Найти в Дзене
Гаврилины сказы

ВИРМА: древнее село на Белом море

В 30 км от мрачного города Беломорска, на берегу студеного Гандвика, в окружении лесов, болот и диких трав стоит старинное село Вирма. О его древней истории свидетельствует упоминание села в писцовых книгах Обонежской пятины под 1563 годом: "В Вирме реке... поставлена церковь... Петр и Павел, а у церкви... деревня... 1 двор дьяка, 1 двор пономарский, 1 двор монастырский... 17 дворов крестьянских, 11 дворов бобыльских"...

Вирма с высоты птичьего полета. Фото из открытых источников
Вирма с высоты птичьего полета. Фото из открытых источников


Как следует из писцовых книг, на момент строительства церкви, в Вирме уже давно жили люди. До разгрома новгородских ратей войсками Ивана 3 на берегах Шелони, виремская округа принадлежала небезызвестной боярыне Марфе Борецкой. После новгородско-московских войн, из которых Москва вышла победителем, уделы Марфы-посадницы отошли в равных долях к Москве и Соловецкому монастырю. Несмотря на относительную труднодоступность Вирмы, поживиться здесь было чем. Основным виремским продуктом была соль, которую местные жители вываривали из морской воды, и выгодно продавали в Центральную Россию. Ведь, как уже неоднократно говорилось, соль в ту далекую пору являлась единственным консервантом, и приносила крупные прибыли.

Старые дома Вирмы. Фото автора 2024 г
Старые дома Вирмы. Фото автора 2024 г


С открытием месторождений каменной соли, солеваренный промысел пришел в упадок. Но в Вирме нашли и другие источники дохода. У поморов в свое время бытовала поговорка "Море - это наше поле". В соответствии с ней перестроились и жители. Рыболовство, добыча пушного зверя и тюленя на долгие годы стали основой экономики Вирмы. Разошлись ребята знатно: к концу 19 столетия в селе насчитывалось более 70 дворов, а рыболовный флот состоял из пятидесяти с лишним шняк (промысловых судов). При советской власти добыча даров моря только ширилась: помимо рыбы стали добывать ламинарию, консервировали рыбу, и даже организовали молочную ферму. Колхоз "Труженик" считался одним из самых крепких во всем Карельском поморье.

Вирма в 1966 году. Фото из личного архива М. Р. Подлесской
Вирма в 1966 году. Фото из личного архива М. Р. Подлесской


По странному стечению обстоятельств, в Новой России всё это дело благополучно загнулось. Видимо, люди перестали потреблять рыбу и морскую капусту, или рыночек всех порешал. Да только стал народ из Вирмы разъезжаться, и в настоящее время из постоянных обитателей некогда большого рыболовецкого села осталось человек 15. Правда, многие, уехавшие в города, периодически возвращаются на родину, а крепкие поморские избы используются сейчас в качестве дач. Впрочем, и заброшенных домов тоже много. А еще летом тут какое-то безумное количество комарья, слепней, оводов и прочего гнуса. Даже открытые пространства и свежий ветер с Белого моря не спасают от атак насекомых, которые выдирают из тела целые куски, и того гляди унесут заезжих туристов в лес, где и сожрут их заживо к чертовой матери.

-4

-5


О главной достопримечательности села - церкви Петра и Павла, построенной в далеком 1625 году, будет отдельный рассказ, так что не прощаюсь. Поведать там есть о чем.
#карелия
#поморы
#белоеморе
#деревня