Точно для царя Снофру была построена «ломаная» пирамида в южной части некрополя в Дашуре. Её высота 92,3 метра. Но если бы она была продлена под изначальным углом в 50 градусов и 41 минуту, то достигла бы высоты 125 метров. Этого не случилось.
По какой-то причине строительство пирамиды форсировали, и на высоте 45 метров угол наклона стен меняется до значения 42 градуса 59 минут, пирамида переламывается и сходится на вершине раньше, чем планировалось.
Но не это для нас важно. Тут гораздо интереснее, что облик «ломаной» пирамиды почти как у «истинной», но расположением блоков и по внутренней конструкции она напоминает ступенчатую.
Итак, это ещё один – последний – шаг к классическим пирамидам.
Наконец перед нами встаёт ещё одна пирамида Снофру, построенная в Северной части дашурского некрополя (если не ошибаюсь, именно её зовут красной или розовой). Вот она-то с самого начала задумывалась как классическая. Её высота – 104,4 метра.
Теперь ясно кого хотел переплюнуть Хуфу (Хеопс), второй царь из IV династии, который и возвёл первую (Большую) из Великих пирамид Гизы.
Тут следует сказать, что Великих пирамид Гизы всего три: пирамида Хеопса (Хуфу) высотой 146,6 метра; пирамида Хафра (Хефрена) – 143,3 метра; пирамида Менкаура (Микерина) – 66 метров (современная высота – 62 метра).
Как видите, запал гигантомании быстро сошёл на нет. Закономерно, если учесть затраты сил и ресурсов, которых требовало строительство громадных пирамид.
Безусловно, Великие пирамиды — шедевры архитектурного искусства древнего мира. Но с ударением на слове «древнего».
Ничего сверхъестественного, что требовало бы знаний сверхмогущественных земных или внеземных цивилизаций в них нет. Практически монолитные, прямоугольные в сечении строения. А прямой угол — это далеко не бином Ньютона.
Конечно, архитекторы пирамид нашли очень остроумные для того времени (именно для того) решения. Например, разгрузочные камеры, уменьшающие вес верхних ярусов и их давление на нижние, ступенчатые воды и седлообразные перекрытия.
Но, согласитесь, это и не средневековый готический собор, который несмотря на вес каменных блоков полон воздуха и света. Это там — большие высокие залы, высокие стрельчатые окна, ажурные розетки, галереи и арки, в пирамиде всё проще, уже, теснее и темнее.
Ссылка на вторую часть
Автор: Иван Бирюков
Лит.:
- Древний Восток: учебное пособие для вузов / Н.В. Александрова, И.А. Ладынин, А.А. Немировский, В.М. Яковлев; рук. проекта А.О. Чубарьян. – М.: Астрель, АСТ, 2008. С. 57, 60–61, 64–65.
- Замаровский В. Их Величества пирамиды. – М.: из-во «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1981. С. 208, 211–212, 218, 229, 232, 268, 271, 272, 279, 287, 291, 440–441.
- Искусство Древнего Востока / М.Э. Матье, В.К. Афанасьева, И.М. Дьяконов, В.Г. Луконин. – М.: из-во «Искусство», 1968. С.8–10.
- История Востока: в 6 томах. Т.1. Восток в древности / под. ред. В.А. Якобсона. – М.: Вост. лит, 2009. С. 182.
- История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч.2. Передняя Азия. Египет. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. С. 312, 314, 326, 327.
- Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – М., Л.: государственное из-во «Искусство», 1961. С.28-29, 32, 34–35, 50, 55–56, 59, 60, 61–63, 65–66.
- Орехов Р.А. Мир строителей пирамид: эпоха Древнего царства. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, Контраст, 2014. С. 38–39, 42, 52, 77, 80.
- Рубенштейн Р.И., Шуринова Р.Д. Изобразительное искусство и архитектура // Культура Древнего Египта. – М.: из-во «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1976. С. 372, 374–375.