Смартфоны могут вызывать почти привыкание или, по крайней мере, вредную привычку.
Вряд ли кто-то из вас с этим поспорит (особенно родители).
Один из способов - понять, как и почему вы вынуждены тратить столько времени на смартфоны.
Другой способ - просто убрать телефон подальше. Серьезно, например, убрать его в другую комнату, где вы не сможете его видеть или трогать до тех пор, пока он вам действительно не понадобится.
Игровой автомат в вашем кармане
Вам наверняка приходилось бороться с тем, что вы не можете уснуть, прокручивая страницу в интернете ночью вместо того, чтобы спать, или чувствуете, что срабатывает от звонка нового уведомления. Во многом это связано с тем, что многие приложения, включая игры и платформы социальных сетей, созданы для того, чтобы захватить ваше внимание и заставить вас вернуться.
Объяснение такого поведения можно найти в работах психолога Б.Ф. Скиннера. Будучи аспирантом в Гарварде в 1930-х годах, Скиннер изобрел тип коробки-головоломки, которую психологи и технологи теперь называют коробкой Скиннера, и оборудовал ее для изучения поведения крыс и голубей.
В одном знаменитом эксперименте, когда животные нажимали на рычаг или постукивали по стеклу, они получали положительное подкрепление, например кусочек еды.
Скиннер понял, что, когда они выяснили причину и следствие, животные будут дергать за рычаг только тогда, когда будут голодны. Но если Скиннер ввел в уравнение случайность, и животные не знали, получат ли они вознаграждение, они продолжали дергать за рычаг снова и снова, иногда навязчиво.
Один голубь в поисках награды постукивал по стеклу 2,5 раза в секунду в течение 16 часов.
Чуть более десяти лет назад Наташа Шюлль, культурный антрополог и доцент Нью-Йоркского университета, написала книгу под названием "Зависимость от дизайна: Азартные игры в Лас-Вегасе. И она была удивлена, что многие люди используют ее исследования для описания того, как социальные сети заманивают людей в ловушку так же, как мигающие коробки на полу казино.
В одном из интервью она сравнила некоторые приложения с коробками Скиннера, а опыт бездумного просмотра фотографий на Facebook уподобила игровым автоматам.
"Вы продолжаете щелкать, как будто собираетесь сорвать какой-то маленький джекпот, где вы узнаете кого-то или это наведет вас на какую-то интересную мысль. Так что вы просто продолжаете".
"Есть что-то, что действительно озадачивает мозг млекопитающих и заставляет вас продолжать".
В наших телефонах полно "коробок Скиннера", призванных завлечь нас и заставить выполнять простые действия в поисках случайного вознаграждения. Для игрового автомата положительным подкреплением являются деньги. Но в приложениях для социальных сетей не так ясно, что мы ищем, что может объяснить, почему мы открываем TikTok перед сном, моргаем пару раз, а прошло уже два часа.
Однако почему платформы хотят, чтобы мы это делали, совершенно ясно. Чем больше времени мы проводим в приложении и взаимодействуем с ним - нажимаем на уведомления, прокручиваем видео и так далее, - тем больше данных о нашем поведении получает платформа и тем больше денег она может заработать, продавая эти данные или доступ к вашему вниманию рекламодателям.
Чтобы понять, как эти машины были созданы, чтобы держать нас на крючке, нам нужно обратиться к работам Б. Дж. Фогга, который в конце 90-х годов стал пионером в области компьютеров как технологий убеждения.
Сейчас он называет это просто дизайном поведения. По словам Фогга,
"убеждающий компьютер - это интерактивная технология, которая может изменить отношение или поведение человека",
и Кремниевой долине нравится эта идея.
Фогг основал в Стэнфорде Лабораторию поведенческого дизайна, которая стала питательной средой для основателей стартапов. Один из самых известных ее бывших студентов - Майк Кригер, сооснователь Instagram.
"Фогг испытывал двойственное удовлетворение от примера Instagram, поскольку чувствовал себя отчасти ответственным за него и, возможно, отчасти виноватым".
Но не академики строили коробки Скиннера в наших карманах. В конце концов, это были инженеры-программисты, которые, вероятно, обращали меньше внимания на учебники по психологии, чем на то, как мы на самом деле используем эти приложения.
Особенности, которые удерживают нас на крючке, и как их избежать
Если вы знаете, какие функции приводят к навязчивому использованию, вы можете не дать себе втянуться.
Автовоспроизведение и уведомления - очевидные функции, которые можно - и нужно - отключить в телефоне.
Бесконечная прокрутка - похожая функция, которую не так просто отключить. В некоторых приложениях, например в Instagram, есть функция, которая подскажет вам, что нужно сделать перерыв или установить дневной лимит.
Apple и Google предлагают набор функций для ограничения использования определенных приложений. В iOS это называетсяScreen Time, а в Android - Digital Wellbeing.
3 простые вещи, которые нужно сделать:
Никто не должен чувствовать себя беспомощным в мире, перенасыщенном приложениями.
Вы можете обновить свои настройки, чтобы сделать свой телефон менее навязчивым.
Тристан Харрис, бывший студент Б. Дж. Фогга и соучредитель Центра гуманных технологий предложил три совета, которые не потеряли смысла и сегодня:
- Отключите все автоматические уведомления
- Сделайте свой экран серым
- Ограничьте свой домашний экран необходимыми, повседневными инструментами
Если вам интересны наши статьи - подписывайтесь на канал, ставьте лайки и делитесь с друзьями.
А так же читайте другие наши статьи: