Найти в Дзене
Рабудни

Дружелюбие или конкуренция: что лучше на работе?

Если рассуждать глобально, то на каждой работе вас может ждать либо дружелюбная, либо конкурентная среда. На разных уровнях даже в одной компании может быть разная атмосфера. Это говорит либо о специфике отделов, либо о неграмотной работе департамента управления. 1. Понятные и контролируемые правила повышения в должности. Одним из важных критериев, из-за которого возникает конкурентная среда – это отсутствие внятных правил, по которым осуществляется повышение в должности. Часто бывает такой подход: ну надо выполнить сверх того, что входит в твои обязанности и доказать лучше цифрами, что ты достоин и принес прибыль компании. Чаще всего, в таких компаниях вы сначала de-facto становитесь тем, до кого вас должны повысить, а потом вас повышают. В дружелюбных компаниях часто есть критерии – они могут быть довольно занудными, но они есть, и вы четко понимаете, что и как нужно сделать, чтобы получить повышение. Это снимаете напряженность в отделе/группе, конкуренция обычно ниже. 2. В такой ср
Оглавление

Если рассуждать глобально, то на каждой работе вас может ждать либо дружелюбная, либо конкурентная среда. На разных уровнях даже в одной компании может быть разная атмосфера. Это говорит либо о специфике отделов, либо о неграмотной работе департамента управления.

Источник фото: https://lifehacker.ru/konkurenciya-unichtozhila-druzhbu/
Источник фото: https://lifehacker.ru/konkurenciya-unichtozhila-druzhbu/

В дружелюбной среде чаще всего:

1. Понятные и контролируемые правила повышения в должности. Одним из важных критериев, из-за которого возникает конкурентная среда – это отсутствие внятных правил, по которым осуществляется повышение в должности. Часто бывает такой подход: ну надо выполнить сверх того, что входит в твои обязанности и доказать лучше цифрами, что ты достоин и принес прибыль компании. Чаще всего, в таких компаниях вы сначала de-facto становитесь тем, до кого вас должны повысить, а потом вас повышают. В дружелюбных компаниях часто есть критерии – они могут быть довольно занудными, но они есть, и вы четко понимаете, что и как нужно сделать, чтобы получить повышение. Это снимаете напряженность в отделе/группе, конкуренция обычно ниже.

2. В такой среде очень часто все решается на основании переговоров всей команды или отделов между собой. Т.е. не существует какого-то лица, которое императивно своей волей принимает решение, не советуясь ни с кем. Либо такое лицо есть, но это уже верхний уровень менеджмента. С одной стороны, обсуждение и коллективное принятие решение - это круто, потому что можно учесть интересы всех сторон и размазать свою ответственность. Но с другой стороны, само решение принимается настолько долго, что эффективность процессов падает.

3. Любые проблемы обсуждаются и не замалчиваются. Все относятся друг к другу с пониманием, потребности каждого стараются удовлетворить. А если удовлетворить не могут, то задают общие понятные правила, которые действуют для всех.

Конкурентная среда отличается тем, что:

1. Обычно непонятные правила повышения или получения бонусов. Человек человеку волк, потому что никто не знает, как получить повышение. Надо много работать? Надо подлизывать начальнику? Надо получить самую большую прибыль? Все это создает ощущение напряженности, но и активности. Такой подход толкает к развитию и постоянному самосовершенствованию, что выгодно как для компании, так и для сотрудников.

2. В такой среде часто все решается на основании авторитета сильнейшего. Поскольку каждый пытается перетянуть одеяло на себя, то здесь важно занять какое-то лидирующее место и потом стараться его удерживать. Удержание происходит за счет консолидации власти в своих руках, многие решения должны проходить через руководство, чтобы оно было в курсе где и что может пошатнуть его власть.

3. Такая среда свойственна для продающих отделов даже в условно дружелюбных компаниях. Поскольку такие отделы борются за клиентов и соответственно премии, то выстроить грамотную мотивацию в таких отделах без волчьего настроя сложно. Более того, на мой взгляд, компании (руководителю) выгодно стравливать между собой таких людей, чтобы они активнее воевали. Главное вовремя успеть отконтролировать возрастающее напряжение среди сотрудников.

4. Часто в таких компаниях любят манипулировать. Поскольку люди мотивированы отвоевать место под солнцем, то они не гнушаются ничем, особенно если общий климат в компании не отслеживается эйчарами.

В свое время мне приходилось работать в разных компаниях и отделах. Могу точно сказать, что дружелюбная среда очень плодотворно сказывается на вашем психологическом здоровье, потому что вы чувствуете защищенность, поддержку вокруг и понимаете, что вас услышат.

С другой стороны, развитие в таких спокойных и размеренных компаниях замедляется в разы. То, что я получила в конкурентной среде, я не смогла бы получить в такой компании. Когда ты постоянно с кем-то борешься, ты научаешься эффективным навыкам коммуникации, умеешь продавливать и быстро решать задачи. Но такой подход сильно эмоционально выматывает.

Кажется, что чем моложе, тем в более конкурентной среде надо работать, чтобы научиться выживать и отбивать место под солнцем и самое главное – научиться ценить дружелюбные компании 😊

P.S. У меня также есть канал о путешествиях по России с советами и вдохновляющими идеями) Если интересно, присоединяйся: https://t.me/Workaholic_Reisen