К слову сиквел, как правило, у людей немного предвзятое отношение. А порой даже и негативное. Мол, зачем доить франшизу, если и так все логично закончилось? А после такого тезиса обычно следует лекция о зажравшихся медиамагнатах, безжалостном бизнесе и святотатстве. Подобные реакции, безусловно, возникают не просто так. Взять, например, последних “Терминаторов”, “Матрица 4”, новую трилогию “Звездные войны” и “Индиана Джонс и Колесо судьбы”, где 81-летний бедняга Харрисон Форд пытается выжить на съемочной площадке. Без всех этих сиквелов мы могли бы прекрасно обойтись.
Весь этот негатив можно понять, но, к сожалению, он приводит людей к девизу: “Не смотрел, но осуждаю” и синдрому утенка. А это печально. Поскольку далеко не все сиквелы и триквелы плохи. Порой бывает так, что они переплевывают оригиналы. Да, эта тема очень дискуссионная. Но сложность лишь повышает ее интересность!
Предлагаем вам вспомнить сиквелы известных видеоигр, которые народ несправедливо недооценил. Всех милости просим в новую подборку. По-традиции, это будет цикл. В данной части мы вспомним о двух скандальных не “сиквелах”, а “триквелах”, которые возмутили даже самых преданных фанатов.
Mafia III
Ну что ж, давайте начнем с действительно сложного случая - Mafia III. Главный провал 2016-го, а может и вовсе всех 10-х годов. Проект получился действительно многострадальным, а свежеиспеченную студию Hangar 13 хотели распять на кресте. Сложно представить лица бедных разработчиков, ведь Mafia III - это их дебют.
На старте в игре было плохо абсолютно все. Перечислить каждый косяк будет сложновато, но мы рискнем. Пожалуй, в первую очередь стоит выделить:
- Миллион багов.
- Обязательный душный гринд с захватом районов, без которых нельзя пройти сюжет.
- Уход из классического сеттинга мафии 30-40-х годов и так далее!
Но, пожалуй, самая скандальная тема - это раса главного героя. Да, протагонист Линкольн Клей - чернокожий парень. Все, игру можно отменять уже на этом моменте. Такая яркая реакция объяснима тем, что мы привыкли… к итальянцам в красивых костюмах, а не к огромному метису, который голыми руками может всех порвать, как Халк. И вдобавок к этому можно приплести сюжет, который якобы строится вокруг “повесточки” и притеснения чернокожих.
Всего этого было достаточно, чтобы с чистой совестью удалить игру. Но со временем игру причесали и привели в порядок. Сегодня ее можно вполне нормально пройти и не умирать от багов. Но стоит ли оно того? Да!
Во-первых, тут действительно очень крутой сюжет, который многие игроки не поняли из-за неверных ожиданий. На дворе закат 60-х годов. Мир изменился и криминал тоже. Стильные итальянские мафиози ушли в прошлое. Олицетворением забытой эпохи стал старенький Вито Скалетта, который давно утратил свой прежний мафиозный шик.
Во-вторых, сеттинг 60-х, который крайне редко фигурирует в видеоиграх. Атмосфера тех лет передана великолепно, начиная от суперского саундтрека, заканчивая проработанным Нью Бордо, который является правдоподобной копией Нового Орлеана. Рассекать на ретрокарах под лучшие хиты 60-х, созерцая пейзажи закатного города - это балдеж.
Завязка игры может показаться довольно банальной. Главный герой Линкольн - ветеран Вьетнама. Он молодой, злой и разочарованный. Это, к слову, весьма болезненная тема для многих американцев. И громила Линкольн поначалу действительно кажется глупым громилой с максимально простой мотивацией. Когда местный криминальный авторитет убивает его близких, наш герой тупо идет мстить.
Да, простенько. Но это компенсируется очень стильным и необычным методом повествования в стиле “интервью” и “документальной хроники”. Все катсцены срежиссированы действительно по голливудски. Да и персонажи тут получились живыми и харизматичными. Клей выгодно подчеркивает их индивидуальности своей “нарочитой простотой”.
И, кстати, именно эта его черта, которая поначалу раздражает, в процессе игры начинает нравится. Он становится глубже и сложнее ближе к финалу. И в отличие от “сомневающихся” героев первых двух частей, Линкольн возмутительно крут и решителен. Сказал, что всех замочу, значит так оно и будет!
Да, гринд бесит и он никуда не делся. Можно забить и смириться. А если уж совсем туго, тогда ставьте “No Fucking Grind Mod”, который убирает из игры примерно 60% надоедливого гринда. Такое решение подойдет только для ПК-бояр.
Увы, получилось исправить не все баги. Отражения в игре - кринж. Интеллект болванчиков - очень тупой. И это… в принципе все. Больше придраться не к чему. А особенного внимания заслуживают DLC, в которых нет даже намеков на баги. Новые крутые миссии и даже парочка новых клевых механик.
Да, досадно вышло. Если бы Hangar 13 не торопили, у них вышло бы не “разочарование года”, а “игра года”. Mafia III - это достойное, смелое и хорошее продолжение великой серии. Вспомните, даже вторую часть смешивали с грязью на старте. И где эти хейтеры теперь? Переобулись в воздухе и кричат “шедевр”. А “повесточки” в Mafia III нет. По крайней мере в том смысле, который имеется в виду сегодня. Темнокожее население США действительно страдало от притеснений в 60-е. Но даже учитывая этот факт, Mafia III не делает на этом основной акцент. То есть, никаких перегибов.
Резюмируя, можно настаивать на том, что Mafia III - это действительно недооцененный сиквел, которому просто не повезло. А когда студия попала под каток критики игроков, казалось, что им конец. Однако они полностью реабилитировались в Mafia: Definitive Edition. И ходят слухи, что Hangar 13 уже активно трудятся над четвертой частью мафии… Это будет интересно!
Max Payne 3
Серия Max Payne имеет не менее культовый статус, чем Mafia. Мрачная, трагическая и нуарная история о полицейском, потерявшем все, завоевала сердца миллионов. Бесконечный снегопад, ночной Нью-Йорк, забывший солнечный свет… и безумный одиночка, который бросил вызов всему миру. Да, этот образ ни с кем не перепутаешь. Неуместная и застывшая улыбка на лице, гавайская рубашка под расстегнутым кожаным пальто в дикий мороз - все это Макс Пейн.
Чтобы перечислить всю сакральность и важность первой части, у нас уйдет слишком много времени. В 2001 году Remedy удалось создать поистине шедевральную игру. А вот через два года выпустили сиквел - Max Payne 2: The Fall of Max Payne, который делали уже не финны, а Rockstar. И Remedy никак не участвовали в разработке.
Сиквел получил очень высокие оценки критиков. Но вот обычные игроки… были не так благосклонны. Где квадратная физиономия любимого Сэма Лейка? Где этот дурацкий прищур? Где гавайская рубашка в конце концов? Да, в сиквеле внешность Макса была срисована с американского актера Тимоти Гиббса. Ну хоть голос прежним остался.
В целом сиквел получился классным, за исключением нескольких идиотских миссий (это мы о тебе Винни Гоньитти) и странных логических переосмыслений первой части. Казалось вот, достойный финал. Не даром в названии сказано “The Fall of Max Payne”. Однако, спустя 9 лет выходит триквел! Сказать, что у фанатов подгорело - это ничего не сказать. Хай был поднят зверский. Что вообще происходит?
Почему Макс опять на себя не похож? Зачем его сделали скуфом-алкоголиком? Где нуарный, зимний Нью-Йорк? Причём тут Бразилия, прости господи?! Комиксный тип повествования убрали… и сам Макс уже больше… не полицейский. В общем, ровно, как и с Mafia III, олдфаги хватались за бороду и причитали о том, как их снова обманули, подсунув им нечто совсем другое.
Да, игра еще не успела выйти, а поток истерики было уже не остановить. Но “рокстары” не будут собой, если они начнут потакать визгам в социальных сетях. Они пошли на риск и перелопатили практически все. И лишь спустя годы пришло осознание, что Rockstar создали новый шедевр, не уступающий оригиналу.
Быстро пройдемся по основным деталям. Во-первых, удивительно, как после событий первых двух частей, Макс просто не повесился. Он дважды потерял смысл жизни и чудом сохранил адекватность. Ну… вернее то, что от нее осталось. Естественно, он крепко запил. И все мы помним его любовь к болеутоляющим. Максон стал плохо выглядеть. Состарился. Располнел. И, что очевидно, повесил значок полицейского на гвоздь. Цель простая - напиться до той отметки, пока организм не скажет: “Я устал, я ухожу”. Но по иронии судьбы, откуда не возьмись “странный” знакомый предлагает ему подработать телохранителем у одной богатой семейки в Бразилии. Мол, приключение на 5 минут! Солнце, бабы, пляж, коктейли! Кайф, да и только.
Макс сложил два и два, а потом согласился. И, естественно, все пошло не по плану. Чтобы не пересказывать весь сюжет, ограничимся тем, что его “судьба” повторилась в третий раз. Снова заговор элит и криминального мира, снова дама в беде, снова предательство и снова он один против всего мира.
Третья часть, несмотря на отсутствие традиционного нуара, комиксной подачи и пафосных реплик, стала намного серьезней, глубже и взрослей. И даже более жестокой. И пусть ядовитые краски не вводят вас в заблуждение. Основной мрак истории находится в душе Макса. И… пафосный внутренний монолог, кстати, никуда не делся.
Многих игроков раздражал постоянный эффект глитча в катсценах. Но они были придуманы не просто так. Глитч символизирует состояние Макса. Чем сильнее эффект, тем ему хуже. И обратите внимание, что когда мы приближаемся к финалу и Пейн берет себя в руки… глитча нет!
В своем последнем “крестовом походе” Макс снова берет себя в руки и совершает невозможное. Ранее он просто искал смерти. Будь то наркотики, алкоголь или пуля в подворотне. Однако в конце, Максон серьезен, как ядерная война и он рискует всем. И мы получаем счастливый финал! То самое избавление и покой. Старина Макс наконец-то отпускает всю боль и ужас, а потом уходит в закат. Причем буквально. Таким образом, Rockstar подарили ему тот самый заслуженный финал, благодаря которому один из самых известных героев видеоигр дедушка Макс, может уехать на пенсию. В этот раз навсегда.
В целом, Max Payne 3 - это один самых крутых сюжетноориентированных боевиков вообще. Но не историей единой хорош триквел. Геймплейная формула Макс Пейна была доведена до идеала. Слоу-мо - наше почтение. Движок “euphoria” дарит потрясающие анимации и реалистичную физику. Перестрелки сложные и заставляют потеть. А на высоком уровне сложности начинается настоящий ад.
Макс не может как раньше носить в заднем кармане брюк десять автоматов и дробовиков. Реализм дополняется еще и тем, что наш герой ограничивается двумя одноручными пушками в кобуре и одним большим оружием в руке. Такой подход максимально положительно сказывается на погружении в игру. И пушек в Max Payne 3 много! Кончились патроны в автомате? Подбирай с убитого врага другую волыну и бегом в укрытие!
Игре уже 12 лет. И возникает ощущение, что у Max Payne 3 банально нет аналогов. Максон великолепно состарился и по сей день удивляет технологичностью игрового процесса. О, кстати. Скачайте себе весь саундтрек. Он по-любому попадет в ваш плейлист.
Итог
Ну что ж, на этом у нас все. Казалось бы, всего лишь две игры, а дискутировать о них можно бесконечно! Если вы в них не играли, то это дело надо быстренько исправить. В этом мы готовы подсобить. Всех и каждого приглашаем к нам на GGSel – большой маркетплейс цифровых товаров, где найдется все и даже больше.
Какие недооцененные продолжения игр вы бы хотели увидеть в следующей подборке? Обязательно поделитесь своими вариантами в комментариях. А за сим прощаемся и желаем всем приятной игры!