Найти тему
Финансовый гений

У причала "Арктик СПГ-2" впервые обнаружили теневой танкер

Недавно я писал о том, что Россия вслед за теневым флотом нефтяных танкеров начала создавать теневой флот газовозов.

По информации ведущих новостных агентств США, в последнее время в мире малоизвестными компаниями было закуплено порядка 50 подержанных крупнотоннажных судов для перевозки сжиженного газа, которые регистрировались в разных странах на неизвестные фирмы и страховались неизвестными страховыми компаниями.

Все указыет на то, что это теневой флот газовозов для российского Новатэка, новые проекты которого попали под блокирующие санкции, что сделало невозможным "белые" поставки с этих заводов и официальный заход туда судов для погрузки. Прежде всего, речь идет о проекте Новатэка "Арктик СПГ-2". Но прямых подтверждений ранее не было.

И вот, теперь они появились. Издание gCaptain, специализирующееся на морских перевозках, опубликовало спутниковые снимки от 1 августа, где у причала "Арктик СПГ-2" стоит газовый танкер длиной 280 метров.

Теневой танкер у причала "Арктик СПГ-2"
Теневой танкер у причала "Арктик СПГ-2"

В этом газовозе опознали известный танкер LNGC Pioneer. Это судно было построено 19 лет назад, и считается довольно старым. А его транспондер давал заведомо неправильную информацию о своем местоположении. В день загрузки с судна передавали координаты, удаленные от Обской губы, где расположен «Арктик СПГ — 2», на 800 морских миль, или 1300 км.

Фальсификация координат местонахождения - это классический признак работы теневого флота. Другой характерный признак - регистрация на неизвестную компанию и хождение под чужим флагом. Сейчас LNGC Pioneer ходит под флагом Палау и зарегистрирован на никому не известную индийскую компанию.

Вот что пишет издание:

СПГ-танкер, который пришвартован к российскому газовому объекту, находящемуся под санкциями, не имеет известного страховщика, управляется малоизвестной индийской компанией и притворяется, что находится где-то в другом месте.

Следом эту информацию распространили уже и широко специализированные СМИ.

-2

Также приводится информация, что недалеко от российских вод в Арктике были зафиксированы и другие суда, перевозящие СПГ, в частности - LNG Dubhe и SCF La Perouse. La Perouse — новый танкер, построенный в 2020 году. Вероятнее всего, это указывает на то, что газ с предприятия "Арктик СПГ-2" перегружается в море с серых на белые газовозы по тому же принципу, как это происходит с российской нефтью.

Все это говорит о том, что после долгого простоя завод первой линии "Арктик СПГ-2" все же начал отгрузки добываемого и сжижаемого там газа.

Проект "Арктик СПГ-2" предполагал строительство трех заводов по переработке и сжижению газа, добываемого там же, равной мощности по 6,6 млн тонн в год каждый.

В начале ноября 2023 года США наложили блокирующие санкции на этот проект, что привело даже к отказу от поставок 6 газовозов-ледоколов, производимых на южнокорейской верфи по заказу Новатэка, которые смогли бы заходить на предприятие, расположенное в зоне арктического климата.

Также к тому времени было практически завершено строительство лишь первого завода из трех предполагаемых, который вскоре все же был запущен, но проработал примерно 3-4 месяца, до марта-апреля 2024 года, после чего остановился.

Причиной остановки стало то, что "белые" газовозы отказывались загружать СПГ с подсанкционного предприятия.

Получается, что для решения проблемы Новатэку потребовалось около полугода и серьезные финансовые затраты.

Весь СПГ, отгружаемый с завода "Арктик СПГ-2" - санкционный. Его прямые закупки невозможны под риском попадания под вторичные санкции. Поэтому проблема заключается не только в том, чтобы перевезти добываемый там газ, но и в том, чтобы его продать.

Главным рынком сбыта Новатэка всегда была и продолжает оставаться Европа. А европейские компании вряд ли будут подставлять себя под такие риски. Эксперты предполагают, что Новатэк может смешивать газ с проекта "Арктик СПГ-2" с газом с проекта "Ямал СПГ", который пока не находится под санкциями, и с которого, в основном, и осуществляются поставки в Европу.

Однако, когда и если такие случаи станут широко известны, это, вероятнее всего, поспособствует наложению санкций и на предприятие "Ямал СПГ".

Также там где риски - там всегда и дисконты - это мы уже отлично должны были усвоить на примере российской нефти. Поэтому и российский СПГ теперь, вполне вероятно, начнет продаваться с большими скидками, а при усилении санкционного давления они будут только расти.

Пока очень сложно делать выводы о том, чего больше приносит Новатэку противостояние санкциям на "Арктик СПГ-2": доходов или расходов. Если смотреть на финансовую отчетность по РСБУ за 1 полугодие 2024 года, то там появился чистый долг в размере почти 140 млрд рублей, тогда как годом ранее он был отрицательным (-26 млрд), почти вдвое выросли долгосрочные обязательства (с 262 до 459 млрд рублей).

-3

Вероятнее всего, тут и заложены расходы на приобретение теневых танкеров и сопутствующие мероприятия.

Более показательным с точки зрения финансовых результатов будет отчетность по МСФО, которая еще не вышла.

Подробнее об "Арктик СПГ-2" и попадании его под санкции - в отдельной статье:

Арктик СПГ-2: что это за проект?

Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.