Найти тему

«Мать пирамид» и её дети. Часть 1.

Школьные учебники создают иллюзию, будто Великие пирамиды появились вдруг и сразу. Бегали-бегали полуголые египтяне в набедренных повязках, а потом – раз! – и пирамиду Хеопса построили.

Видимо, отсюда и проистекает скепсис альтернативщиков, видящих в пирамидах наследие забытых цивилизаций или зодчих-гигантов, а может, и архитекторов-инопланетян... Ну, с альтернативщиками всё понятно – им нужна не история, а фэнтези. А наука, увы, всё делает каким-то прозаичным и приземлённым.

Вот и пирамиды, стоит хоть немного углубиться в тему, оказываются не чудом, а продуктом длительного развития египетской архитектуры, мастерства зодчих, растущего от поколения к поколению, и накопленных за столетия знаний.

Отставим в сторону развитие обработки камня в каменном веке и в додинастическую эпоху, а рванём сразу в Раннее царство (по Бекерату: ок. 3032/2982 – 2707/2657 гг. до н.э.).

Мы видим, что гробницы царей и знати делались тогда в форме почти монолитных мастаб – прямоугольных сооружений со скошенными стенами и плоским верхом. Чтобы было нагляднее – в форме золотого слитка. Как видите, мастабы напоминают сильно усечённые пирамиды.

Мастаба царя IV династии Шепсекафа в Саккаре
Мастаба царя IV династии Шепсекафа в Саккаре

Вполне вероятно, их форма должна была напоминать могильный холм, который насыпался над подземной гробницей в ещё более отдалённую эпоху.

Итак, мастабы – уже шаг вперёд от искусственного холма к искусственной горе, которую представляет собой пирамида.

В этих усыпальницах, естественно, уже были камеры для покойного, его статуи и кладовых для имущества, которое ему пригодится в загробном мире.

Сначала мастабы делались из кирпича-сырца, позднее активнее стал использоваться камень (ещё один шажок). Причем качество его обработки постоянно росло.

В ходе строительства мастаб были опробованы и вошли в применение новые приёмы и способы — например, различные типы перекрытий, в том числе из каменных плит.

В гробнице-подземелье царя Дена (Хора Простирателя у Ю.Я. Перепёлкина) впервые появилась лестница, которая с тех пор прочно вошла в египетское зодчество.

В кенотафах (ложных гробницах) царя I династии Ка и царей II династии Перибсена и Хасехемуи появляется ложный свод. Иногда его покрывали толстым слоем ила и получалось нечто вроде купола.

Это ещё несколько шагов вперёд. И сделаны они были ещё в период Раннего царства, насчитывающий более двух веков.

И вот на сцене появляется Джосер – первый фараон Древнего царства, первый значимый представитель III династии (по Бекерату: 2690/2640 – 2670/2620 гг. до н.э.). Возможно, он её основатель, а, возможно, ему предшествовал ещё один царь.

Джосеру тоже строили мастабу. Изначально.

Но уже в ходе строительства зодчему Имхотепу пришла в голову смелая и дерзкая мысль – построить не просто мастабу, а нечто грандиозное. В то время, после недавней смуты, было важно подчеркнуть величие фигуры царя и его божественность.

Автор: Иван Бирюков

[Продолжение во второй части].

Лит. (ко всему циклу):

  1. Древний Восток: учебное пособие для вузов / Н.В. Александрова, И.А. Ладынин, А.А. Немировский, В.М. Яковлев; рук. проекта А.О. Чубарьян. — М.: Астрель, АСТ, 2008. С. 57, 60—61, 64—65.
  2. Замаровский В. Их Величества пирамиды. — М.: из-во «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1981. С. 208, 211—212, 218, 229, 232, 268, 271, 272, 279, 287, 291, 440—441.
  3. Искусство Древнего Востока / М.Э. Матье, В.К. Афанасьева, И.М. Дьяконов, В.Г. Луконин. — М.: из-во «Искусство», 1968. С.8—10.
  4. История Востока: в 6 томах. Т.1. Восток в древности / под. ред. В.А. Якобсона. — М.: Вост. лит, 2009. С. 182.
  5. История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч.2. Передняя Азия. Египет. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. С. 312, 314, 326, 327.
  6. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. — М., Л.: государственное из-во «Искусство», 1961. С.28—29, 32, 34—35, 50, 55—56, 59, 60, 61—63, 65—66.
  7. Орехов Р.А. Мир строителей пирамид: эпоха Древнего царства. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, Контраст, 2014. С. 38—39, 42, 52, 77, 80.
  8. Рубенштейн Р.И., Шуринова Р.Д. Изобразительное искусство и архитектура // Культура Древнего Египта. — М.: из-во «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1976. С. 372, 374—375.