Найти тему
Цитадель адеквата

Как однажды были "утрачены" технологии строительства мегалитов

Отнесение египетских пирамид к «мегалитам» не бесспорно, но почему бы и нет? Блоки достаточно велики, а вяжущий раствор не использовался. И в таком случае, величайшим мегалитическим сооружением, в конструкции которого, кстати, альтернативная наука видит едва ли не рекордное количество признаков применения «высоких утраченных технологий», оказывается пирамида Хеопса… Ну… Некоторые считают, что гора Кайлас, но это перебор, всё-таки.

Высочайшим сооружением на планете пирамида Хеопса оставалась по официальным источникам почти 4000 лет. До постройки Линкольнского собора в начале XIV века. Сейчас собор выглядит не совсем так, как в средние века, но шпиль вознёсся на высоту 160 метров уже в 1311 году. Сравнение может казаться не корректным, ибо шпиль был деревянным, высота же каменной башни составляла только 83 метра. Однако, одного взгляда на собор достаточно для понимания, что «некорректность» совершенно в другом. Древние египтяне не смогли бы сплести из каменных кружев башню. Как даже и что-то такое вообразить.

Линкольнский собор
Линкольнский собор

Доступные в древнем мире технологии каменного строительства не позволяли строить высокие здания. Парадоксальным образом, этому препятствовала недостаточная прочность мегалитических построек. Конструкции сложенные из гигантских, точно пригнанных монолитных блоков кажутся неуничтожимыми, вечными… и действительно таковы, раз уж простояли тысячи лет. Но есть нюанс. Никуда не годилось отношение прочности к весу.

Прочность камня не беспредельна. Тут можно вспомнить, как на глазах изумлённых строителей Снофру провалилась в себя пирамида в Медуме. Или как стала проседать, грозя разделить судьбу предшественницы, «ломаная» пирамида. Поднимать пирамидион к небу египтяне могли только подпирая его сплошной, расширяющейся к низу с уклоном 52 градуса громадой каменных блоков... Сначала они хотели 60 градусов, – чтобы получился красивый равносторонний треугольник, – египтяне те ещё перфекционисты были. Но 60 градусов – известняк не держал.

Весьма приземистыми, – без куполов, шпилей, башен, – были и мегалитические египетские храмы. Приземистыми и тесными. Поддерживать чудовищный вес монолитных перекрытий могло лишь большое количество толстых монолитных же колонн. Причём, поставить на эту конструкцию второй этаж было уже нельзя. В таком случае, первый пришлось бы целиком заполнить камнем… То есть, снова получалась пирамида.

Высокое здание с большим объёмом внутренних помещений должно иметь тонкие, минимального веса стены. Построить такое можно либо из обожжённого кирпича, либо из камня, скрепляя мелкие блоки прочным водостойким раствором на основе извести. Впервые такую технологию, – кирпич и известь, – кстати, стали применять зодчие Индской цивилизации в середине V тысячелетия до новой эры. Существуют, впрочем, и более древние находки. Пол из залитого бетоном гравия имеет на тысячу лет более древний дом на территории сербского посёлка Лепенски Вир. Технология, таким образом, независимо изобреталась во множестве мест, но долго не получала распространения.

Робкие попытки использовать известковый раствор в Египте предпринимаются уже при строительстве последних пирамид. Но там получению извести препятствует дефицит единственного до XVIII столетия промышленного энергоносителя – древесного угля. Проблема эта, в меньшей, но чувствительной мере осложнявшая жизнь и строителям Вавилона, решается только с развитием международной морской торговли в эллинистической и римское время. Массовым же применение раствора становится в Средиземноморье лишь в V веке до новой эры.

С этого момента мегалитические приёмы строительства выходят из употребления. Архитектура выходит на качественно новый уровень. Ранее разница уже иллюстрировалась сравнением построек инков и майя.

…Однако, разница эта, позволяющая увидеть в мегалитах их истинную суть, – не выходящую за пределы воображения сложность, а предельную же примитивность (не мешавшую, однако, архитекторам достигать большого эстетического эффекта), – так важна, что её невредно подчеркнуть ещё и сравнением мавзолея Теодориха с римским Пантеоном.

Пантеон
Пантеон

Пантеон – «храм всех богов» – в Риме построен 1900 лет назад и 1900 лет стоит без капитального ремонта. Под натиском времени не устояли только монолитные колонны портика. Их пришлось заменить... Но римляне предвидели это, и сделали так, чтобы портик держал колонны, а не они его. Сделанные же из кирпича стены, как и бетонный купол диаметром 43.2 метра, несомненно, простоят ещё 1900 или даже 19000 лет.

Но всего через 400 лет после постройки Пантеона, король остготов Теодорих Великий пожелал, следуя примеру владык бронзового века, заранее, при жизни построить себе мавзолей. Скромненький, но с куполом. Как в Пантеоне. И если скромность сама по себе вопросов не вызвала, то с куполом возникли проблемы. Античная цивилизация уже рухнула, а в условиях наступившей варваризации никто не знал, как делать купола. Не то, что из бетона, – хоть б и просто из камня.

Однако, Теодорих не даром звался «Великим». Нужные слова он нашёл, и строители справились. Сооружение увенчал имеющий диаметр 10 метров купол, целиком высеченный из гранита. Масса детали достигала 300 тонн. И, поскольку, подъёмные краны ушли вместе с цивилизацией, готы затащили купол на место по накрывшей всё сооружение насыпи.

Мавзолей Теодориха Великого
Мавзолей Теодориха Великого

В этой истории отметить следует три не очевидных аспекта. Во-первых, за всю историю Древнего Египта только одна монолитная гранитная деталь, – позже увезённый в Рим Латеранский обелиск, – имела большую массу. И это не говоря уж о сложности формы. Тут готы не просто обыграли, а буквально уничтожили египетских гранитчиков. Даже в эпоху Нового Царства фараон не поверил бы, если б ему сказали, что каменное перекрытие длиной 10 метров физически может существовать.

Во-вторых, готы целиком высекли купол из гранита, потому что это был единственный доступный им способ. По-другому они не умели. Мегалитическая же технология тем и привлекала древние народы, что умений не требовалось. Любая задача решалась привлечением достаточного числа людей с молотами и верёвками.

В-третьих же, посмотрев на мавзолей Теодориха, можно понять, почему с развитием архитектуры интерес к мегалитическим техникам немедленно исчезал. Дело не в том, что монолитный гранитный купол сложнее изготовить, нежели бетонный или кирпичный. Сложности великих королей никогда не смущали (не им же преодолевать их).

Дело в том, что гранитный купол хуже. Если не знать, что это монолит, купол мавзолея Теодориха вообще не производит впечатления. Задача же подобных сооружений заключается именно в том, чтобы потрясти зрителя.