Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Как велик возраст мегалитических храмов Египта?

Храм Хатхор
Храм Хатхор

Сначала, о «мегалитическом». Мегалит определяется, как «сооружение из гигантских камней, не скреплённых строительным раствором». Причём, считается, что пирамиды под это определение попадают. Ибо, гипс и глина – не настоящий раствор. Спорно лишь отнесение к мегалитам почти целиком состоящих из кирпича-сырца пирамид Среднего Царства… Бесспорно же, что даже позже, когда пирамиды вышли из моды, храмы в Египте всё ещё строились по мегалитической технологии.

Отнести к мегалитам допустимо и египетские обелиски.

Начать стоит с храмов. Почерком египетских зодчих можно считать установленные на каменные платформы колоннады из прямоугольных блоков, соединённых горизонтальными балками, – тщательно обработанными, точно подогнанными и почти идентичными по размеру. И этот стиль, сближающий египетскую монументальную архитектуру с храмами Тиуанако (построенными, впрочем, на тысячелетия позже и куда менее аккуратно), практически не меняется. Консервативность, отчасти, может быть связана с недостаточной практикой и, как следствие, низким развитием технологий каменного строительства в Египте. Отчасти, с дороговизной раствора, для получения которого требовался древесный уголь. Но в значительной мере, наверняка, и со вкусами египтян. Например, храм Хефрена (Хафры), построенный в одно время с пирамидой – в XXVII веке до новой эры, – производит впечатление и сейчас. Причём, именно, благодаря гигантизму и точности обработки блоков. Большое впечатление, и тем более на тех, кто в египетских богов верил, он должен был производить и в прошлом.

Храм в Амона-Ра в Луксоре
Храм в Амона-Ра в Луксоре

К сожалению, самые потрясающие храмы, в конструкции которых использовались мегалитические детали из цветного, твёрдого камня, сохранились хуже всего. Их растаскивали все, а усерднее всего римляне. Последние остро нуждались в камне для строительства… древнеегипетских храмов.

Но храм Хефрена – один из немногих, действительно древних, – одного возраста с пирамидами. Большинство же наиболее известных культовых построек Египта, хотя кажутся «древними» (и в абсолютном исчислении являются таковыми), сравнительно с пирамидами молоды или даже очень молоды. Тоже касается, кстати, и «незаконченного обелиска». Женщина-фараон Хатшепсут, заказавшая это чудо, правила в XV веке до новой эры. Позже не только эпохи пирамид, но и нашествия гиксосов.

Храм Осириса в Абидосе
Храм Осириса в Абидосе

Это к вопросу о храме Хатхор, или же «комплексе в Дендере», знаменитом своими барельефами, на которых можно увидеть нечто в высшей степени странное: фараона, бьющего своих подданных по головам огромной лампой накаливания. Догадываясь, что могут быть поняты неправильно, египтяне не поленились и оставили пояснительные надписи прямо на барельефе. Там, оказывается, просто змея рождается из лотоса, олицетворяя изобилие связанное с разливом Нила. Традиционный символизм. Но суть-то в другом.

Храм Хефрена
Храм Хефрена

Самой интересной и неожиданной особенностью храма Хатхор является его возраст. Вообще, комплекс в Дендере очень древний, и первые сооружения в нём появляются ещё в правление Хафры. Однако, до нашего времени они не сохранились. Разрушенное в первый переходный период святилище было восстановлено одновременно со строительством последних пирамид в эпоху Среднего Царства. С тех пор много раз перестраивалось, и реставрировано в том виде, который приобрело усилиями римских императоров в I веке уже новой эры.

Барельефы, впрочем, появляются на два столетия раньше. Они находятся в склепе, расположенном в фундаменте здания. Создано же это помещение в эллинистический период.

Барельеф в Дендере
Барельеф в Дендере

В эллинистический же период перестраивался и известнейший храм в Амона-Ра в Луксоре. Однако, он в значительной мере сохранил вид, который имел в период Нового Царства – в XI веке до новой эры. Каких-то полторы тысячи лет после пирамид…

Абидосские иероглифы
Абидосские иероглифы

Другой знаменитый храм Египта, – храм Осириса в Абидосе, – впрочем, намного старше. Хотя, также не сравним по возрасту даже с пирамидами Среднего Царства. Комплекс построен в правление Сети I в XIII веке до новой эры, но уже в том же столетии подвергся косметическому ремонту при Рамзесе II. Что породило ещё одно чудо Египта – «вертолёт» среди иероглифов.

Птица из Саккары
Птица из Саккары

Вообще, абидосские иероглифы – лишь результат попытки замазать штукатуркой высеченную на камне прославляющую Сети надпись, разместив на том же месте другую, – прославляющую уже Рамзеса. С последующей порчей результатов вследствие отпадения штукатурки. То есть, не так там всё выглядеть должно было, как выглядит...

...Соответственно, первая ошибка – неосознанное натягивание древней совы на глобус ассоциаций, возникающих только у современного человека. Натягивать же сову нужно на совсем другой глобус.

Так, смотреть на «лампы Дендеры», сделав поправку на возраст сооружения, следует глазами греческого ваятеля, творившего по заказу фараона македонской национальности «что-то аутентично египетское» (мы же все теперь египтяне). И занимался он этим, руководствуясь устными инструкциями жреца, греческим языком, увы, владеющего плохо. Как правильно должна рождаться из лотоса олицетворяющая изобилие змея (змея?! он так сказал?) мастер представлял себе ничуть не лучше, чем лампочку накаливания.