и отдельным синглом. Да, я готов петь дифирамбы этому шедевру) И мне не повезло, что к моменту прослушивания альбома, практически все песни я уже слышал и не смог покайфовать, так как если бы я слушал альбом первый раз от начала до конца. Здесь есть всё в плане музыки, один недостаток, альбом кончается, а хочется, чтоб продолжался и продолжался. Поэтому я не буду описывать свои впечатления от каждой песни, скажу лишь одно – это ШЕДЕВР! Ну а идея поставить вступлением песню в исполнении Робертино Лоретти, вызывает у меня вообще неописуемый восторг. БРАВО! АРИЯ!
Итак, 2002 год, год окончательного раскола группы. И, каюсь, как и многие, я тогда подумал, без Кипелова нет АРИИ…. А зря. Но не будем забегать вперёд, и окунёмся в прослушивание альбома ХИМЕРА. Почитатели группы разбились на два лагеря, кто то считает этот альбом одним из лучших, кто то провальным. Я не считаю себя музыкальным экспертом, и просто описываю свои впечатления от песен и альбома в целом. Для меня нет плохих песен у группы АРИЯ, просто каждая песня несёт именно свою энергетику, вызывает свои переживания, и самое главное не забывается ни одна.
ОСКОЛОК ЛЬДА – пожалуй мой фаворит, хоть и небольшим отрывом. Шикарная баллада о любви, проникновенная мелодия, суперское соло.
ХИМЕРА, НЕБО ТЕБЯ НАЙДЁТ, ГОРЯЩАЯ СТРЕЛА – мощные боевики, основа всего музыкального ряда альбома характеризующего его как арийский.
ШТИЛЬ – очень необычная песня, но из разряда «всё гениальное –просто».
Две песни ВОРОН И ВАМПИР у меня вызывают несколько двоякое чувство, песни классные, своеобразные, но на мой взгляд несколько выбиваются из общей концепции. Такое ощущение, что добивали ими альбом из за недостатка материала. Ну и учитывая, тот факт, что группа была уже на грани раскола, весь альбом пронизан чувством тревоги и напряжения. О чём чётко даёт понять песня Сергея Терентьева – Я НЕ СОШЁЛ С УМА. ТЕБЕ ДАДУТ ЗНАК – на мой взгляд, готовый гимн футбольным фанатам.
И вот случилось, то что случилось… 1 сентября 2002 года группа АРИЯ перестала существовать. Из состава одновременно ушли три музыканта во главе с вокалистом. Как и многие фанаты я воспринял этот факт очень негативно, моё сознание отказывалось это принимать, и как и многие я переключился на группу КИПЕЛОВ, которая стала достаточно успешно гастролировать, а потом и грянул нетленный хит Я СВОБОДЕН, и про АРИЮ я вообще перестал вспоминать.
Но я принял во внимание тот факт, что в группе остались два основных сонграйтера, два столпа, на которых и держалась вся группа. Забегая сейчас наперёд и проводя параллели со своей группой, я очень чётко понимаю роли Владимира Холстинина и Виталия Дубинина в группе. Это её основа, её двигатель, очень хороший и надёжный двигатель, который не подвёл в стрессовой ситуации. И в результате всяких разных событий, название группы осталось за её основателями, а группа получила новый состав и нового вокалиста в лице не менее легендарного АРТУРА БЕРКУТА.
КРЕЩЕНИЕ ОГНЁМ – альбом вышедший в 2003 году, с новым вокалистом и новым звучанием. Причём радикально новым. Я всё ещё не воспринимал новую АРИЮ всерьёз (дурак), но послушать, послушал. Тем более, что КОЛИЗЕЙ активно пиарился на НАШЕМ РАДИО, и на первый взгляд был очень даже ничего.
По альбому могу сказать, что работа получилась добротная, немного отпугивало новое звучание и новый вокал, всё таки привыкли к Кипелову, что тут скажешь. Из песен наиболее хитовые получились КОЛИЗЕЙ и КРЕЩЕНИЕ ОГНЁМ с мандалиновым вступлением, очень необычно. ТАМ ВЫСОКО – первая баллада в исполнении АРТУРА, очень неплохо. Весь альбом получился таким ровным, но каким то через чур кровавым что ли…. Слово кровь в каждой песне, в каждом куплете. Утяжёленный саунд меня держал в каком то ступоре, ну не понимал я всей концепции пластинки. Да, мощно, да, качественно, но что то не то…
В общем, так дальше и слушал я в основном КИПЕЛОВА, его Путь наверх и Реки Времен были всё таки ближе для меня, ну и конечно все ранние альбомы, не надоедают)
Но вот в 2006 году выходит АРМАГЕДОН! Не скажу, что восприятие было такое же как после первого прослушивания КРОВЬ ЗА КРОВЬ, но очень близкое к этому. Забегая вперёд, скажу, что это один из моих любимейших альбомов, и он у меня есть в оригинале на CD, с автографом АРТУРА БЕРКУТА!
Итак, открывает пластинку ПОСЛЕДНИЙ ЗАКАТ, по сути заглавная песня, но только взята основная идея песни. Мощь, скорость, гитары наваливают так, что хочется визжать от восторга. Сразу такой задел, что поневоле вспоминаешь ранние альбомы, где так же использовался такой же ход. Артур вывозит вокал на ура, а в записи концерта Живой Огонь, он ещё и делает супер шоу из каждой песни.
МЕЧЕНЫЙ ЗЛОМ – мрачная песня, но мощь не снижается ни на минуту, она захватывает тебя и не отпускает до самого конца.
СТРАЖ ИМПЕРИИ – меня лично отсылает к Звёздным войнам, я долго не мог разобрать, что там за вступление, а потом выяснилось, это голоса японских летчиков. Очень эпично.
НОВЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД – опять отсыл к истории, в этой песне на мой взгляд раскрывается история крестовых походов на Иерусалим, их жестокость и лишь жажда убийства и ничего более. Вся суть религии на мой взгляд…
МЕССИЯ – эту песню я бы поставил перед Новым Крестовым Походом. На мой взгляд, она бы стала предысторией, но опять же, это исключительно моё восприятие и мои мысли)
КРОВЬ КОРОЛЕЙ – отличный, мощный (не знаю, уже сколько раз я написал слово «мощный», но у меня ассоциации исключительно с этим определением) эпик. По моему, у Маргариты Пушкиной эпичные сюжеты получаются наиболее удачно.
ВИКИНГ – вступление в виде декламации Виталия Дубинина классно настраивает на сюжет песни. Сама композиция накручивается как раз вокруг вступления, и становится его развязкой. Класс!
ЧУЖОЙ – тут сразу вспоминается ужастик из 80х, а когда слушаешь весь альбом, по после Викинга в процессе прослушивания сразу вспоминается фильм Викинги против пришельцев.
СВЕТ БЫЛОЙ ЛЮБВИ – красивейшая баллада, АРТУР исполнил просто шедеврально. Вообще включение в хевиматалический альбом баллады, это как бы классическое правило. Сам тоже стараюсь, чтоб на моих альбомах тоже присутствовала баллада.
ТВОЙ ДЕНЬ – вот тут интересный факт. Эта песня за авторством АРТУРА БЕРКУТА. Очень хороший бодрый боевик, на мой взгляд с слегка размытым сюжетом, но это отнюдь её не портит. И вот то, что эта песня не вошла в ПЕРЕЗАГРУЗКУ, очень меня огорчило, но потом при беседе с Артуром, он мне рассказал все детали этой ситуации, но об этом позже.
Итак, после моего прослушивания альбома АРМАГЕДОН, я вновь обрёл группу, которую любил всей душой. В моём сознании чётко разложилось, что есть АРИЯ, а есть КИПЕЛОВ, и есть АРИЯ с КИПЕЛОВЫМ. Это всё супер классная музыка, которую я слушаю и которая не надоедает никогда. Но вот в 2006 году, как гром среди ясного неба – АРТУР БЕРКУТ покидает группу АРИЯ и у них теперь новый вокалист. Да что же такое?! Только вроде всё утряслось, только вроде начало выстраиваться в новое направление и опять всё заново…
И вот в начале 2012 года мне всё таки попадает в руки новый альбом моей горячо любимой группы, который я и ждал и боялся одновременно.
ФЕНИКС – самый противоречивый альбом из всей дискографии на мой взгляд. Но это и ожидаемо, смена даже одного музыканта в любой группе сразу несёт изменение в саунде (опять же по себе знаю), а тут вокалист сменился. Это ведь сразу всё по другому становиться, и подача и настроение и само восприятие песен. Думал, что никогда такого не скажу, но альбом мне, после первого прослушивания, не понравился, и я отложил его в сторону на несколько лет. Даже обложка альбома для меня стала какой то не выразительной, как будто набросок на скорую руку. Но всё перевернулось и встало на свои места, когда в период пандемии, Феникс вновь подвернулся мне. Я прослушал раз, потом второй, потом ещё и ещё и понял, это необычно, но очень круто. Опять же поспособствовал интернет, когда помимо самих песен начинаешь познавать, что стало темой для песни, что хотели выразить музыканты, какие мысли заложили в тексты.
Новый вокалист Михаил Житняков перешёл в АРИЮ из подмосковной группы ГРАН-КУРАЖ, которую я даже не слышал никогда, и этот факт подтолкнул меня к познанию этим молодых рокеров. И как оказалось это ещё одна классная группа, которая теперь в моём списке любимых стоит наряду с АРИЕЙ (пожалуй про ГРАН-КУРАЖ тоже напишу отдельно).
РАВНОВЕСИЕ СИЛ стала моей самой любимой песней на альбоме, как оказалось Маргарита Пушкина с Виталием Дубининым заложили в песню сюжет из Мастера и Маргариты (очень часто это произведение берётся за основу) причём это разговор Воланда и Левия Матвея, пронизывает до костей….
ИСТОРИЯ ОДНОГО УБИЙЦЫ и ЧЁРНАЯ ЛЕГЕНДА стоят у меня вместе, почему то эти обе песни мне кажутся выдержанными в одном стиле, хоть и написаны разными авторами. Кстати, в ЧЁРНОЙ ЛЕГЕНДЕ, при сочинении соло, Владимир Холстинин сделал как бы песню в песне, в соло так же присутствует вступление, куплет и припев – шедеврально.
БОИ БЕЗ ПРАВИЛ и ДАЛЬНИЙ СВЕТ, на мой взгляд, более выдержаны в арийском стиле, и являются такими позитивными пятнами, на мрачном холсте всего музыкального полотна.
ФЕНИКС – абсолютно точно является заглавной песней альбома, и по моему, Виталию Дубинину очень понравился элемент медленного вступления, который он потом использует в ПРОКЛЯТЬИ МОРЕЙ.
ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ и АТИЛЛА – на мой взгляд, дополняют мрачности, наряду с убийцей и легендой. Ну и РЕКВИЕМ – это просто самая грустная песня в мире…. Очень тяжело слушать, но очень классно.
Итак, я вновь обрёл свою любимую группу, да в новом обличье, да опять не привычно, но это всё тот же забойный хеви металл, который я полюбил ещё в школьные годы, а новый вокалист, на мой взгляд, внёс свежего воздуха в атмосферу группы. Немного жаль ГРАН-КУРАЖ, у них только начало всё получаться (да точно напишу отдельную статью про КУРАЖЕЙ).
ЧЕРЕЗ ВСЕ ВРЕМЕНА – двенадцатый студийный альбом группы АРИЯ. Это круто! Музыканты не останавливаются, они идут вперёд, и пишут новые песни, которые я всегда так жду. И этот альбом примечателен тем, что, на мой взгляд, АРИЯ возвращается к своему классическому саунду, и заглавная песня чётко это показывает с первым минут звучания.
ВРЕМЯ ЗАТМЕНИЙ, АНГЕЛЫ НЕБА и АТАКА МЕРТВЕЦОВ – определяют, на мой взгляд, настроение основной линии альбома, классные песни.
ГОРОД – песня за авторством Сергея Попова, немного выбивается из основного саунда, но очень понравилась.
ТОЧКА НЕВОЗВРАТА – авторская работа Михаила Житнякова, всё по канонам классики, на альбоме должна быть баллада и она есть. Супер дебют!
Владимир Холстинин отметился лишь одной композицией, у него тогда были проблемы со здоровьем, и даже пришлось его подменить его в туре, и конечно сессионным гитаристом стал никто иной, как Михаил Бугаев из ГРАН-КУРАЖА, очень талантливый и техничный музыкант и композитор. Песня БЕГУЩИЙ ЧЕЛОВЕК, написанная в соавторстве с Игорем Лобановым (КЭШ группа СЛОТ), на мой взгляд самая слабая вещь на альбоме.
Ну и в конце 2018 года АРИЯ выпускает новый, тринадцатый альбом - ПРОКЛЯТЬЕ МОРЕЙ. Конечно же эпоха развития интернета даёт новые возможности для продвижения и анонсирования, и группа выкладывала по одной песне перед выходом всего альбома, тем самым накаляя атмосферу перед релизом. Помню когда выложили ГОНКУ ЗА СЛАВОЙ, после прослушивания во мне прямо таки забурлили чувства, ВОТ ЭТО КРУТЬ! Песня сразу дала понять, новый альбом будет шедевральный.
Затем анонсировали ВАРЯГ – работа Холстинина, опять же в соавторстве с Лобановым. Вот это мощь, вот это крутотень. Две первых песни и обе в десятку, понятно, что как только релиз альбома состоялся, я сразу же купил его на ITUNES и принялся вдумчиво и внимательно прослушивать.
ЭРА ЛЮЦИФЕРА – работа Сергея Попова, проводит параллель с песней ГОРОД с альбома ЧЕРЕЗ ВСЕ ВРЕМЕНА, начинаю узнавать его стиль, он конечно же отличается от основного саунда группы, ну это и понятно, Сергей играл трэш в МАСТЕРЕ. Но песня забойная, текст канонический, отличная работа получилась. Хотя о второй композиции – АНГЕЛЫ НЕБА этого не скажешь, там классический арийский стиль, и где то я слышал, что сплагиачено с Мэйдонов, но я не заметил.
Ещё одна классическая вещь – ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ КОНЧАЕТСЯ НОЧЬ. Байкерская тема, классная песня. А вот ОТ ЗАКАТА ДО РАССВЕТА – пересказ Тарантиновского фильма, который мне не нравился никогда, какой то пустой, безидейный, такой и песня получилась, проходной боевичёк.
ЖИВОЙ – опять работа Попова, опять его характерный, отличительный стиль. По мне песня тяжеловата для восприятия, и я не сразу её понял и принял. Тут нужно глубоко думать, пробирает до костей.
ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ, ДЫМ БЕЗ ОГНЯ, ПУСТЬ БУДЕТ ТАК – отсылают к ЗОВУ БЕЗДНЫ из ЧЕРЕЗ ВСЕ ВРЕМЕНА, не знаю почему, это исключительно моё восприятие.
УБИТЬ ДРАКОНА – двоякое впечатление от песни, Миша на ней поёт в мегафон, и этот эффект оставили и на альбоме, не скажу, что я в восторге, но, да что то новенькое, но песня, на мой взгляд, всё таки, несколько депрессивна. Наверное клип так настроил меня.
И вот заключительная песня, она же и заглавная – ПРОКЛЯТЬЕ МОРЕЙ. На мой взгляд лучшее творение Виталия Дубинина. Здесь перекликается и Игра с огнём по своей структуре метал оперы, и вступление как у Феникса, и характерный арийский стиль саунда. У музыкантов получилось изваять шедевр, взяв всё лучшее, что у них было. Структура песни до того разнообразна, что за время звучания переживаешь всех ПИРАТОВ КАРИБСКОГО МОРЯ в голове. Мой фаворит на пластинке однозначно, да и во всей дискографии песня в лидерах моего личного хит-парада. Такое не повторить! Браво Виталий Дубини, Браво, АРИЯ!
Видео с концерта ГОСТЬ ИЗ ЦАРСТВА ТЕНЕЙ ещё раз показало, что АРИЯ – ВЕЛИКАЯ ГРУППА! И это отметили не только в России но и в Европе, шоу назвали лучшим в 2019 году.
Так же хочу упомянуть сольный проект ВИТАЛИЯ ДУБИНИНА – БАЛ-МАСКАРАД, который вышел в 2022 году. Предысторией стала запись Героя Асфальта, в тандеме с Мавриным, где Виталий Алексеевич постарался переложить арийскую нетленку и получилось очень даже интересно, хоть и очень необычно, но меня лично отсылает к альбому Авария, там тоже некоторые песни замедлили и было очень даже слушабельно.
Но БАЛ-МАСКАРАД это конечно моща получилась. Как говорит сам автор, в него вошли песни, которые были отвергнуты арийскими музыкантами, а пандемия дала время для творчества. А самое главное для меня стало то, что в команду Виталий взял Маврина и Бугаева. Последний, кстати отличился в большей степени даже, используя свой композиторский талант, стал соавтором музыки.
Ну и вишенкой на торте стала ЖИТЬ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, на которую был снят клип, по типу Замыкая круг Криса Кельми, в котором Дубини и поучаствовал в своё время. Для записи собрали всех лучших вокалистов русского металла и выдали новый шедевр. Ещё раз БРАВО, Виталий Дубинин!
Теперь нам остаётся только ждать новых песен от арийцев, думаю, что не обойдётся и без новых колобараций этих супер талантливых музыкантов. И я думаю, что новое, не заставит себя долго ждать.
Удачи, друзья!