Найти тему
Wi-Fi Free

Наши телефоны делают нас несчастными. Как же избежать многочасового бездумного смотрения в экран

Оглавление
Смартфоны могут вызывать почти привыкание или, по крайней мере, вредную привычку.
Смартфоны могут вызывать почти привыкание или, по крайней мере, вредную привычку.

Смартфоны могут вызывать почти привыкание или, по крайней мере, вредную привычку.

Вряд ли кто-то из вас с этим поспорит (особенно родители).

Один из способов - понять, как и почему вы вынуждены тратить столько времени на смартфоны.

Другой способ - просто убрать телефон подальше. Серьезно, например, убрать его в другую комнату, где вы не сможете его видеть или трогать до тех пор, пока он вам действительно не понадобится.

Игровой автомат в вашем кармане

Вам наверняка приходилось бороться с тем, что вы не можете уснуть, прокручивая страницу в интернете ночью вместо того, чтобы спать, или чувствуете, что срабатывает от звонка нового уведомления. Во многом это связано с тем, что многие приложения, включая игры и платформы социальных сетей, созданы для того, чтобы захватить ваше внимание и заставить вас вернуться.

Объяснение такого поведения можно найти в работах психолога Б.Ф. Скиннера. Будучи аспирантом в Гарварде в 1930-х годах, Скиннер изобрел тип коробки-головоломки, которую психологи и технологи теперь называют коробкой Скиннера, и оборудовал ее для изучения поведения крыс и голубей.

В одном знаменитом эксперименте, когда животные нажимали на рычаг или постукивали по стеклу, они получали положительное подкрепление, например кусочек еды.

Скиннер понял, что, когда они выяснили причину и следствие, животные будут дергать за рычаг только тогда, когда будут голодны. Но если Скиннер ввел в уравнение случайность, и животные не знали, получат ли они вознаграждение, они продолжали дергать за рычаг снова и снова, иногда навязчиво.

Один голубь в поисках награды постукивал по стеклу 2,5 раза в секунду в течение 16 часов.

Чуть более десяти лет назад Наташа Шюлль, культурный антрополог и доцент Нью-Йоркского университета, написала книгу под названием "Зависимость от дизайна: Азартные игры в Лас-Вегасе. И она была удивлена, что многие люди используют ее исследования для описания того, как социальные сети заманивают людей в ловушку так же, как мигающие коробки на полу казино.

В одном из интервью она сравнила некоторые приложения с коробками Скиннера, а опыт бездумного просмотра фотографий на Facebook уподобила игровым автоматам.

"Вы продолжаете щелкать, как будто собираетесь сорвать какой-то маленький джекпот, где вы узнаете кого-то или это наведет вас на какую-то интересную мысль. Так что вы просто продолжаете".
"Есть что-то, что действительно озадачивает мозг млекопитающих и заставляет вас продолжать".

В наших телефонах полно "коробок Скиннера", призванных завлечь нас и заставить выполнять простые действия в поисках случайного вознаграждения. Для игрового автомата положительным подкреплением являются деньги. Но в приложениях для социальных сетей не так ясно, что мы ищем, что может объяснить, почему мы открываем TikTok перед сном, моргаем пару раз, а прошло уже два часа.

Однако почему платформы хотят, чтобы мы это делали, совершенно ясно. Чем больше времени мы проводим в приложении и взаимодействуем с ним - нажимаем на уведомления, прокручиваем видео и так далее, - тем больше данных о нашем поведении получает платформа и тем больше денег она может заработать, продавая эти данные или доступ к вашему вниманию рекламодателям.

Чтобы понять, как эти машины были созданы, чтобы держать нас на крючке, нам нужно обратиться к работам Б. Дж. Фогга, который в конце 90-х годов стал пионером в области компьютеров как технологий убеждения.

Сейчас он называет это просто дизайном поведения. По словам Фогга,

"убеждающий компьютер - это интерактивная технология, которая может изменить отношение или поведение человека",

и Кремниевой долине нравится эта идея.

Фогг основал в Стэнфорде Лабораторию поведенческого дизайна, которая стала питательной средой для основателей стартапов. Один из самых известных ее бывших студентов - Майк Кригер, сооснователь Instagram.

"Фогг испытывал двойственное удовлетворение от примера Instagram, поскольку чувствовал себя отчасти ответственным за него и, возможно, отчасти виноватым".

Но не академики строили коробки Скиннера в наших карманах. В конце концов, это были инженеры-программисты, которые, вероятно, обращали меньше внимания на учебники по психологии, чем на то, как мы на самом деле используем эти приложения.

Особенности, которые удерживают нас на крючке, и как их избежать

Если вы знаете, какие функции приводят к навязчивому использованию, вы можете не дать себе втянуться.

Автовоспроизведение и уведомления - очевидные функции, которые можно - и нужно - отключить в телефоне.

Бесконечная прокрутка - похожая функция, которую не так просто отключить. В некоторых приложениях, например в Instagram, есть функция, которая подскажет вам, что нужно сделать перерыв или установить дневной лимит.

Apple и Google предлагают набор функций для ограничения использования определенных приложений. В iOS это называетсяScreen Time, а в Android - Digital Wellbeing.

3 простые вещи, которые нужно сделать:

Никто не должен чувствовать себя беспомощным в мире, перенасыщенном приложениями.

Вы можете обновить свои настройки, чтобы сделать свой телефон менее навязчивым.

Тристан Харрис, бывший студент Б. Дж. Фогга и соучредитель Центра гуманных технологий предложил три совета, которые не потеряли смысла и сегодня:

  • Отключите все автоматические уведомления
  • Сделайте свой экран серым
  • Ограничьте свой домашний экран необходимыми, повседневными инструментами

Если вам интересны наши статьи - подписывайтесь на канал, ставьте лайки и делитесь с друзьями.

А так же читайте другие наши статьи: