Нет, речь не об очередной книге о попаданцах, а о способах, которыми пользовались средневековые европейские государства для демонстрации «Римским империям» Запада и Востока того что с ними нужно обращаться на равных. Лучше всего здесь могла помочь «государственная генеалогия», связывающая истоки народа, вышедшего на историческую сцену, с далёкой древностью, с временами Гомера, Александра Македонского и Цезаря.
Русские книжники также прибегали к услугам «легендарной генеалогии». Хорошо известна попытка связать Рюрика с Августом, но творец Эллинистического мира был не менее популярным персонажем. Наиболее любопытен т. н. «Александров дар (грамота)». Он представлял собой подделку, похожую на известный «Константинов дар», получившую распространение в Польше XV-XVII вв.
Согласно данной грамоте Александр отдал Восточную Европу во владение трём своим полководцам Чеху, Леху и Роксолану (здесь происходит пересечение с другой литературной традицией, рассказывающей о трёх братьях Чехе, Лехе и Русе, которые основали, соответственно, Чехию, Польшу и Русь, только Рус в «даре» заменён Роксоланом). В некоторых редакциях грамоты военачальники становятся потомками Мосха — внука Ноя. Так славяне становились частью не только античной, но и Библейской истории.
«Александров дар» стал популярен в России лишь в XVIIв. Его влияние видно в повести «О Словене и Русе», где Рус благодаря грамоте становится прародителем всех славянских народов.
В Густынской летописи, составленной в будущей Полтавской губернии, славяне уже берут дань с македонян. Там же указывается, что славяне произошли не только от Мосха, но и от народа Енетов, воевавших вместе с троянцами. После Троянской войны они мигрировали в Северное Причерноморье, где стали известны как Сарматы и Роксоланы.
Всё это нагромождение «легендарных генеалогий» получило отражение в «Синопсисе» Иннокентия Гизеля, ставшего в XVIIIв. главным учебником по истории России. Его очень любил М. В. Ломоносов, что позволяет понять, откуда учёный черпал вдохновение для своих антинорманских построений о происхождения славян от роксолан.
Но где же обещанное противостояние Александра и русов? Тут стоит отметить, что македонского царя с Русью пытались связать не только книжники из Восточной Европы. В персидской поэме «Искандер-наме» (1201 г.) рассказывается, как Александр отправился в поход на Китай, но, узнав о набегах русов на северные пределы Персии, вынужден возвратиться. Сами захватчики изображаются, как демоны с пёсьими головами. Царь побеждает русов, а их «шах» признаёт его власть. Кроме того, Александр получает прекрасную китаянку в качестве дара.