Предисловие
Вот люблю я смотреть что-то плохооценённое, ничего не могу с собой поделать. То ли у меня мания оценивать неоцениваемое, то ли просто такие чуть мазохистские наклонности.
Но канал этот не о моей скромной персоне, а про кино, которое эта персона смотрит. И смотрел я не так давно очередной фильм Нетфликса (надеюсь, не сильно ещё надоел с этим стримингом). Ну а что, привлекают же некоторые премьеры, пусть и разочаровывают потом. А оптимист в моём лице всё надеется найти в тонне песка золотую крупинку.
И знаете, я нашёл, но сейчас не о ней. Сейчас про фильм “Не для слабонервных” (в оригинале Trigger Warning или менее претенциозное “Предупреждение о срабатывании”).
Осторожно, могут быть спойлеры (но едва ли это особо важно в данном случае).
Сюжет
Критики склонны считать сюжет этого фильма высосанным из пальца. Я бы даже сказал, что из пальцев сценаристов, уже придумавших сюжетные ходы, которыми пользуется “Не для слабонервных”.
А профильные сайты весь синопсис укладывают в два небольших предложения:
После внезапной смерти отца женщина-спецназовец (Джессика Альба) становится владелицей семейного бара. Однако вскоре она оказывается втянута в конфликт с жестокой бандой, терроризирующей город.
Из описания может показаться, что перед нами женская версия “Дома у дороги” (2024). А трейлер и вовсе обещал что-то из разряда “Джон Уик” на минималках. Разумеется это всё оказалось слишком далеко от истины, чтобы хоть на треть быть правдой.
Кем это сделано
Пора бы этот раздел для контента Нетфликса переименовать в “Как сэкономить бюджет на команде” или “Имена, которые забыли или не знали”. Потому что как не загляну в список создателей очередного продукта стриминга, так не перестаю удивляться. В списке киноделов то малоизвестные, то вышедшие в тираж, то дебютанты, то с сомнительным послужным списком не только в кино, но и на телевидении.
Так и в этот раз. Едва ли кто-то из вспомнит имя индонезийской постановщицы Моули Сурья, в чьём портфолио всего четыре режиссёрских проекта, включая “Не для слабонервных”. А картина, которую она поставила до того, вышла в 2017 году и её, картину, даже номинировали в Каннах на “Золотую пальмовую ветвь” (правда в не совсем очевидной номинации).
Трио сценаристов (да, над сценарием работали аж три человека) тоже не самые известные или успешные персоны.
Последний сценарий Джона Бранкато поставили также в 2017-ом, потому что в 2009-м сразу два его крупных релиза громко провалились в прокате, это “Суррогаты” и “Терминатор: Да придёт спаситель”.
Единственная профессиональная заслуга второго сценариста Джоша Олсона – это номинация на “Оскар” за “Оправданную жестокость” (2005). Но за следующие 19 лет он поработал только в двух сериалах и одном анимационном фильме. И последний перед “Не для слабонервных” проект вышел в том же 2017-ом.
Хэлли Вегрин Гросс, последняя в трио, в качестве сценариста работала исключительно в сериалах, довольно известных, надо признать (например, “Мир дикого запада” или “Слишком стар, чтобы умереть молодым”), но была там частью более мастеровитой команды.
Остальная команда пришла также из проектов для малых экранов разной степени успешности и известности. Чего не сказать о главной звезде сегодняшнего фильма.
До появления в “Уведомлении о срабатывании” Джессика Альба не снималась четыре года. Как человек, она конечно интересная, но с актёрством у неё не ладилось всегда, несмотря на роли в больших или успешных фильмах. Критики слишком редко забывали одаривать девушку своим “вниманием”, а череда кассовых провалов вскоре фактически загубила и без того не слишком успешную карьеру. Альба быстро перешла от главных ролей к второстепенным и в фильмы нижних категорий (вместе с Робертом Родригесом).
Нетфликс выбором её на ведущую роль будто хотел проверить, захочет ли зритель посмотреть, изменилась ли актриса за то время, которое её не было видно. Спойлер: нет, она также привлекательна, как 5, 10, 15 лет назад. И точно так же не умеет выбирать себе роли.
Как это выглядит
Если говорить непредвзято и отвлечённо, то очень олдскульно. Действие да и сюжет в целом напоминает фильмы конца восьмидесятых начала девяностых. Когда герой, в данном случае героиня, приезжает/возвращается куда-то, где при помощи своих боевых навыков начинает понемногу разматывать криминальный клубок местных авторитетов, коррупционеров и прочих двуличных предателей, попутно расправляясь с парой десятков каскадёров-эпизодников.
Так и здесь: Паркер во вступлении уложит пару явно афганских боевиков, потом несколько грабителей в магазине хозтоваров, потом несколько наёмников в собственном баре и нескольких террористов в пещере. Разумеется, среди местных окажется несколько неравнодушных жителей, которые помогут девушке в беде, а она в конце со всеми справится. Всё по давно истоптанным жанровым тропам.
Но трейлер же обещал “Джона Уика”. Ага, как же. Единственная приличная боевая сцена на весь фильм – та, где героиня победит бандитов в магазине. Но на фоне других представителей жанра (не говоря уже про “Джона”) сцена кажется куцой, а сам фильм стыдно поставить в один ряд с другими картинами. Экшен тут лишён какой-либо изобретательности, хореографии и творческого “огонька”.
Начавшись с заявки на боевик, “Не для слабонервных” вскоре скатывается до мучительно медленного триллера. Настолько медлительного, что и триллером-то назвать едва язык поворачивается. Не спасают даже пресловутые экшен-сцены с “неожиданными” сюжетными поворотами, в которых явно минималистичный сценарий не старается раскрывать ни героев ни злодеев.
Критики так и вовсе называли фильм “неплохим снотворным”, в котором стандартный хронометраж в 100 минут ощущается как 200-минутный. Кстати, автор этой статьи также едва не заснул в последней трети, но всё же смог чудом победить сонливость. Наши локализаторы в кои-то веки не соврали с адаптацией названия.
Итог
Даже обычно лояльные зрители с Томатов оценили картину ниже критиков, и она по итогу оказалась никому не нужна. Печальный, но ожидаемый и заслуженный удел.
“Не для слабонервных” представляют собой слишком слишком олдскульный триллер, который смогут досмотреть только самые терпеливые или непритязательные зрители, но не факт, что им это понравится.
Советовать его к просмотру я точно никому не буду, но и отговаривать от просмотра не стану, вдруг окажется, что это всё-таки Ваше кино. Ну или Вы просто захотите полюбоваться на милашку Альбу, которой в очередной раз не слишком идёт образ героини боевиков.
Едва не уснул в пещере Кирин59.
Смотрите только Хорошее Кино.
Оценки фильма на момент написания настоящей статьи:
- Кинопоиск: 4.7 (1,3 тыс. оценок)
- IMDb: 4.6 (15 тыс. оценок)
- Роттен Томатос, зрители: 15 % (500+ оценок)
- Роттен Томатос, критики: 20 % (44 рецензии)